Роль игры в формировании элементарных математических представлений
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль игры в формировании элементарных математических представлений»
по дисциплине: «Формирование элементарных математических представлений»
2022
45.00 BYN
Роль игры в формировании элементарных математических представлений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Формирование элементарных математических представлений
Организация: Ясли-сад № 77, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лекторий для родителей: «Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников».ПРИЛОЖЕНИЕ Б Памятка для родителей по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект занятия с использованием палочек Кюизинера по теме: «Цвет, длина и число». Путешествие в сказку».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе: «Путешествие в волшебную страну геометрических фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Математические логоритмики для старших дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Математические головоломки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Примерное комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на месяц.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретический анализ роли игры в формировании элементарных математических представлений
1.1 Понятие «игра»
1.2 Формирование элементарных математических представлений
1.3 Методика ФЭМП с применением игровых технологий
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния дидактической игры на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка комплекса игр как средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Контрольный этап эмпирического исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные образовательные программы дошкольного образования предъявляют довольно высокий уровень требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста. На процесс познавательного развития детей оказывает большое влияние уровень развития математических представлений, что ориентирует детей на получение математических представлений, которые ориентированы на познание окружающего мира. Именно по этой причине одной из наиболее важных задач педагогов является формирование у детей еще в дошкольном возрасте высокого интереса к изучению математики. Приобщение к математике детей в игровой форме помогает в большей степени усваивать программу по данному предмету.
Математика помогает развивать различные познавательные процессы, такие как внимание, воображение, внимание, а также формирует представление о творческом потенциале человека. В большей степени развитию математических представлений у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность, в большей степени применение дидактических игр. Данный игровой материал способствует оптимальному восприятию материала, помогает формировать определенные вопросы и получать ответы в рамках математических представлений. При изучении математики дети становятся более самостоятельными и ориентированными на решение той или иной задачи.
Теоретическая база исследования. Особенности формирования математических представлений являются одной из наиболее важных задач в рамках развития интеллектуального мышления у детей дошкольного возраста. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности представлены в трудах таких исследователей как А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и т.д.
На современном этапе развития науки было отмечено, что были выявлены определенные противоречия между необходимостью формирования определенных математических представлений и недостаточным уровнем разработанности данных вопросов.
Глава 1. Теоретический анализ роли игры в формировании элементарных математических представлений
1.1 Понятие «игра»
Понятие «игра» на современном этапе развития общества является общепринятым и во многом конкретного определения не применяется. Однако, многие исследователи давали свои трактовки понятию «игра». В современных литературных источниках существует множество различных определений понятия «игра». Основной проблемой в рамках определения особенностей игры является перечисление определенного списка атрибутов, которые являются во многом важными. Именно данные атрибуты являются довольно важными в рамках выявления природы понятия «игра» и осознания важности данного явления [2, с.13].
Игра как наиболее важный инструмент в обучении детей дошкольного возраста представляет определенное педагогическое явление, которое обладает потенциалом в рамках повышения обучаемости детей данной возрастной категории. Игра может во многом проявляться как определенная форма обучения и система отношений. Однако многие педагоги в своей деятельности должны большое внимание уделять различным трактовкам данного понятия и определять представление о детской игре как о определенном многомерном или культурном явлении [4, с.64].
Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX ве¬ка предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения: «Игра объективно — первичная стихийная школа, кажу-щийся хаос которой предоставляет ребенку возмож¬ность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих» [10, с.88].
Такой исследователь как писатель Януш Корчак определяет, что игра представляет собой определенную возможность найти себя в человеческом обществе. В игре ребенок может определить собственное место в системе игровых действий со сверстниками и может оперировать различными представлениями о прошлом, настоящем и будущем. В процессе игровой деятельности дети развивают собственное внимание и формируют представление о понимании конкретных общественных действий. Именно по этой причине игра представляет собой определенную развивающую социальную деятельность, которая основана на воспроизведении и освоении конкретного социального опыта, что определяется самоуправляемым поведением [14, с.86].
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния дидактической игры на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 77 города Минска». Апробация экспериментальных разработок осуществлялась автором совместно с воспитателем группы старших дошкольников Н.И. Бережной в рамках занятий по формированию элементарных математических представлений.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:
– констатирующий этап;
– формирующий этап;
– контрольный этап.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение состояния исходного уровня элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап был направлен на подбор дидактических игр и апробирование методики организации влияния дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент был проведён по той же методике что и констатирующий и был посвящен уточнению, обработке результатов опытно-экспериментальной работы, отслеживанию динамики изменений математических представлений дошкольников и оформлению документов педагогического эксперимента.
В эксперименте принимало участие 20 детей старшей группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый – 5-6 лет.
С целью изучения уровня математических представлений старших дошкольников нами были использованы следующие методики:
1. Методы исследования количественных представлений (Р.Л. Непомнящая)
«Сосчитай себя».
1. Называть части своего тела, которой по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
2. Назвать парные органы тела (2уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щёки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2руки, 2 ноги). [6, с. 44].
Заключение
Анализ литературных источников показал, что игра представляет собой определенный, своеобразный вид деятельности, который направлен на освоение определенного социального опыта, моделирования и воспроизведения той или иной игровой ситуации. Среди классификации игр необходимо выделить таких как физические или подвижные, умственные или дидактические, социальные или сюжетно-ролевые. Дидактические игры в свою очередь представляют собой определенный вид игровой деятельности, который включает в себя как игровые, так и познавательные элементы.
В современном учреждении дошкольного образования большое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Было отмечено, что для формирования математических представлений у дошкольников используются различные средства и формы работы, а также определенные программы дошкольного воспитания и образования.
Игры являются важным инструментом в рамках обучения детей старшего дошкольного возраста элементарным математическим понятиям. Для проведения занятия по математике необходимо использовать различные средства, такие как палочки Даньеша, игровое домино и т.д. Большое влияние на процесс оказывает применение дидактических игр в рамках обучения детей дошкольного возраста математическим знаниям.
С целью формирования представления об особенностях развития элементарных математических представлений, нами было проведено экспериментальное исследование в рамках изучения особенностей влияния игры на математическое развитие детей дошкольного возраста. В ходе проведенного исследования мы определили:
По результатам начальной диагностики можно сделать вывод, математические представления у старших дошкольников – участников эксперимента сформированы на недостаточном уровне, а значит, занятия проводятся формально, без учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Нами была организована и проведена формирующая работа в рамках применения игровых средств для повышения уровня развития элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста. После проведения формирующей работы нами была проведена повторная диагностика и были определены качественные изменения в рамках повышения уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
1. Арапова – Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н. А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
3. Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л. В. Глаголева. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Житко, И. В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Нац. ин-т образования, 2009. – 16 с.
7. Житко, И. В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
8. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – Мн. : Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
9. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Мн. : Выш. шк., 2007. – 72 с.
10. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Р. А. Жукова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
11. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : Гном – пресс, 2000. – 79 с.
12. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Гном и Д, 2006. – 64 с.
13. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – 48 с.
14. Леушина, А. М. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – М.: Мир, 2012. – 286 c.
15. Михайлова, З. А. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Фирма Икар, 2009. – 166 с.
16. Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 16 с.
17. Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
18. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
19. Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н. Полякова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С. 8-13.
20. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
21. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / Н. А. Смоленцева. – М. : Дрофа, 2007. – 98 с.
22. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
23. Стойлова, Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. – М. : Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
24. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 244 с.
25. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
26. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 2005. – 223 с.
27. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2003. – 98 с.
28. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
29. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав. / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2004. – 400 с.
30. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Л. В. Волубцева. – М. : Изд- во «Карапуз», 2001. – 128 с.
31. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Лекторий для родителей: «Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников».ПРИЛОЖЕНИЕ Б Памятка для родителей по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект занятия с использованием палочек Кюизинера по теме: «Цвет, длина и число». Путешествие в сказку».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе: «Путешествие в волшебную страну геометрических фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Математические логоритмики для старших дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Математические головоломки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Примерное комплексное тематическое планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста на месяц.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты