Особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Социально-педагогическая работа в дошкольном учреждении»
2022
45.00 BYN
Особенности межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая работа в дошкольном учреждении
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики по методике «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Понятие и характерные особенности развития межличностных отношений в группе у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Межличностные взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей.
Дети старшего дошкольного возраста хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности способы развития межличностных отношений сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство» [4, с. 53].
«Взаимодействие ребенка со сверстниками – это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками, так как в таком возрасте они активно интересуются друг другом, и у них появляется потребность в общении. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастанием своего «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности взаимоотношений. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении, приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопомощи» [12, с. 87].
Актуальность исследования обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Cсовременное время это период информационных технологий, который требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей. Такие личности будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие межличностных отношений в психологии
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей.
Т. Шибутани рассматривает межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и закрепляются между индивидами, вступающими в контакт друг с другом с течением времени. В каждом случае характер отношений зависит от черт личности, содержащихся в личностном взаимодействии. Межличностные отношения, в отличие от других видов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность по отношению к себе и людям, с которыми человек вступает в отношения [22, с. 274].
Н.Н. Обозов понимает межличностные отношения как «взаимную подготовку людей к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, безразличными, отрицательными в плане общения и другой совместной деятельности» [15, с. 149].
По мнению В.Г. Крысько, «межличностные отношения людей – это субъективные отношения, возникающие в результате их непосредственного взаимодействия и сопровождающиеся эмоциональными и другими переживаниями людей (симпатии и антипатии)» [10, с. 59].
Понятие «межличностные отношения» тесно связано с различными видами общественных отношений. В работе Г.М. Андреевой говорится, что среди различных форм общественных отношений существование межличностных отношений представляет собой реализацию безличных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в их актах общения и взаимодействия. Если общественные отношения – это официальные, формально зафиксированные и объективированные отношения, то межличностные отношения – это осознанные взаимосвязи, переживаемые людьми в разной степени объективности. Межличностные отношения характеризуются эмоциональными состояниями, основанными на эмоциях и взаимодействии между людьми [1, с. 147].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и методики исследования
Целью данной курсовой работы является теоретически обосновать и провести экспериментальное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей 5-6 лет.
Для исследования процесса развития межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика навыков межличностного взаимодействия с помощью следующих методик:
– методика «рассказ о друге» Е.О. Смирновой;
– метод наблюдения.
1. Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой [18, с. 213].
«Цель: выявление характера восприятия и видения сверстника.
Педагог индивидуально с каждым ребенком проводит беседу, в ходе которой выясняет, кто с кем дружит, а с кем нет. Далее детей просят дать характеристику каждому из названных ребят. Анализируя ответы, выделяют два типа высказываний:
– характеристики самого ребенка и указание на его способности;
– характеристики сверстника, которые опосредованы его отношением к испытуемому.
При обработке результатов подсчитывается процентное соотношение высказываний этих двух типов.
Преобладание высказываний первого типа говорит о том, что ребенок внимателен к сверстнику и воспринимает его как независимую, самоценную личность. Преобладание высказываний второго типа свидетельствует о том, что ребенок воспринимает сверстника не как личность, а как носителя оценочного отношения к самому себе» [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии межличностные отношения рассматриваются с позиций личности (как отношения между личностями, индивидуальностями, выстраивающиеся на диалогической ориентации субъектов), другие – через общение (общение как основа, способ построения отношений), через деятельность (совместная деятельность как фундамент отношений). Межличностные отношения – это взаимодействие, которое основано на эмоциональных связях, реализуется через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Межличностные отношения включают в себя: восприятие и понимание партнерами друг друга; межличностную привлекательность; взаимодействие и поведение.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Формирование межличностных отношений старшего дошкольника происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает учебная деятельность, в которой начинает участвовать дошкольник в процессе подготовки к обучению в школе. Она определяет не только индивидуальное развитие личности ребенка, но и особенности процесса его социализации. В старшем дошкольном возрасте формируется осознание себя как личности, отношение к собственному «Я», что оказывает существенно влияние на формирование межличностных отношений.
Проведена экспериментальная работа по исследованию навыков межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В работе принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет. Для диагностики навыков межличностного взаимодействия были подобраны следующие методики: «Рассказ о друге» и «Метод наблюдения».
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2004. – 375 с.
2. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 367 с.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2001. – 200 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2017. – 243 с.
6. Духновский, С.В. Особенности дисгармонии в различных формах межличностных отношений / С.В. Духновский // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 60-68.
7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
8. Коломинский, Я.А. О взаимоотношениях в группе детей / Я.А. Карташова //Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С. 43.
9. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. – СПб. : Питер, 2012. – 367 с.
10. Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
11. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прогресс, 2017. – 420 с.
12. Осорина, М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб. : Питер, 2009. – 243 с.
13. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219–1227.
14. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М. : Педагогика, 2008. –148 с.
15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 319 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 675 с.
17. Смирнова, Е.О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 39.
18. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. – 2017. – №3. – С. 54.
19. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 69.
20. Столетов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Столетов. – М. : Педагогика. – 2018. – 271 с.
21. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М. : Новое знание, 2016. – 380 с.
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
23. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики по методике «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты