Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
1.1 Понятие «фонематические процессы»
1.2 Лингвистический аспект изучения фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.3 Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Вывод по главе 1
Глава II. Серия заданий по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что формирование и развитие фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на процессе общего речевого развития ребенка. Данные особенности влияют на формирование у детей старшего дошкольного возраста определенных особенностей фонематического восприятия и звукового анализа, что оказывает влияние на процесс развития сложных операций обобщения и представлений.
Развитие фонематического слуха является важным направлением в рамках формирования речевых навыков данной категории детей на основе формирования анализа и синтеза речевых звуков. Данная сторона формирования личности ребенка с задержкой психического развития является основополагающей в рамках логопедической работы.
В современном мире большое внимание уделяется процессом современного формирования фонематических функций у детей дошкольного возраста. На это указывали такие авторы как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х.Швачкин, Д.Б. Эльконин. Данная проблема большое значение приобретает в рамках трудов таких исследователей как Г.А. Каше, В.А.Ковшиков, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
Развитие речи в дошкольном возрасте – это многогранный процесс, органически связанный с психическим развитием ребенка. Проблема речевых нарушений и их коррекции у дошкольников со стёртой формой дизартрии является одной из актуальных проблем дефектологии.
В современном обществе растет число детей с нарушениями речи и языка, и эта проблема остается серьезной. Следует отметить, что количество детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией значительно увеличилось.
Глава I. Теоретические основы исследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
1.1 Понятие «фонематические процессы»
Речевое развитие ребенка включает в себя важные направления в рамках формирования фонематических процессов и иных аспектов в рамках изучения особенностей речевого развития.
Необходимо рассмотреть основные фонематические процессы у детей дошкольного возраста:
1. Фонематический слух – данный процесс ориентирован на формирование навыков восприятия речи, понимания основных фонем и определение особенностей развития звуковой стороны речевого развития на основе изучения основных направлений в рамках фонематического восприятия.
2. Процесс фонематического восприятия основа на прослушивании определенных фонем и определении особенностей в рамках их функционирования на основе условно-рефлекторных связей. В рамках структуры данного явления необходимо отметить наличие определенного фонематического анализа и синтеза [1, с. 55].
3. Фонематический анализ представляет собой определенный умственный процесс, который основан на формировании определенного умственного отбора фонем и взаимодействия с определенными частями целого или его компонентами [2, с. 88].
4. Процесс развития фонематических представлений основа на формировании определенных звуковых особенностей в построении фонемного ряда, которые не оказывают принципиального влияния на процесс развития чувств.
Глава II. Серия заданий по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
В коррекционной работе формирование и совершенствование фонематических процессов, таких как: слуховое восприятие, внимание, память, фонематический анализ и синтез, должно строго сочетаться с развитием ритма, моторики рук и речи, зрительно-пространственных функций, временного представления, манипуляций мыслительного анализа, сравнения, обобщения, синтеза и других уточнений для правильного воспроизведения артикуляционного и акустического образа звуков. Поэтому формирование фонематического компонента речевой деятельности детей - задача достаточно сложная, но стоящая перед каждым педагогом как необходимость [10].
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой форме на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях. Этому предшествуют занятия по развитию слуховой памяти и слухового внимания, так как невозможно добиться значительных результатов в формировании фонематического восприятия без развития внимания к звуковой фонологии.
В начале каждого учебного года, приступая к обследованию слухового восприятия ребенка, следует обратиться к медицинским данным о физическом слухе ребенка, чтобы исключить слуховой дефицит [11].
Борьба с такими недостатками должна вестись не спонтанно, а постепенно и последовательно.
Преодолевая языковые трудности, логопеды должны выбирать такие методы и приемы, которые заставят ребенка радоваться своим успехам и стараться говорить правильно. В их работе игра имеет первостепенное значение, а ребенок является активным участником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильная речь необходима для общего развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности для понимания действительности, тем более значимыми и полноценными будут его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее будет его психологическое развитие.
Теория и практика логопедической работы убедительно показывает, что хорошо развитые фонематические процессы являются важным фактором успешного формирования всей речевой системы.
Фонематические процессы включают: фонематический слух - способность воспринимать фонетические звуки и фонемы; фонематическое восприятие - это процесс восприятия конкретных фонем, не зависящий от позиционных звуков; фонематический анализ – мысленный процесс выделения отдельных фонем; фонематический синтез - мысленный процесс объединения частей в целое и фонематическое представление - образ ранее воспринятой фонемы, которая в данный момент не действует на органы чувств человека.
Дизартрия – это нарушение или недоразвитие артикуляции речи, вызванное органическим поражением или недоразвитием центральной нервной системы.
Старшие дошкольники с дизартрией допускают много ошибок при анализе определенных фонем в словах разной сложности. Эти ошибки носят комплексный характер. Многие исследователи установили, что ребенок с неразвитым фонематическим слухом не способен научиться читать и писать.
1. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. – М.: Владос, 2014. – 96 c.
2. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
3. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.
4. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1 / Н.Г. Андреева. – М.: Книга по Требованию, 2009. – 184 c.
5. Анохин П.К. Теория функциональности систем // Б.Н. Безденежных Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебно-методический комплекс/ Безденежных Б.Н.- Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2012.- С 210 – 229.
6. Белова И. К. Готовимся к школе – Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ОНР. – М., 1998. – 80 с.
7. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 1997 – 64 с.
8. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c.
9. Кондратьева, С. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития / С. Кондратьева. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 110 c.
10. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития / Ю.А. Костенкова. – М.: Прометей, 2011. – 120 c.
11. Кудрова Т. И. Фонематическое восприятие и письмо/ Т. И. Кудрова //Логопед в детском саду. – 2006. – N 6. – С. 22-27.
12. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2007. – 224 c.
13. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. – М.: Академия, 2010. – 258 с.
14. Лубовский В.И Специальная психология / В. И. Лубовский – М.: Академия, 2005. – 289-294 с.
15. Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1990 – № 6. – С.11-22
16. Морозова, В.В. Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Гриф МО РФ / В.В. Морозова. – М.: Инфра-М, Форум, 2017. – 110 c.
17. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. – М.: Владос, 2014. – 136 c.
18. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2016. – 156 c.
19. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Академия, 2013. – 258 с.
20. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха / Л.С. Сильченкова //Начальная школа. – 2005. – N 1. – С. 110-119.
21. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л.Ф. Спирова. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
22. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Академия, 2009. – 269 с.
23. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / Н.Х Швачкин. – М.: Академия, 2008. – 258 с.
24. Юрченко, И.В. Метафора как средство развития творческих способностей младших школьников / И.В. Юрченко. – М.: Нобель Пресс, 2012. – 115 c.
25. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательных школ / А.В. Ястребова. – М.: Академия, 2014. – 236 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты