Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
1.2. Сущность, структура, содержание понятия «дидактическая игра» детей дошкольного возраста
1.3. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
2.2. Рекомендации по использованию комплекса дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Содержание учебной программы дошкольного образования ориентировано на развитие способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки познавательного развития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования нормативными правовыми актами (Кодекс об образовании Республики Беларусь) определен статус игры и занятия как основной формы специально организованной деятельности образовательного процесса. Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования понимается как целенаправленное специально организованное взаимодействие, осуществляемое преимущественно через игровую деятельность и обеспечивающее разностороннее развитие детей дошкольного возраста.
Именно игра – одно из самых привлекательных для детей дошкольного возраста занятий – способствует усвоению достаточно сложных математических представлений, формированию интереса к ним. Играя, ребенок открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решает самые разнообразные задачи. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок открывает «маленькие математические истины».
Одним из условий формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста является взаимодействие воспитателя дошкольного образования и воспитанника при реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Предматематическая подготовка в дошкольный период заключается в формировании элементарных математических представлений, и важна не столько с предметной, сколько с психологической точки зрения.
Главной целью математического развития дошкольников является всестороннее развитие ребёнка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности [1, с. 15].
Процесс формирования элементарных математических представлений имеет в значительной мере культурно-социальный характер [3, с. 66]. Знания детей дошкольного возраст о количественных, пространственных, временных представлениях и отношениях величин являются результатом специальной математической деятельности детей, которая предполагает актуализацию смысловых связей содержания. Соответственно у детей дошкольного возраста формируются пять видов математических представлений: количественные, величинные, геометрические, пространственные и временные [5, с. 36].
Формирование элементарных математических представлений в дошкольный период осуществляется поэтапно, по мере взросления ребенка. В рамках проблемы исследования рассмотрим психолого-педагогические особенности формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Комплекс дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
При разработке комплекса дидактических игр для формирования элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста мы ориентировались на сюжетно-дидактические игры, разработанные А.А.Смоленцевой. Это игры «Магазин», «Ателье», «Зоопарк», «Школа», «Почта». Однако, содержание некоторых игр для современных детей сложно для понимания и не актуально, например, «Телеграф – телефон». На основании учета возрастных, типологических особенностей, интересов детей 4-5 лет и опыта их реального взаимодействия был разработан следующий комплекс сюжетно-дидактических игр для формирования элементарных математических представлений: «Обувной магазин», «Цирк», «Новый год», «Ателье».
I. Сюжетно-дидактическая игра «Обувной магазин».
Цель игры: формирование умения считать в пределах 5–7 количественным счётом (в зависимости от возможностей воспитанников); определять порядковое место предмета в ряду, считая порядковым счетом; определять отношения между частью и целым, адекватно использовать слово половина; находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве.
Игровые действия: выполнение роли продавца обуви и покупателя обуви.
Правила игры: по сигналу ведущего подбирать соответствующую карточку или фишку определенного цвета, устные ответы на вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста сводятся к тому, что у воспитанников формируются элементарные представления в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления».
При использованиидидактической игры, которая активно может использоваться педагогическими работниками в разных видах детской деятельности. Структура дидактической игры включает в себя такие компоненты: сюжет, дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила.
В сочетании с занятиями дидактические игры являются эффективным средством, которые способствуют формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию. Методика проведения дидактической игры включает следующие элементы: подготовка необходимого оборудования, доступное изложение игры и ее правил, распределение ролей между воспитанниками.
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан комплекс дидактических игр, способствующий формированию элементарных математических представлений.
Поскольку использование комплекса дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста можно считать эффективным. Поэтому разработанный комплекс дидактических игр и рекомендации по их использованию могут применяться на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М.: Прогресс, 2012. – 143 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Проспект, 2009. – 165 с.
6. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2009. – 368 с.
7. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М.: Академия, 2016. –160 с.
8. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 180 с.
9. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова. – СПб : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
10. Павлова Л.И. Развитие математических представлений у дошкольников / Л.И. Павлова. – М. : 2010 –110-117 с.
11. Смоленцева, А.А. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
12. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: кн. Для воспитателя дет. сада / А.А. Смоленцова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1993. – 95 с.
12. Столяр, А.А. Педагогика математики: курс лекций / А.А. Столяр. – Минск: Вышэйш. шк., 1986. – 413 с.
13. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т.С. Будько. –Брест: БрГУ, 2006. – 199 с.
14. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
15. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
16. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М : Просвещение, 1988. – 320 с.
18. Чеботаревская, Т.М. Обучающие игры в курсе математики начальных классов : автореф. дис.... канд. пед. наук / Т.М. Чеботаревская. – Минск, 1988. – 21 с.
19. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К.В. Шевелев. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
20. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. – 188 с.
21. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. – М.: Логос, 2005. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты