Формирование ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли сад №9, ГУО (г. Борисов)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные результаты методики по определению уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
1.1 Особенности формирования ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста
1.2 Принципы, формы и методы формирования ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
2.1 Диагностика ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
2.2 Разработка направлений формирования ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время, когда в обществе происходят глубокие изменения, патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Сейчас, в период нестабильности в обществе, нужно вернуться к лучшим традициям нашего народа, его многовековым корням, а также к вечным понятиям, таким как род, родство, Родина.
Изменения социокультурных преобразований в Беларуси актуализировала парадигму гуманистического воспитания – формирование социально и нравственно зрелой личности, характеризующейся лучшими качествами граждан, работяга и семьянина. Возросшая потребность общества в нравственном характере, сознательности и поведении граждан ставит задачу патриотического воспитания молодого поколения перед педагогической наукой и практикой.
Социологические опросы показывают, что духовные потребности современных детей весьма занижены, произошли серьезные изменения в ценностных ориентациях подрастающего поколения, которые проявились в перспективных жизненных планах детей и подростков, в переосмыслении ими представлений о своем месте в социуме. Новейший образ жизни создает психологию, при которой такие ценности, как добро, порядочность, патриотизм, детьми просто не воспринимаются всерьез. По своему содержанию чувство патриотизма многогранно: это любовь к родному городам или месту, гордость за народ, чувство неразрывности с другими и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Интерес к вопросу воспитания патриотизма граждан в нашей стране связан и с тем, что для белорусов особенно остро стоят вопросы формирования национального самосознания, уважения к своему народу, родному языку, культурно-историческому наследию народа.
Основы патриотизма формируются у детей с дошкольного возраста, поскольку именно дошкольный возраст выступает сензитивным периодом становления качеств личности. Поэтому дошкольный возраст является наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь и уважение к семье, своему дому, детскому саду, родному городу.
Патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
1.1 Особенности формирования ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста
Для того чтобы рассмотреть сущность, структуру основного понятия «отношение к природе» и выявить особенности формирования ценностного отношения к природе у дошкольников, необходимо определить научную интерпретацию понятия «отношение».
В толковом словаре С.И. Ожегова и по мнению В.П. Полуянова, термин отношения интерпретируется как «взаимосвязь разных величин, объектов, действий, явлений, контакты между кем-либо» [22, с. 32]. В психолого-педагогическом словаре термин «отношение» определяется как «относительное взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств». Из приведенных выше определений мы принимаем общее мнение, что термин отношение характеризует связь между субъектами [12, с. 76].
Остановимся подробнее на деталях субъективного отношения к родному краю и проблеме его психологического исследования.
Патриотическое воспитание в условиях учреждения дошкольного образования позволяет систематически и последовательно передавать исторический и социальный опыт белорусского народа, воспитывать уважение и гордость к государственным символам Республики Беларусь.
В наиболее широком смысле патриотизм трактуется как воплощение любви к родине, активного участия в его истории, культуре, природе, современной жизни, его достижениях и проблемах.
Понимание патриотизма имеет глубокие теоретические традиции, уходящие в глубь веков. Еще со времен Платона существовало рассуждение о том, что родина дороже, чем отец и мать.
По мнению В.Е. Лях, термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [1].
Следует отметить, что понятие «патриотизм» в наиболее общем значении слова употребляется применительно к защите интересов государства и общества в целом. В то же время в условиях гражданского общества оно может применяться к различным частным сферам, что и обусловливает множественность форм его проявления [2].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
2.1 Диагностика ценностного отношения к родному краю у воспитанников старшей группы
Для определения уровня развития патриотизма у старших дошкольников Беларуси было исследовано 24 воспитанника старшей группы ГУО «Ясли сад №9 г. Борисова».
С целью диагностики уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан блок вопросов на основании методики по диагностике знаний детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (Л. Дубовская и И. Паршуто) [21]. Приложение А.
При Разработке методики учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие таких компонентов, как: когнитивного; эмоционально-чувственного; деятельностно-практического.
Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к предметам и явлениям тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому определение уровня патриотического воспитания предполагало выявление знаний в данном направлении у старших дошкольников.
Вопросы задавались в ходе индивидуальной беседы, фиксировались не только ответ, но и эмоциональный отклик на него, а также заинтересованность ребенка. Данная методика предусматривала использование наглядного материала (при затруднениях в ответах, испытуемым демонстрировались тематические изображения, фотографии и т.д.).
Ответы детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ, проявление активности, заинтересованности – 3 балла, ответ неполный; с уточнениями педагога, использовании наглядного материала, наличие заинтересованности и активности со стороны ребенка – 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно, демонстрирует не заинтересованность, не проявляет участия – 1 балл.
Полученные суммы дифференцировались на три уровня: высокий, средний, низкий.
Сводные результаты представлены в Приложении Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея воспитания патриотизма состоит в том, чтобы сформировать у ребенка реакцию, образное воображение, воображение, находчивость, используя все необходимые средства для воздействия на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у старшего дошкольника успешно осуществляется в процессе развития природы, дома, культурного наследия родного города и эмоционального взаимодействия с окружающими. У старших дошкольников усиливается общая произвольность поведения, основанная на активном развитии произвольных процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные импульсы, подчинять собственные побуждения предъявленным требованиям. Детская активность начинает определяться социальными целями. Большое значение для формирования основ патриотизма у дошкольников имеет их собственная и общая активность со взрослыми. Воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться всесторонне, развивая и обогащая эмоциональные, когнитивные и мотивационно-потребностные сферы психики дошкольного возраста. У старших дошкольников могут быть сформированы не только полные представления, но и простые нравственные понятия.
Процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется в рамках учебной программы дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование поможет педагогу правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными формируемыми у детей знаниями. Знакомя детей с родными городом и страной, необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать у детей не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности.
По результатам, полученным в рамках методики по выявлению уровня патриотического воспитания, делаем выводы о том, что в целом, у старших дошкольников из числа выборки, нами был диагностирован средний уровень патриотического воспитания. у старших дошкольников имеются знания о стране, в которой они проживают, о родном городе, о народных праздниках, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики. Ребята выполняли задания самостоятельно, или с подсказками, используя наглядный материал. Однако в знаниях детей существуют индивидуальные различия.
1. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа / Е.В. Лях // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2010. – №3 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
2. Рац, М. Патриотизм и способы его обсуждения / М. Рац // Независимая газета. – 2000. – №26(8) – С. 19 – 28
3. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи [Текст] / В.И Лутовинов. – М.: Академия, 2001. – 272 с., с. 9
4. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дисс. … д-ра пед.наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 246 с.
5. Рощин, А.Н. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории педагогической и общественной мысли России: Дисс. …канд.пед.наук / А.Н. Рощин. – М., 2006. – 263 с.
6. Рождественская, Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.). Дисс. … канд. пед.наук / Р.Л. Рождественская. – Белгород, 1997. – 245 с.
7. Бесова, М.А., Старовойтова Т.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь, 2007. – 98 с.
8. Рубинштейн, С.М. Основы общей психологии / С.М. Рубинштейн. – М. : Издательский центр Академия, 2000. – 245 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 416 с.
10. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
11. Гражданское воспитание в России. История и современность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
12. Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы конференции, Минск, 2007г./ НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка, Минск; Д.Н. Дубинина [и др.]. - Минск, 2007. - 112 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования - 5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175
14. Кураев, Г.А. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Единое окно. Доступ к информационным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.
15. Мотивационная сфера дошкольника [Электронный ресурс] / Психологическое сообщество. – Режим доступа: https://psyera.ru/.
16. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская [и др.]; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-120с.
17. Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у старших дошкольников [Электронный ресурс] / Тонкасти по образовани. – Режим доступа: http://www.eduneed.ru/.
18. Взаимосвязь национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения национального образования [Электронный ресурс] / Национальный институт образования. – Режим доступа: https://www.adu.by/.
19. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: Белый ветер, 2007. – 235 с.
20. Азнабаева Ф.Г. Академия детства / Ф.Г. Азнабаева [и др]. - Уфа : ИРО, 2016
21. Дубовская, Л. «Спадчына» из опыта патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Пралеска №7, 2007. – С. 21-27
22. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные результаты методики по определению уровня развития патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты