Психодиагностика взаимосвязи мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности
ИПКиП БГПУ им.М.Танка (Институт повышения квалификации и переподготовки)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психодиагностика взаимосвязи мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Психодиагностика взаимосвязи мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистика.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
1.1 Проблема мотивации в психологии. Мотивы достижения и избегания неудач
1.2 Удовлетворенность трудом, как субъективный критерий успешности профессиональной деятельности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Особенности взаимосвязи мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности у работников юридической сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросом со стороны общества на исследования условий и факторов успешности личности в профессиональной деятельности и практическую помощь в реализации потенциала, способствующего карьерному росту. В современных условиях функционирования общества особую важность приобретает проблема поиска детерминант, подталкивающих человека к высоким достижениям в профессиональной сфере. Особую роль в профессиональном развитии личности играет мотивация.
Проблема мотивации деятельности является одной из ключевых для психологии труда, поскольку знание детерминант профессиональной активности открывает широкие возможности управления субъектом труда, повышения эффективности его работы и саморегуляции.
В психологической литературе понятие удовлетворенности работой используется в качестве показателя отношения к труду, оценки трудовой ситуации, мотиватора профессиональной деятельности, психического состояния работника.
Удовлетворенность трудом рассматривается как компонент отношения к труду – более широко понятия. При этом, отношение к труду характеризуется сочетанием мотивации, карьерных ориентаций, особенностями трудового поведения. Именно оценка работником трудовой ситуации в целом и отражает удовлетворённость трудом. В основе удовлетворенности работой может лежать самооценка себя как профессионала. При этом удовлетворенность своей работой оказывает положительное или отрицательное влияние на результат работы.
Изучением проблемы мотивации достижения занималась многие зарубежные (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Х.Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс) и отечественные (Т.О. Гордеева, А.А. Реан, М.Ш. Магомед-Эминов, Е.П. Ильин) ученые.
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
Объект исследования: мотивация достижения и успешность в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между мотивацией достижения и успешностью в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
1.1 Проблема мотивации в психологии. Мотивы достижения и избегания неудач
Проблема мотивации в современной психологии является ключевой. В психологии разными авторами под мотивом понимаются различные образования: некоторые авторы рассматривают его в виде побуждения, другие – намерения ил и потребности, третьи – в качестве свойства личности или состояния.
В своих работах А.Н. Леонтьев рассматривает мотив в виде фундамента личности, побудительного фактора деятельности субъекта, состоящего из социально-психологических, нравственно-этических, социальных аспектов поведения во всех сферах, в чем находит свое воплощение потребность [5, с. 217].
В работах Х. Хекхаузена: «мотив определяется в качестве относительно устойчивых личностных диспозиций, то есть индивидуальных особенностей мотивационного процесса, который порождается ситуационными переменными. Мотивация как побуждение к действию определенным мотивом выступает в качестве процесса выбора из альтернативных действий, которые осуществляют функцию регулирования и направления действие на достижение специфичных для данного мотива целевых состояний, а также поддерживают эту направленность. Иными словами, мотивацией объясняется целенаправленность действия и поведения субъекта» [26, с. 224].
Система разного рода мотивов образуют мотивацию. Согласно С.С. Занюк, мотивация является системой личностных и ситуативных детерминант, которые побуждают субъекта к активной деятельности и обеспечивают успех в данной деятельности [7, с. 96].
К настоящему времени сложились различные взгляды к объяснению мотивации достижения. «Термин «потребность в достижении» в психологии появился в 1938 г. благодаря зарубежному психологу Г. Мюррею. Автором был составлен список и двадцати потребностей, а затем выделен такой вид мотивации как мотивация достижения» [13, с. 76].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
Объект исследования: мотивация достижения и успешность в профессиональной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между мотивацией достижения и успешностью в профессиональной деятельности работников юридической сферы.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 20 работников юридической сферы.
Методики исследования:
1. Методика диагностики мотивации достижения Т. Элерса.
Методика предназначена для выявления уровня мотивации достижения успеха. При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Т. Элерс исходил из положения о том, что личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Ей свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.
2. Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
Удовлетворённость трудом – это субъективный критерий успешности профессиональной деятельности (Е.А. Климов и А.К. Маркова). Потому мы выбрали эту методику, что определить субъективный критерий успешности профессиональной деятельности управленца.
Опросник содержит 14 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от 1 до 5. Подсчитывается сумма баллов, которая может находится в диапазоне от 14 до 70 баллов. При интерпретации учитывается, что чем выше балла, тем ниже удовлетворенность работой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К настоящему времени сложились различные взгляды к объяснению мотивации достижения. Понятие «мотивация достижения» определяется в качестве совокупности мотивов, ориентированных на достижение высокого конкретного результата, приводящего к успеху. Мотивация достижения в зависимости от степени притязаний может быть ориентированной на успех или на неудачу. Мотивация достижения успеха отражает стремление к высоким результатам в деятельности. Субъект, который стремиться достичь успеха, характеризуется сильной мотивацией достижения.
В современной психологии понятие удовлетворенности работой рассматривается в качестве показателя отношения к труду, оценки трудовой ситуации, мотиватора профессиональной деятельности, психического состояния работника. Удовлетворенность трудом представляет собой результат оценки своей работы, связанный с потребностями сотрудникам, совокупность частных удовлетворенности различных аспектов удовлетворенности работы. Удовлетворенность трудом как комплексный феномен содержит в себе социальные, внутриорганизационные и личностные компоненты.
Целью исследования было выявить взаимосвязь мотивации достижения и успешности в профессиональной деятельности работников юридической сферы. Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были использованы следующие методики: методика диагностики мотивации достижения Т. Элерса и методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова).
По результатам исследования уровня мотивации достижения у работников юридической сферы выявлено, что данные сотрудники обладают преимущественно умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха – они при начинании дела надеются на успех и испытывают потребность в достижении успеха, настроены на достижение конструктивного и положительного результата. Работники юридической сферы нацелены идти вперед, настроены на успешные итоги, позитивно устремлены в будущее, склонны видеть в поэтапной реализации своей деятельности положительные стороны, возможные вознаграждения и перспективы. Работники юридической сферы предпочитают средний или низкий уровень риска, что говорит об умеренной или низкой готовности рисковать в неопределенных ситуациях, так как не считают это необходимым и целесообразным.
1. Буянова, М.В. Социально-психологические факторы мотивации достижения: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Буянова. – Санкт-Петербург, 2004. – 18 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М.: Академия, 2011. – 567 с.
3. Гелясина, Е.В. Удовлетворенность профессией и трудом как индикатор качества повышения квалификации педагогов / Е.В. Гелясина // Современное образование взрослых: состояние, проблемы и перспективы»: материалы научно-практической конференции. – Минск: ГУО «Минский областной институт развития образования», 2015. – С. 37-40.
4. Глухих, Л.С. Удовлетворенность трудовой деятельностью/ Л.С. Глухих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/46573/
5. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
6. Живица, О.В. Конфликты ценностно-мотивационной сферы, самореализация личности и удовлетворенность трудом в сельском хозяйстве: теоретический аспект / О.В. Живица // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. – № 3. – С. 79-90
7. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
8. Заруцкая, Е.А. Методы и инструменты исследования мотивации трудовой деятельность персонала организации / Е.А. Заруцкая // Актуальные проблемы управления: теория и практика: материалы научно-практической заочной конференции. – Тверь, 2016. – С. 109-120.
9. Иванова, Т.Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т.Ю. Иванова, Е.И. Рассказова, Е.Н. Осин // Организационная психология. – 2012. – Т. 2. – № 3. – С. 4-6.
10. Ильченко, С. В. Мотивационный подход в обеспечении эффективной работы персонала организации / С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. – 2016. – № 3. – С. 10-19.
11. Ильясов, Ф.Н. Удовлетворенность трудом: (Анализ структуры, измерение, связь с произв. поведением) / Под ред. В.Г. Андреенкова. – Ашхабад: Ылым, 2008. – 99 с.
12. Лысова, Е. А. Анализ подходов к понятию удовлетворенности трудом / Е. А. Лысова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 12. – С. 558-563.
13. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
14. Малинина, С.Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда / С.Е. Малинина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 60-62.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с нем. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
16. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М., 2001. – 320 с.
17. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – 688 с.
18. Нуртдинова, О.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов как психологический феномен / О. Н. Нуртдинова // Актуальные проблемы психологии в образовании. – Мурманск, 2016. – С. 225-229.
19. Полхова, А.Д. Выявление факторов, влияющих на удовлетворенность труда персонала / А.Д. Полхова, Т.Е. Одаренко // Таврический научный обозреватель. – 2016 – №11 (16). – С. 269-271.
20. Пономарева, О.Я. Удовлетворенность трудом как показатель качества человеческого капитала организации в условиях цифровизации / О.Я. Пономарева, О. Ю. Никитина // Международная конференция по цифровизации. – Екатеринбург, 2019. – С. 67-74.
21. Попова, Д.Е. Сущность и содержание понятия «удовлетворенность трудом» / Д.Е. Попова // Устойчивое развитие социально-экономической системы РФ. – 2019. – № 2. – С. 98-101.
22. Рифицкая, И. И. Профессиональная мотивация как фактор успешности деятельности / И. И. Рифицкая // Психологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 239-245.
23. Романов, Р.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности / Р.В. Романов, Л.В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
24. Стукалова, В.В. Проблемы исследования удовлетворенности трудом персонала / В.В. Стукалова // Динамка развития современной науки. – Иркутск, 2017. – С. 18-22.
25. Хагур, Ф.Р. Категория «Удовлетворенность трудом» в социологическом измерении / Ф Р. Хагур // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 11-13.
26. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
27. Хохлова, М.А. Определение ценностно-мотивационной сферы студентов / М.А. Хохлова, Н.М. Нечай // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2016-2020.
28. Хэлворсон, Х.Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания [Текст] / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
29. Шкуратова, А. П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе [Текст] / А.П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84–88.
30. Юсупова, К.И. Удовлетворенность трудом медицинского персонала на примере ГАУЗ РКИБ / К.И. Юсупова // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 8. – С. 50-54.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Статистика.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты