Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
по дисциплине: «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2022
45.00 BYN
Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Сущность понятия правильная осанка в психолого-педагогический литературе
1.2 Особенности формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Организационно-педагогические условия использования физкультурных занятий для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Диагностика и методы изучения осанки у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной роботы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Важна, своевременна и достаточно сложна задача раннего формирования культуры здоровья. Старший дошкольный возраст является решающим значением для формирования основы физического и психического здоровья. Формирование функциональных систем организма и развитие органов, основные черты личности, формирование характера закладывается у ребенка в 5-6 лет. У детей важно развивать практические навыки здорового образа жизни и базу знаний, предполагаемую потребность в регулярной физической культуре и спорте.
В последние годы, благополучия ориентации, сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной мотивации сохранения здоровья привело к тому, что в настоящее время большую обеспокоенность вызывает тенденция к ухудшению.
Большое значение на здоровье детей влияет на правильную осанку. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем.
В настоящее время проблема профилактики нарушений осанки детей старшего дошкольного возраста приобрела особую значимость. Поэтому важно правильно организовать оздоровительный центр ориентации в формировании осанки. Хорошо быть ориентации в формировании осанки с детства является основной профилактической мерой возможных нарушений. Поэтому необходимо выявить нарушение осанки у детей старшего дошкольного возраста, как можно раньше, уделять особое внимание развитию осанки и профилактики ее кривизны.
Цель исследования: обосновать формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать содержание физкультурных занятий, направленных на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
3.Проверить эффективность предложенного содержания физкультурных занятий.
Объект исследования: осанка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: физкультурные занятия как средство формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, эмпирическое исследование, методы математической статистики.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Сущность понятия правильная осанка в психолого-педагогический литературе
Изучение различных аспектов состояния осанки детей дошкольного возраста посвящено большое количество научных работ: Г.А. Халемский, В.К. Велитченко, О. В. Козырева, И. Д. Ловейко, E. И. Степаненкова, М. А. Рунова М. Д. Маханева.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже в конце первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад.
Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе беременности. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника [13].
Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Изгибы позвоночника образуются к 7-8 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от ударов и вибрации, так, что позвоночник приобретает способность отскочить с движениями ног.
Среди основных причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Важно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося в его нарушении, в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.
Холодный Д. К. дает несколько советов по разработке мышц и ощущения правильного положения тела и головы: «дети встают к стене, прикасаются к ней затылок, лопатки, ягодицы, пятки, закрывают глаза и запоминают это положение. Затем, открыв глаза, они ходят, сохраняя позиции, принятой ванной. Эта задача повторяется несколько раз. Поддерживать хорошее положение позволяет ходить с мешком на голове.
В своих работах Е. И. Спепаненкова пишет о том, что «хорошая осанка – это не только внешний вид, но и хорошее здоровье» [16].
Необходимы различные превентивные меры, предупреждающие нарушение осанки. На современном этапе развития педагогической науки и практики наблюдается большой интерес к вопросам осанки у детей. Это объясняется тем, что спектр психических расстройств у детей различных возрастных групп, в соответствии С. Н. Попов, достигает относительно высокого уровня, от 40% до 60%.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Диагностика и методы изучения осанки у детей старшего дошкольного возраста
На данном этапе был проведен визуальный осмотр дошкольников для определения нарушения осанки у детей исследуемых групп.
Тестирование проводилось в порядке, рекомендуемом Акатовой А. А. в учебном пособии «Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре. Автор пишет: «Визуальный осмотр следует проводить в следующих проекциях:
1. Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. На данном этапе определялась форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).
2. Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. На данном этапе определялась форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.
3. Осмотр со спины. Положение - рук вдоль туловища. На данном этапе определялась симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная)».
В конце тестирования ребенку предлагается сделать несколько шагов с целью выявления возможных нарушений в походке.
В процессе проводимого осмотра на каждого ребенка заполнялась тестовая карта (таблица 2.1). Согласно рекомендациям В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко: «Оценка выявленных нарушений осанки проводится следующим образом:
- нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы;
- некоторые отклонения, требующие наблюдения школьного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно;
- значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы был разработан комплекс профилактических мер для формирования правильной осанки. Для родителей детей экспериментальной группы проводились регулярно беседы, родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий по физической культуре. Также были разработаны методические рекомендации для родителей, содержание которых подробно изложено во второй главе.
Для участников экспериментальной группы были предусмотрены домашние задания для профилактики плоскостопия, которые задавал воспитатель по физической культуре. Воспитанники выполнили домашние задания под контролем взрослых. Для этого родители своими руками сделали «ортопедические дорожки».
На протяжении всего эксперимента воспитателем группы в детском саду систематически проводилась утренняя гимнастика, этот же комплекс упражнений они рекомендовали делать детям в домашних условиях под присмотром взрослых.
Учитывая склонность детей дошкольного возраста к занятиям в игровой форме, нами чередовались занятия, проводимые в форме ортопедической игры с комплексами общеразвивающих упражнений посредством применения разработанных комплексов физических упражнений: без предмета, с предметами: гимнастической палкой, с мешочком 10Х10 см., со скакалкой. Ортопедические игры были классифицированы на четыре группы и направленные: на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.); на совершенствование отдельных элементов выполнения техники движений (держи спину прямо, проверь свою осанку и т.д.); на ознакомление с окружающей внешней средой (животные, птицы, растения и т.п.); также на игры, проводимые, как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.
В результате проведения эксперимента была выявлена эффективность воздействия профилактических мер и методики проведения занятий на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Показатели тестирования на начальном этапе эксперимента детей экспериментальной и контрольной группы свидетельствуют от том, что они практически находились на одном уровне.
По результатам проведенного педагогического эксперимента можно сделать выводы, что предложенная методика, может быть рекомендована для профилактики и исправления нарушений осанки у детей старшего дошкольников.
Анализируя данные исследования, можно отметить, что результаты после профилактики осанки у испытуемых улучшились: у 60% детей экспериментальной группы осанка стала в норме, и лишь у 40% были отмечены нарушения осанки.
Таким образом, у 40% детей нормализовалась осанка. После проведения профилактики осанки процентный уровень у детей с нарушенной осанкой снизился на 40%. Тогда, как результаты у детей контрольной группы по истечении экспериментального периода не изменились.
1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников /С. А. Анисимова., С. А. Ульянова: рекомендации, занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
2. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунов. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 112 с.
3. Бабенкова Е.А. и др. Технология оздоровления детей в ДОУ / Е. А. Бабенкова. – М.: УЦ Перспектива, 2012. – 120 с.
4. Баршай В.М. и др. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. Глава 8. Методика преподавания гимнастических упражнений в школе / В. М. Баршай. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 130-138.
5. Бондаренко Т.М. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 6-7 лет в ДОУ / Т. М. Бондаренко. – М.: ИП Лакоценин С.С., 2012. – 224 с.
6. Верхозина Л.Г., Заикина Л.А. Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации / Л. Г. Верхозина., Л. А. Заикина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 126 с.
7. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста / В. В. Голубев. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
8. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В. В. Пресняков. – М.: Человек, 2015. – 283 с.
9. Гулидова Т.В., Осипова Н. А. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей / Т. В. Гулидова, Н. А. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 73 с.
10. Железнова Е.Р. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
11. Железнова Е.Р. Развивающая гимнастика с предметами и подвижные игры для старших дошкольников / Е. Р. Железнова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 80 с.
12. Климова Е.В., Гребенникова И.Н. Уровень простудной заболеваемости у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и дефектами речи / Е. В. Климова., И. Н. Гребенникова. Альманах передового педагогического опыта специалистов физической культуры. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006. – С. 136-139.
13. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ / О. Н. Моргунова. – М.: ИП Лакоценин С.С., 2013. – 144 с.
14. Недовесова Н.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Методические рекомендации / Н. П. Недовесова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 96 с.
15. Никитушкина Н.Н. Управление методической деятельностью спортивной школой [Текст]: науч.-метод. пособие / Н.Н. Никитушкина, И.А. Водянникова. – М.: Советский спорт, 2012. – 200 с.
16. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма: учебное пособие / М. Р. Сапин., В. И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2012. – 384 с.
17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования/ Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
18. Павлова М.А. Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 186 с.
19. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. Спб.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
20. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2014. – 183 с.
21. Профилактика нарушения осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2016. – 90 с.
22. Реутский С.В. Физкультурные комплексы дома и в детском саду / С. В. Реутский. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
23. Рыжова С. Гимнастика для детей с нарушением осанки // Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия головы и шеи. Учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 336 с.
24. Соколова Л.А. Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников / Л. А. Соколова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 80 с.
25. Фирилёва Ж.Е. Прикладная и оздоровительная гимнастика / Ж.Е. Фирилёва, А.Н. Кислый, О.В. Загрядская – М.: Детство-Пресс, 2012. – 608 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты