Проблема натурализма и реализма в романе Т. Драйзера Американская трагедия
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема натурализма и реализма в романе Т. Драйзера Американская трагедия»
по дисциплине: «Зарубежная литература (английский язык)»
2022
45.00 BYN
Проблема натурализма и реализма в романе Т. Драйзера Американская трагедия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Зарубежная литература (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. «НАТУРАЛИЗМ» И «РЕАЛИЗМ» КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И СТИЛЬ
1.1 Поэтика художественного метода и стиля
1.2 Особенности становления натурализма и реализма как художественного метода и стиля в литературе США
1.3 Особенности натурализма и реализма в творчестве Т. Драйзера
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ НАТУРАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
2.1 Жанровое своеобразие романа
2.2 Поэтика натурализма и реализма в содержательном и формальном пластах романа
2.3 Соотношение особенностей поэтики натурализма и реализмов романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Теодор Драйзер – один из самых выдающихся писателей США рубежа XIX – XX вв., который, несмотря на многочисленный шквал критики, отстаивал и отражал в своих произведениях идеи критического реализма. Созданное Драйзером глубоко национально, оно впитало лучшие традиции американской литературы ХIХ века. Драйзер инстинктивно тяготел к народу, к его великой нравственной силе, способной противостоять «растлевающему» влиянию капиталистической Америки.
Творчество Драйзера – это и самый высокий взлет, и быстрый закат классического социального романа на американской земле. Драйзер – убежденный сторонник идей социального дарвинизма, уравнивающий законы биологии и социального развития, в работах которого переплетаются тенденции реализма и натурализма, что обсаливает актуальность темы настоящего исследования.
Т. Драйзер работал в разных жанрах, в частности писал рассказы, автобиографии, занимался публицистикой, но все же мировую известность он получил благодаря своим романам, к числу которых относятся «Сестра Керри» ("Sister Carry") (1900), «Финансист» ("The Financier") (1912), ставший первой частью цикла «Трилогия желания» ("The Trilogy of Desire") наряду с романами «Титан» ("The Titan") (1914) и «Стоик» ("The Stoic") (1947). Однако его главным трудом, сделавшим его невероятно популярным не только в своей стране, но и во всем мире, стал роман «Американская Трагедия» ("An American Tragedy"), опубликованный в 1925 г., в котором затронуты острые социальные проблемы американского общества и убедительно доказывается, что на самом деле скрывается под показным буржуазным благополучием.
Объект исследования – роман Т. Драйзера «Американская трагедия».
Предмет исследования – поэтика реализма и натурализма в романе Т. Драйзера «Американская трагедия».
ГЛАВА 1. «НАТУРАЛИЗМ» И «РЕАЛИЗМ» КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И СТИЛЬ
1.1 Поэтика художественного метода и стиля
Метод, стиль, направление и течение – соотносимые понятия, нередко использующиеся в научной литературе как синонимические. Исследователи, помнящие о недопустимости в науке «лишних» терминов (к чему три термина-дубликата), пытаются их дифференцировать. Но единство позиций пока не достигнуто, что демонстрирует невозможность очертить единую и уникальную дефиницию для исследуемых терминов.
Понятия «метод» и «стиль» относятся к центральным понятиям теории и истории литературы. История литературы занята материалом, который по своей природе находится в постоянном становлении, переходе, движении [13].
Термин «метод» давал стимул для размышлений над самыми общими закономерностями поэтического отражения действительности в литературе (как и вообще в искусстве), а благодаря этому открывалась возможность самой принципиальной постановки вопросов в области теории и истории литературы – вопросов о различных, исторически обусловленных типах творчества. Однако данное понятие приобрело в 30-е годы специфическую окраску, которая диктовалась объективными интересами эпохи.
Греческое слово «methodos» («hodos» значит «путь») имеет смысл «преследования (духовной) цели», «следования идее». Так, Платон говорил о Сократовом «диалектическом методе» достижения истины (R.P. VII 433 с), а Аристотель в начале «Никомаховой этики» связывал практическое умение (techne) и научное исследование (methodos).
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ НАТУРАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
2.1 Жанровое своеобразие романа
Наиболее значимой деталью романа является собственно его название. В английском языке оно звучит как «An American Tragedy» [21]. Во-первых, Драйзер употребляет неопределенный артикль в заглавии, что демонстрирует концепцию о том, что это обычный и типичный случай, который зачастую происходит в США; во-вторых, в этом заложен своего рода контраст, антитеза, абсолютное противопоставление к словосочетанию «американская мечта». Прием контраста обладает высокой частотностью в произведениях исследуемого писателя. В данном случае прием контраста (косвенно) лежит в самом названии романа: автор предупреждает, что это далеко не типичная история, в которой описывается богатая и успешная жизнь американца, а нечто абсолютно противоположное.
Роман Т. Драйзера «Американская трагедия» воспроизводит невыдуманную историю потерянной жизни молодого человека, который совершил отчаянное непредумышленное убийство своей возлюбленной ради безбедной жизни. Это история о том, как мечта о материальных ценностях привела молодого, энергичного, красивого и неплохого по своей природе молодого человека к гибели не только физической, но и к духовной.
Согласно «Bildungsroman», или роману воспитания, Клайд Гриффитс – ключевой герой системы образов, который должен проходить через все стадии своей эволюции, в итоге приходя к просветлению. Однако большая часть его успехов связана с материальным богатством и социальным «восхождением»; по иронии судьбы, интеллектуальный и духовный рост персонажа становится приоритетом лишь под конец истории. Однако в этом кроется ключевая часть американской трагедии: Клайд посвятил так много своей жизни «поверхностным» достижениям и при этом «растратил» свою жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Термины «метод» и «стиль» являются центральными понятиями теории и истории литературы и до сих пор не имеют универсальной дефиниции. Нельзя объяснить стиль, не рассматривая его связь с художественным методом. Понятие художественного метода выражает тот факт, что историческая реальность определяет не только содержание искусства, но и сокровенные его эстетические законы. Стиль в широком смысле – сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит.
2. Реализм предполагает воплощенное в образах представление о действительности как закономерно, поступательно развивающейся и о связи времен в их качественных различиях, а также обоснование того, что происходит в произведении, выводимое из социально-исторических обстоятельств, непосредственно показанных, так или иначе затронутых либо подразумеваемых. Натурализму характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений без обобщения и типизации.
3. Роман Т. Драйзера «Американская трагедия» воспроизводит невыдуманную историю потерянной жизни молодого человека, который совершил отчаянное непредумышленное убийство своей возлюбленной ради безбедной жизни. Это история о том, как мечта о материальных ценностях привела молодого, энергичного, красивого и неплохого по своей природе молодого человека к гибели не только физической, но и к духовной. Основной посыл автора читателю заключается в том, чтобы прочувствовать суть того, как окружение, общество и внешние условия, а также умение противостоять им, приносят определенные плоды. Этой историей Драйзер напоминает о более гуманных способах достижения своих целей, избегая при этом жертв.
1. Батурин, С. С. Т. Драйзер. Глава 11. «Американская трагедия» - «эпика космической правдивости» [Электронный ресурс] // Американская литература. – Режим доступа: http://american-lit.niv.ru/american-lit/baturin-drajzer/amerikanskaya-tragediya.htm.
2. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики // Вопросы литературы и эстетики: исслед. разных лет / М. М. Бахтин. – М.: Худ. лит., 1975. – 336 с.
3. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова. – 2005. – Режим доступа: http://www.gramma.ru. – Дата доступа: 02.02.2022.
4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1969 – 1978. – 908 с.
5. Гумерова, О.Ф. «Американская трагедия» Драйзера как полемика с Ф М.Достоевским / О.Ф. Гумерова // Язык и литература в поликультурном пространстве. 2005. № 4. – С. 341–345.
6. Драйзер, Т. Дженни Герхардт / Т. Драйзер. – М. : Азбука, 2021. – 384 с.
7. Драйзер, Т. Сестра Керри / Т. Драйзер. – М. : Азбука, 2020. – 414 с.
8. Зарубежная литература XX века. – М.: Высш. шк., 2000. – 405 с.
9. Зверев, А. М. Ранний этап становление реализма / А.М. Зверев // История всемирной литературы: В 8 томах – АН СССР; Ин-т мировой лит. им. М. Горького. – М.: Наука, 1983 – 1994. – Т. 7. – 1991. – С. 549 – 552.
10. История литературы США: В 7 тт. Ред. колл.: Я.Н. Засурский, М.М. Коренева, Е.А. Стеценко. М., 1997. – 532 с.
11. Кроче, Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика / Б. Кроче. – ч. 1. – М., 1920. – 218 с.
12. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. – М.: Наука, 1970. – 178 с.
13. Михайлов, А.В. Методы и стили литературы / А.В. Михайлов. — М.: ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, 2008. – 286 с.
14. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – Спб. : Интелвак, 2001. – 1720 с.
15. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли / В. Л. Паррингтон. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. – Т. 3. – С. 395–396
16. Поспелов, Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1970. – 332 с.
17. Светловская, Н. Н. Теоретическое основы читательской подготовки и практика читательской деятельности учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М. : Юрайт, 2021. – 218 с.
18. Солодовник, В. И. Художественная структура «Американской трагедии» Теодора Драйзера // Реализм в американской литературе ХIХ-ХХ веков // Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Кубанский государственный университет, 1975. – 65 с.
19. Сэндберг, К. Линкольн / К. Сэндберг. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 704 с.
20. Толмачев, В. М. Становление американского литературного сознания в XX веке // Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 312–342.
21. Dreiser, T. An American Tragedy / T. Dreiser. – NY.: Vintage, 2021. – 880 pp.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты