Изобразительная деятельность как средство подготовки ребёнка к школе
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изобразительная деятельность как средство подготовки ребёнка к школе»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Изобразительная деятельность как средство подготовки ребёнка к школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Готовность ребенка к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
1.2. Роль и значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Педагогические рекомендации по применению изобразительной деятельности как средства подготовки ребенка к школе
2.2. Разработка комплекса педагогических средств по изобразительной деятельности как средства подготовки ребёнка к школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, но была сформулирована как проблема несколько десятилетий назад. Понимание этой проблемы постоянно уточняется. Готовность к школе – это сложный и многоуровневый процесс, который включает в себя различные компоненты. Сначала основное внимание уделялось тому, какие знания и навыки должны быть даны детям дошкольного возраста, теперь же первый вопрос – какие условия должны быть созданы, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его сознательную способность использовать различные методы и приемы познания. Это не только формирование умственных способностей детей дошкольного возраста, но и развитие познавательной деятельности, способности целенаправленно осуществлять основную интеллектуальную и практическую деятельность.
Основой является развивающее обучение, то есть такое обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития ребенка, в частности на его самостоятельность и активность. Чтобы помочь ребенку подогнать не его индивидуальность под школьную норму, а наоборот, нужен веер допустимых образцов в пределах данной нормы. При этом условии ребенок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Развивая у ребенка навыки общения и сотрудничества, попутно решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации к школе. Соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребенку переход от дошкольной жизни к школьной.
Насколько успешно будет протекать у ребенка процесс подготовки к обучению в школе зависит также от процесса изобразительной деятельности, но данный вопрос в педагогической литературе является недостаточно изученным.
ГЛАВА 1. ПОДОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Готовность ребенка к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которая выявляет уровни развития психологических качеств, являющихся важнейшими предпосылками нормальной интеграции в новую социальную среду и формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному образованию» рассматривается как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающих успешный переход к систематическому, организованному школьному образованию [6, с. 76].
В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному образованию – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального взросления ребенка, появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [14, с. 65].
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школе подразумевает «воспитание» социального правила, т.е. системы социальных отношений между ребенком и взрослым [27, с. 21].
Понятие «готовность к школе» наиболее полно изложено в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и навыков, которые должны присутствовать во всех остальных элементах, хотя их уровень развития может быть различным. Компонентами этого набора являются, прежде всего, мотивация, личная готовность, которая включает в себя «внутреннюю позицию ученика», сознательную и интеллектуальную готовность [5, с. 32].
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Педагогические рекомендации по применению изобразительной деятельности как средства подготовки ребенка к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности [28, с. 141].
Психолого-педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на всестороннее развитие ребенка – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования, рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности [7, с. 23].
Одной из основных задач воспитания детей является развитие у них способности правильно отражать свои впечатления от окружающей их действительности при изложении тех или иных тем и явлений. Зрительные способности ребенка дошкольного возраста при передаче от других ограничены. Не все, что воспринимает ребенок, может быть объектом для рисования или моделирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которая выявляет уровни развития психологических качеств, являющихся важнейшими предпосылками нормальной интеграции в новую социальную среду и формирования учебной деятельности. В психологии большое количество авторов давало свои различные трактовки понятию «психологическая готовность к обучению в школе». Компоненты психологической готовности ребенка к школе таковы: мотивационный компонент; интеллектуальная готовность; эмоционально-волевая готовность. Мотивационная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, а также в развитии у детей качеств, которые помогут ему общаться с учителями и одноклассниками. Интеллектуальная подготовленность подразумевает, что ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний. Основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо меньше сосредоточено на теории вопроса.
Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. На занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. – М.: Наука, 2008. – 204 с.
2. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С. 23-27.
3. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. – В-ж: Учитель, 2004. – 274 с.
4. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2002. – №9. – С.4.
5. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. – Скрипторий, 2005. – 64 с.
6. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. – Скрипторий, 2008. – 151 с.
7. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет / А.А. Грибовская. – М.: Сфера, 2010. – 80 с.
8. Долгун, Н.В. Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе / Н.В. Долгун // Молодой ученый. – 2017. – №5 (139). – С. 485-487.
9. Ишмуратова, Е.М. Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3(20). – С. 116-121.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС., 2006. – 246 с.
11. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 2007. – 253 с.
14. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. – М.: Учпедгиз, 2001. – 145 с.
15. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – С.12.
16. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Сфера, 2011. – 144 с.
18. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки / И.А. Лыкова. – Изд.: Карапуз, 2005. – 20 с.
19. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 352 с.
20. Новикова, В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
22. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Мн., 2000. – С. 97-106.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия» 2009 – 576 с.
24. Уланова, С.Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник / С.Л. Уланова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 71–75.
25. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
26. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2003. – 236 с.
29. Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / Н. Юшкевич // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7. – С. 50.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты