Введение
Глава 1. Семьи социального риска – как социальная проблема
1.1 Методические аспекты социально-педагогической деятельности
1.2 Социально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3 Методы и формы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
Глава 2. Практическое исследование социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
2.1 Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел», программа статистической обработки информации Statistica 6.0
2.2 Рекомендации по организации социально-педагогической профилактики делинквентного поведения подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время актуальными становятся исследования, в которых изучаются социально-педагогические проблемы несовершеннолетних правонарушителей. Подростки в силу незрелости личности и переходности этого возрастного этапа становятся подверженными различным негативным воздействиям среды, что может проявляться в нарушениях поведения и социальной дезадаптации. Подростковый возраст в силу его переходности и активного включения во внешние социальные институты является одним из важнейших в процессе социализации. При этом на процесс социализации в подростковом возрасте влияет множество факторов. Одним из таких факторов является семейный. В этой связи особую значимость приобретает профилактика противоправного поведения детей и подростков.
Важный вклад в изучение проблемы личностных особенностей подростков внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др. В работах этих авторов раскрываются теории развития личности и межличностных взаимодействий в подростковом возрасте. Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко и др. авторы сходятся в том, что развитие внутреннего адаптационного потенциала имеет огромное значение в развитии личности подростка и во многом определяют все остальные стороны поведения и деятельности. В исследованиях ряда авторов были выявлены некоторые психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Отмечены проблемы личностного и эмоционального развития, что создает определенные трудности при общении и адаптации. Описана недостаточно развитая способность самостоятельно строить образ «Я», которая формирует у подростков зависимость от мнений, оценок и отношений окружающих к ним (Л.Я. Олиференко, И.А. Фурманов и др.). Выявленные особенности ставят задачу поиска наиболее актуальных и эффективных форм социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, которые позволили бы создать условия для гармоничного развития личности подростков.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: формы и методы социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями.
ГЛАВА 1. СЕМЬИ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА – КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Методические аспекты социально-педагогической деятельности
Социальная педагогика как практика предполагает организацию социально-педагогического процесса. Такая организация в научной литературе получила название «социально-педагогическая деятельность».
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [9, с. 33].
Учитывая многообразие этой деятельности и ситуативный характер решаемых субъектом деятельности социально-педагогических задач, чрезвычайно трудно сформулировать общую единую цель социально-педагогической деятельности.
Н.В. Абрамовских определяют цель социально-педагогической деятельности как создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в школе [1]. Такое понимание цели, с одной стороны, выходит за рамки собственно педагогической деятельности, с другой – ограничивает социально-педагогическую деятельность только преодолением негативных явлений.
Исходя из предмета социальной педагогики, подразумевающего регулирование отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, мы можем рассматривать цель социально-педагогической деятельности как продуктивное содействие человеку в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребностям [15, с. 33].
Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности:
1. Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения
2. Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность), это реализуется на основе социального воспитания.
3. Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение [15, с. 34].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел», программа статистической обработки информации Statistica 6.0
Цель исследования: выявить склонность к делинквентному поведению у подростков и предложить рекомендации социально-педагогической работы по профилактике противоправного поведения.
Гипотеза исследования: подростки, состоящие на учете в ИДН, имеют выраженную склонность к различным формам девиантного и делинквентного поведения.
Описание процедуры эмпирического исследования:
На первом этапе исследования была подобрана методика для определения особенностей проявления отклоняющегося поведения.
На втором этапе была сформирована выборка для проведения исследования.
На третьем этапе были выявлены склонность к отклоняющемуся поведению у подростков.
На четвертом этапе были разработаны рекомендации по организации социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения подростков.
Методы эмпирического исследования:
– тестирование, опрос, опытно-экспериментальная работа;
– методы математической статистики (методы описательной статистики, для определения взаимосвязи показателей применялся критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена,).
Методика исследования: методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП). Автор: А.Н. Орел [36].
Цель методики: предназначена для оценки готовности подростков к проявлению различных форм отклоняющегося поведения. Шкалы опросника: опросник содержит семь шкал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического обзора установлено, что социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоение им социального и культурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Цель социально-педагогической деятельности как создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в школе.
Социально-психологическими особенностями несовершеннолетних правонарушителей являются: низкая социальная приспособленность, а также общий уровень неудовлетворенности положением в обществе. Также у этой группы лиц выражена такая черта характера, как импульсивность. Она может проявляется в низком самоконтроле поведения, совершения ряда необдуманных поступков и действий, а также в эмоциональной незрелости, и проявлении инфантилизма. При этом многие нравственно-правовые нормы не способны оказывать на поведение этого человека существенного влияния. Им могут быть свойственны также нарушения в установлении продуктивного общения.
Благодаря разнообразным формам и методам воздействия на личность социально-педагогическая деятельность способна решить задачу преодоления и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних: изменить поведение, развить инициативу, самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности.
В результате проведения эмпирического исследования установлено, что наиболее выраженными у подростков в исследуемой выборке являются следующие типы девиантного поведения: преодоление норм и правил, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, нарушения волевого контроля поведения и эмоций. Также по шкале «делинквентное поведение» у 80% подростков, состоящих на учете в ИДН, выявлен высокий уровень показателя. Делинквентное поведение у подростков связано со склонностью к преодолению норм и правил (при р<0,01), что является предрасполагающим фактором к формированию противоправного поведения. Делинквентное поведение у подростков связано со склонностью к аддиктивному поведению (при р<0,01).
1. Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-sotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti.
2. Гусейнов, А.Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей [электронный ресурс] / А.Б. Гусейнов. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2008/2/guseinov.pdf.
3. Евдошенко, О.В. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного общества / О.В. Евдошенко // Вестник науки и образования. – 2019. – №15. – С. 112-115. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sotsialnaya-problema-sovremennogo-obschestva.
4. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: ЭКСМО-Пресс, Речь, 2016. – 256 с. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/lib/55/book/55.
5. Матафонова, Т.Н. Подростковая преступность как проблема современного общества / Т.Н. Матафонова, Л.Н. Золотарева, Е.В. Колесникова [и др.] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). – Краснодар: Новация, 2019. – С. 4-6. – Режим доступа: moluch.ru/conf/ped/archive/322/14782/.
6. Матюшкова, С.Д. Методы и технологии социальной работы / С.Д. Матюшкова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. – 169 с. – Режим доступа: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/22776/1/.
7. Муханова, Е.Д. Социальная работа с девиантными подростками / Е.Д. Муханова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №3. – С. 60-66. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-deviantnymi-podrostkami.
8. Назаров, И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска / И.Н. Назаров // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2015. – № 4. – С. 215-221. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034315.
9. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении / Л.Никитина // Воспитание школьников. – 2011. - №1. – С.33-36. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3559196/.
10. Никитина Ю. Трудные подростки: создать безопасную среду // Социальная защита. – 2015. – № 12. – С. 62-66. – Режим доступа: https://www.cbs-rzn.ru/uploads/userfiles/file/Bibliograficheskie_posobia/2017/ Podrostok._Trudnosti_vzrosleniya.pdf.
11. Петрановская, Л.В. Если с ребенком трудно : монография / Л.В. Петрановская. – М.: АСТ, 2019. – 142 с. – Режим доступа: https://tomsk-cpd.tom.socinfo.ru/media/2020/04/17/1252773279/Lyudmila_Petranovskaya._Esli_s_rebenkom_TRUDNO.pdf.
12. Приказ Президента Республики Беларусь №270 от 08.05.2007г. «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите». – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
13. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс] / Национальный образовательный портал. – Режим доступа : https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf.
14. Прозуметов, Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности / Л.М. Прозуметов. – Томск: изд. ТГУ, 2006. – 190 с. – Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000523643/SOURCE1.
15. Расчетина, С.А. Социальная педагогика / С.А. Расчетина. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с. – Режим доступа: https://urait.ru/book/socialnaya-pedagogika-415098.
16. Русецкая, В.И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) и др. Минск, 2011. – С. 228-231. – Режим доступа: https://www.yaneuch.ru/cat_18/svyaz-trevozhnosti-i-cennostnyh-orientacij/335405.2481189.page6.html.
17. Савина, Н.Н. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики: автореф.дисс…канд.психол.наук / Н.Н. Савина. – Тюмень, 2010. – Режим доступа: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004940005.pdf.
18. Собкин, В.С. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X . Выпуск XVII / Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2005. – 359 с. – Режим доступа: http://www.socioedu.ru/node/70.
19. Татунец, О.И. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема и аспект социальной работы // Гуманитарный трактат. – Кемерово, 2019. – С. 12-14. – Режим доступа: https://gumtraktat.ru/wp-content/uploads/v48.pdf.
20. Фурманов, И.А. Влияние агрессивности на насильственные аттитюды в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида [Электронный ресурс] : материалы V Междунар. науч. конф., Минск, 23–24 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: И. А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 311-314. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/250005.
21. Ханипов, Р.А. Подростково-молодежная делинквентность в современной России: автореф.дисс. … канд.социологических наук / Р.А. Ханипов. – М., 2008. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/440/815/1235/avt_Xanipov.pdf.
22. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0307/6_0307-1.shtml.
23. Чеканова, М.О. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников [электронный ресурс] / М.О. Чеканова. – Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2018/3/1243.pdf.
24. Яковлева, Н. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков. – 2-е изд. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 122 с. – Режим доступа: https://litportal.ru/avtory/n-f-yakovleva/kniga-razrabotka-individualno-orientirovannyh-vospitatelnyh-i-korrekcionno-razvivayuschih-programm-dlya-so-1058993.html.
25. Яковук, Т.И. Меняющаяся молодежь в меняющем¬ся обществе / Т.И.Яковук, ЕМ. Бабосов ; под науч. ред. Е.М. Бабосова. – Брест : БГТУ, 2012. – 354 с. – Режим доступа: http://is.nkzu.kz/publishings/%7B48D97529-F4BC-4AC2-960E-AB46CE1F651A%7D.pdf.