Развитие конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2022
45.00 BYN
Развитие конструктивного творчества детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Характеристика конструктивной деятельности в педагогике
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Роль и значение конструктивной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений и методов использования конструктивной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена значимостью развития творческих способностей в развитии ребенка дошкольного возраста Деятельность ребенка дошкольного возраста, построенная на материале элементов конструктивной деятельности способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Вопрос развития творчества у подрастающего поколения является одним из наиболее важным в проблемном поле дошкольной педагогики.
Творческая деятельность детей средствами конструктивной деятельности – это творческий труд ребенка с использованием различных материалов, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения повседневной жизни (игры, работа, подарок маме, отдых). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические навыки, расширяя при этом свой кругозор. Он развивает фантастическое представление о возможностях предметов, учится проектировать и моделировать, находить неожиданные применения.
По своей природе детское конструирование больше похоже на визуальную деятельность и игру – оно также отражает окружающую действительность. Под детским дизайном принято понимать создание различных конструкций из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. В процессе ознакомления детей с различными видами изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, прояснение знаний об окружающей среде: социальных явлениях, природе и т.д.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что развитие конструктивных навыков дошкольника происходит посредством включения его в различные виды деятельности, в том числе с элементами конструктивного творчества.
Развитие творческих и художественных особенностей представляет собой важное направление в рамках современных педагогических процессов. На современном этапе развития педагогики возникает необходимость в том, чтобы по-иному взглянуть на процессы обучения и воспитания детей. Наблюдения многих исследователей показали, что дети в дошкольном возрасте с большим интересом занимаются изобразительной деятельностью, однако технические и изобразительные навыки у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. В современных учреждениях дошкольного образования мало внимания уделяется именно вопросам развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе
В настоящее время в педагогике и в психологии под способностями понимают некоторую определенную совокупность психологических составляющих сторон личности человека, а также личностных и индивидуальных качеств личности, которые имеют тесную взаимосвязь с успешной деятельностью. В психолого-педагогической литературе способности классифицируют на общие способности и специальные способности. К группе общих способностей относятся способности, от которых зависят результаты и достижения личности в различных видах деятельности. К специальным способностям относятся способности личности, с помощью которых личность достигает успеха в специфических направлениях своего развития [3].
Перейдем к формулировке сущность понятия «творчество». Творчество представляет собой некоторый процесс деятельности человека, который способствует появлению в человеке новых качественных материальных и духовных ценностей. Многие авторы, которые занимались исследованием понятия творчество, считают, что под творчеством принято понимать самопроизвольную человеческую активность, которая выполняет преобразующую функцию.
Американский педагог-психолог Э. Фромм предложил следующее определение понятия «творческие способности»: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [21, с. 121].
Психолог А. Н. Лук выделяет в проблеме творчества несколько граней:
– творческая личность;
– творческие способности;
– процесс творчества;
– творческий климат [13, с. 157].
По мнению исследователя, определяющим признаком творчества является новизна продуктов деятельности, но при этом он отмечает, что «термин «новизна» связывает объективные и субъективные моменты, в результате которых проявляется отношение людей к продукту деятельности».
Такие авторы как Н. А. Венгеренко, Л. Н. Коган считают, что определение творчества, как «созидание нового» является слишком общим.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Роль и значение конструктивной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
«Статичность большинства предметов, окружающих ребёнка, и их жёсткая функциональная закреплённость служат существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования и творчества. Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных организациях развивающей предметной среды, важным компонентом которой являются объекты (конструкторы, крупногабаритные модули и др.), позволяющие детям самим создавать пространственно-игровую среду, а также среду для других видов деятельности. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Формирование конструирования строится на основе трёх взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщённых способов деятельности» [20, с. 137].
«Конструктивная деятельность – это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами» [9, с. 13].
«Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность» [15, с. 28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество представляет собой некоторый процесс деятельности человека, который способствует появлению в человеке новых качественных материальных и духовных ценностей. Сущность отношений творчество, как и труд, рассматривается как сознательно полярные конфигурации человеческой деятельности. В соответствии с данной формулировкой понятия, возможности в равной степени рассматриваются как целостное качество психологической многофункциональной концепции, характеризующие ее эффективность и имеющее персональные границы выражения. Другими словами, способность – это качество психологической многофункциональной концепции, которое гарантирует результат выполнения данного задания. Под творческими способностями будем понимать некоторые установленные интегральные особенности личности, которые содействуют результативному развитию личности в некотором направлении.
Проанализировав проблему развития творческих способностей личности старшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что период старшего дошкольного возраста является самым благоприятным для этого процесса. Именно в период старшего дошкольного возраста ребенок является очень активным, любознательным, отличается огромными потребностями к познанию окружающего мира. Процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста неизбежно сопровождается ограниченными чувствами и эмоциями. Поощрять творческие проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Авторы педагоги выделили ряд условий, способствующих формированию творческих способностей у ребенка дошкольного возраста: высокий уровень ранней физической подготовки ребенка; создание вокруг ребенка специальной обстановки, которая будет способствовать его быстрому развитию; условие максимального напряжения в процессе развития творческого воображения.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Дошкольный возраст является оптимальным в рамках развития конструктивных умений детей. В данном возрастном периоде ребенок начинает ставить цели и определять последовательность решений, которые определяют основные аспекты развития и личностного становления ребенка.
1. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество. – 2012. – №1 – С. 236–242.
2. Богуславская, З. М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Знание, 2006. – 177 с.
3. Валиулина, Е. А. Создаем развивающую среду своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml.
4. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 32-38
5. Волкова, С. И. Конструирование / С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2019. – 276 с.
6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2009. – 344 с.
7. Гусев, Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е. О. Гусев. – М., 2008. – 127 с.
8. Ерофеева, Е. М. Конструирование для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. / Е. М. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
9. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 12–16
10. Коноваленко, С. В. Дошкольная педагогика значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста / С. В. Коноваленко. – 2012. – №8. – 7 с.
11. Конышева, Н. М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования) / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2008. – № 10. – С. 20–31.
12. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика - Синтез, 2005. – 240 с.
13. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова – М. : Просвещение, 2011. – 256 с.
15. Пантелеев, Г. Детский дизайн / Г. Пантелеев // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26–30.
16. Парамонова, Л. А. Конструирование из природного материала. Методика организации занятий / Л. А. Парамонова // Дошкольное образование. – 2008. – №22. – 24 с.
17. Парамонова, Л. А. Творческое художественное конструирование / л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 10. – С.76-84
18. Поддьяков, Н. Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н. Н. Поддъяков. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.
19. Прокофьева, Э. Психология детского творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: prokofieva@beep.ru. – Дата доступа: 17.01.2022
20. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под. ред. Т. И. Ерофеевой. – М. : Академия, 2010. – 344 с.
21. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – М. : Просвещение, 2015. – 255 с.
22. Урадовских, Г. А. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги / Г. А. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С.2-11.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты