Дежурство в уголке природы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дежурство в уголке природы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
по дисциплине: «Теория и методика ознакомления детей с природой»
2022
45.00 BYN
Дежурство в уголке природы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика ознакомления детей с природой
Организация: Ясли-сад №5, ГУО (г. Островец)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика трудовых умений и навыков у старших дошкольников.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дежурства в уголке природы как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
1.1 Сущность и понятие положительного отношения к труду детей дошкольного возраста
1.2 Формы воспитания положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
1.3 Специфика организации дежурства у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование дежурства в уголке природы как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на современном этапе развития педагогической мысли, большое внимание уделяется процессам воспитания подрастающего поколения в рамках определенной трудовой деятельности. Трудовое воспитание основано на формировании у детей дошкольного возраста приобщения к посильному труду в рамках объяснения значения трудовой деятельности в жизни люде.
Основной целью трудового воспитания является формирование и развитие у детей определенных нравственных ориентиров, таких как формирование трудолюбия и развития определенных волевых качеств черт личности ребенка, что включает формирование особенностей развития внимания, памяти и воображения.
В рамках дошкольного возраста происходит формирование представления о выполнении определенных обязанностей дежурных в рамках бережного отношения к природе. Процесс дежурства требует определенного уровня самостоятельности и последовательности трудовой деятельности, что помогает достичь высокого уровня уважения к другим людям, животным, растениям, воспитывать умение помогать взрослым людям, а также определять нужна ли взрослым людям помощь.
Для формирования представления о особенностях трудового воспитания и развития навыков осуществления дежурства в рамках определения формы организации отношения к определенной трудовой деятельности необходимо изучить творчество таких исследователей как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.
Технологические особенности приобщения детей к экологическому воспитанию основаны на определенных аспектах и структурных компонентах деятельности: рассказы, практическая деятельность, проведение экологических занятий, художественно-эстетическая деятельность, проведение экологического досуга и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты дежурства в уголке природы как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
1.1 Сущность и понятие положительного отношения к труду детей дошкольного возраста
Труд имеет определенное значение в жизни каждого человека и общества. Отношение человека к работе и его трудоспособность во многом определяют его судьбу. Чтобы обеспечить развитие личности ребенка, его мотивации и способностей, необходимо развивать трудовую деятельность, начиная с дошкольного возраста [1, с.147].
Для современных психологических и педагогических исследований отношение к определенной трудовой деятельности как определение совокупности взаимодействия определенных когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей взаимодействия трудовых процессов.
Данное понятие может определяться как формирование определенного содержания компонентов в рамках работы с детьми дошкольного возраста. Согласно определенному когнитивному показателю, включает определенные знания и представления о трудовой деятельности взрослых людей (В.И. Глотова, С.М. Котлярова, Г.П. Лескова), его социальном значении (В.И. Логинова, Я.З. Неверович), о трудящихся массах (С.А. Козлова, С.М. Котлярова, А.Ш. Шахманова), на позитивное отношение к работе (А.М. Виноградова, Г.Н. Година, Е.И. Радина). Кроме того, это осознание потребностей труда (Р.С. Буре, А.Д. Шатова), умение пользоваться инструментами (Л.Е. Образцова) и др. [2, с.28]
Глава 2. Эмпирическое исследование дежурства в уголке природы как средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
2.1 Организация и методики исследования
Цель работы – определить педагогические условия и методы эффективности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы в рамках проведенного исследования.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что положительное отношение к трудовой деятельности обусловлено развитием когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Для детей дошкольного возраста характерным является преобладание аффективных компонентов в рамках оценки трудовой деятельности, что формирует высокий уровень развития личности ребенка.
Основными формами в рамках приобщения детей к положительному труду являются такие как игровая, коллективная и совместная экологическая деятельность детей с педагогами. Мы видим, что одним из наиболее важных форм работы данной категории детей является организация дежурства в уголке природы и формирование представления о системе взаимодействия всех частей природного сообщества.
Организация дежурства в учреждении дошкольного образования имеет большое воспитательное значение. Дежурства могут быть организованы в столовой, уголке природы, в рамках игровой деятельности и т.д. Именно организация дежурств оказывает огромное воспитательное значение на процесс формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
С целью формирования представления о сформированности определенного отношения старших дошкольников к трудовой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование, которое оценивало отношение детей к художественно-бытовой деятельности, ручному труду, а также формирование творческого подхода к системе трудовой деятельности.
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. – М.: Просвещение, 2005. – 448 с.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина. – М.: «Педагогическое Общество России», 2000. – 128 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 213 с.
4. Буре, Р.С. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година – М.: изд. центр «Просвещение», 2003 – 144 с.
5. Буре, Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду / Р. С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / научный ред. Р. С. Буре. – М.: А. П. О., 2014. – С. 74–91.
6. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – СПб: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2003. – 160 с.
7. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2008. – 326 с.
8. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2011. – 142 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А . Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с
10. Козлова, С. А. и др. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.59.
11. Коломинский, Я.Л. Психология совместного труда детей / под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Народная асвета, 2009. – 94 с.
12. Котырло, В. К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям / В. К. Котырло // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. – М. : Педагогика, 2007. – С. 8–22.
13. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С.101–105.
14. Куцакова, Л.В. Нравственно–трудовое воспитание ребенка. Учебное пособие / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
15. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет: программно– методическое пособие /Л. В. Куцакова – М.: Мозаика–Синтез, 2012. – 128 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 236 с.
17. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания /А.Г. Пашков // Педагогика, 2002. – № 7–8. – С. 3–10.
18. Педагогика: Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно–методическое пособие / под ред. сост. И. О. Карелина – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68 с.
19. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно – опосредованное общение // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С.15–22
20. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000. – 236 с.
21. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянская школа, 2002. – 154 с.
22. Тарабарина, Т. И. Трудовое воспитание дошкольников в детском доме: учебное пособие для вузов / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2002. – 84 с.
23. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. – Минск: Народная аствета, 2012. – 96 с.
24. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
25. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2008. – 246 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика трудовых умений и навыков у старших дошкольников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты