Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2022
45.00 BYN
Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Детский сад №7, ГУО (г. Лида)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностика изобразительных умений
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основания проблемы использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Изобразительные технологии: сущность, значение, классификация
1.2 Основные аспекты организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Эмпирическое исследование использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования применения изобразительных технологий в досуговой деятельности
2.2 Организация работы по использованию изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования изобразительных навыков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются все психические процессы, свойства и качества личности. Досуговая деятельность представляет для этого большие возможности, так как оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, изобразительная деятельность рассматривается как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может легче выразить свою индивидуальность, чем вербальными средствами. Искусство дает богатый эмоциональный опыт.
Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
В работе с детьми дошкольного возраста, нужно учитывать, что ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Во время рисования у детей развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, речь и т.д.
Досуговая деятельность в рамках современного дошкольного детства представляет собой многогранное явление социальной жизни, что представляет одно из наиболее важных направлений развития личности дошкольников в педагогической деятельности.
В условиях современного дошкольного образования особое внимание уделяется вопросу самостоятельного, свободного и творческого развития личности. С этой точки зрения осознается необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала личности на всех этапах ее жизненного пути.
Глава 1 Теоретические основания проблемы использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Изобразительные технологии: сущность, значение, классификация
Изобразительные технологии представляют собой определенные научно-педагогические технологии, которые основаны на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе с целью эффективного воспитательного воздействия на личность. Также, некоторые исследователи определяют изобразительные технологии как совокупность определенных форм и методов применения различных видов искусства, которые направлены на развитие творческого потенциала в образовательном процессе [1, с. 147].
Однако только тогда, когда ребенок смог выразить свои впечатления, идеи, передать весь свой интерес к окружающему миру, волнение, которое его занимает, можно говорить об эффективности воздействия. Затем ребенок выбирает способ создания художественных образов в соответствии с тем, что он знает, какими навыками он овладел. Однако эти навыки часто не удовлетворяют ребенка, и в результате он теряет интерес к искусству и имеет низкий уровень креативности [2, с. 16].
Основные функции изобразительных технологий:
- культурная – определяется объективной связью личности и культуры как системы ценностей, развитием личности на основе освоения художественной культуры и становления ее творцом;
- образовательная – направлена на развитие личности и освоение ребенком действительности через искусство, предоставление ему знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности;
- воспитательная – формировать с помощью искусства нравственные, эстетические и коммуникативные рефлексивные основы личности и способствовать ее социокультурной адаптации;
- коррекционная – способствующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков развития. Таким образом, ребенок действует в удивительном мире искусства, что приводит к позитивным изменениям в его развитии [3, с. 11].
Глава 2 Эмпирическое исследование использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования применения изобразительных технологий в досуговой деятельности
Для формирования особенностей применения изобразительных технологий на основе досуговой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование, определены основные цели и задачи исследования.
База исследования: ГУО «Детский сад №7 г. Лида». В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (6 лет). Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 девочек (33%). Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования;
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов;
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования;
Цель эмпирического исследования: выявить уровень развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования;
2. Провести эмпирическое исследование;
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методики исследования:
1. Методика диагностики изобразительных умений (Приложение А)
Цель методики: определить уровень развития изобразительных умений детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что изобразительные технологии представляют собой определенные средства и методы развития творческой активности ребенка. Значение данных технологий заключается в системе развития творческой активности детей младшего школьного возраста и реализация основных направлений досуговой деятельности. Классификация изобразительных технологий включает в себя технологии изобразительного искусства, арт-технологии, драматические технологии, рисование песком и лепка.
Досуговая деятельность представляет собой наиболее важное значение в жизни современного дошкольника. Досуговая деятельность включает в себя специфические формы работы по отдыху, празднику, реализации основных принципов и направлений творческого развития.
Изобразительная деятельность является одним из наиболее важных направлений в реализации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Изобразительные технологии, такие как рисование, лепка, и т.д. Оказывают большое влияние на процессы развития творческой направленности личности каждого ребенка и как следствие, его самостоятельности и формирование навыков адаптации к социуму.
С целью формирования представлений о уровне развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации досуговой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого нами были получены следующие результаты исследования:
– для детей старшего дошкольного возраста характерным является наличие недостатка в рамках развития изобразительных умений. Мы отмечаем, что передача цвета у данной категории респондентов находится в основном на среднем уровне.
– обобщение полученных результатов данных указывает на то, что в основном, дети данной категории на среднем уровне оценивают особенности развития изобразительных умений. Полученные данные указывают на необходимость применения определенных средств и методов деятельности в рамках повышения уровня изобразительных умений детей именно в досуговой деятельности.
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский. – М. : Карапуз, 2009. – 344 с.
2. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей / О.Е. Белобрыкина. – М. : Никея, 2016. – 216 с.
3. Белошистая, А. В. Волшебные краски. 3–5 лет : пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М. : Азбука, 2016. – 346 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду / Л.С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
6. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 21–29.
7. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей: / В.Н. Дружинин; Рос. акад. наук, Ин-т психологии / В.Н. Дружинин // Учеб. пособие. – М. : Academia, 1996. – 216 с.
8. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб. : Детство Пресс, 2004. – 128 с.
9. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М. : Академия, 2004. – 258 с.
10. Ильин, Е.В. Психология творчества, креативность и одаренности / Е.В. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 312 с.
11. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика : учеб. пособие / И. Ю. Исаева. – М. : Флинта, 2010. – 123 с.
12. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
13. Кленов, Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД / Н.В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – №7. – С. 12-18.
14. Колль, Э. Рисование красками / Э. Мери. – М. : АСТ, 2005. – 63 с.
15. Колль. Наука через искусство / Колль, Энн Мери, Дж. Поттер. – М. : Попурри , 2005. – 144 с.
16. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в старшей группе / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с.
17. Комарова, Т.С. Детское изо-творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2011. – 15 с.
18. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 2013. – 18 с.
19. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 41 с.
20. Клягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников / В.Г. Колягина – М. : Прометей, 2016. – 154 с.
21. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать / М.Д. Лахути. – М. : Росмэн, 2008. – 96 с.
22. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методич. рекомендации / И. А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА , 2009. – 144 с.
23. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 208 с.
24. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. – М.: КАРО, 2014. – 112 с.
25. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Л.А. Парамонова. – М.: Олмамедиа групп, 2014. – 944 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностика изобразительных умений
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты