Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Детский сад №7, ГУО (г. Барановичи)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста
1.2 Формирование умственной активности детей среднего дошкольного возраста в элементарной поисковой деятельности
1.3 Организация и проведение опытов с детьми среднего дошкольного возраста
Выводы по 1-ой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Пути формирования умственной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
2.2 Программа формирования умственной активности у детей среднего дошкольного возраста в познавательно-практической деятельности
2.3 Мониторинг уровня развития умственной активности у детей среднего дошкольного возраста в познавательно-практической деятельности
Выводы по 2-й главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что современные методы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста требуют изменения отношений между учителем и учеником. Существует противоречие между необходимостью изменения взаимодействия взрослого и ребенка в процессе познавательной деятельности и неразработанностью методов реализации.
Особое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста имеет усвоение им представлений о взаимоотношениях между природой и людьми. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает формирование мировоззрения ребенка и его личностный рост. Важную роль в этом направлении играет исследовательская и познавательная деятельность дошкольника в форме экспериментальной деятельности.
В этом процессе дети преобразуют предметы с целью выявления скрытых, существенных связей между ними и природными явлениями. В дошкольном возрасте эта исследовательская деятельность значительно изменяется и переходит в сложные формы исследовательской деятельности (Н. Е. Веракса, Н. Н. Подъяков, Л. А. Парамонов) Интересные эксперименты и опыты побуждают детей находить собственные причины, способы поведения и проявлять творчество.
Познавательно-практическая деятельность предлагает для развития два типа детской деятельности: детская деятельность, которая полностью определяется самими детьми, и деятельность, которая стимулируется взрослыми. Эти два вида деятельности тесно связаны между собой и редко встречаются в чистом виде. Собственная деятельность ребенка так или иначе связана с деятельностью взрослого, а знания и навыки, полученные с помощью взрослого, становятся достоянием ребенка, поскольку он применяет их как свои собственные.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это время обучения и освоения мира человеческих отношений. Ребенок устанавливает для себя образцы для подражания в ролевых играх, которые становятся его доминирующей деятельностью. Играя, они учатся взаимодействовать со своими сверстниками [1, с.26].
Это также период творчества. Ребенок учит язык, и у него есть воображение. У дошкольника есть своя, специфическая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период начального формирования личности, появления эмоциональных ожиданий последствий своих действий, самооценки, усложнения и осознания опыта, обогащения новыми эмоциями и мотивами, поля эмоций и потребностей. Центральным новообразованием этого возраста является развитие внутренних установок и самосознания [24, с.87].
Вопрос о познавательной активности детей этой возрастной группы чрезвычайно важен для системы дошкольного образования. Необходимость грамотно ориентироваться во все более обширном объеме знаний предъявляет новые требования к образованию молодого поколения. На передний план выходит развитие способности к когнитивному участию в активной учебной деятельности [2, с.48].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Пути формирования умственной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательно-практической деятельности
База исследования: ГУО «Детский сад №7» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 15 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Нами было проведено исследование по следующим этапам:
1. На первом этапе исследования нами была проанализирована литература по теме исследования, подобраны методики и проведен констатирующий этап экспериментальной деятельности.
2. На втором этапе исследования нами была проведена формирующая работа в рамках исследования и были определены основные направления работы с данной категорией детей.
3. На третьем этапе исследования было проведено повторное исследования и были проанализированы сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа исследования.
Цель экспериментального исследования: оценить особенности влияния познавательно-практической деятельности на систему познавательной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что у детей дошкольного возраста прослеживаются тенденции к развитию познавательной сферы и умственной деятельности. Мы видим, что овладение познавательной деятельностью является одним из основополагающих направлений в рамках развития личности ребенка.
Элементарная поисковая деятельность представляет собой важное направление в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности направлен на формирование основ самостоятельности и активности детей дошкольного возраста.
Дети в раннем возрасте уже способны экспериментировать, однако для среднего дошкольного возраста характерными являются более сложные эксперименты. Для формирования удовлетворительной экспериментальной деятельности необходимо создавать определенные условия, которые в последующем окажут определенное влияние на систему поисковой деятельности.
С целью формирования представления о уровне развития умственной активности детей среднего дошкольного возраста средствами познавательно-практической деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики диагностики «Древо желаний». В ходе проведения исследования нами были получены результаты, согласно которым было выявлено, что для детей среднего дошкольного возраста характерен средний уровень развития показателей развития познавательной активности.
Согласно результатам исследования была проведена формирующая работа по применению познавательно-практической деятельности в рамках формирования познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. Данная работа оказала положительное влияние на деятельность детей и были определены эффективные пути ее применения.
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М: Феникс, 2004. – С.326.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Изд. «Академия», 2010. – 448 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПБ.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. – М.: Академия, 1997. – С.216.
5. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 266 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2013. – 432 с.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов, А.Г. Дубов, В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2008. – 187 с.
8. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2012. – 258 с.
9. Золотухина, А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста / А.А. Золотухина, О.А. Сатвалдыева, О.В. Литвинова // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С.11-22
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -6-е изд., испр. – М.: Изд. «Академия», 2006. – 416 с.
11. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 63 М.: ТЦ Сфера, 2003.– №3. – С.4-12.
12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Колюцкий, В. Н. Колюцкий. – М.: Академия, 2001. – 214 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
14. Мамеева, Э. М. Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста / Э. М. Мамеева, Г. Г. Недюрмагомедов // Научно-методический журнал Поиск. – 2017. – № 3 (59). – С. 14-18.
15. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практ. Психологов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
16. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2006. – 365 с.
17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 258 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
20. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. – М.: гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 119 с.
21. Сорокун, П. А. Основы психологии / П. А. Сорокун. – М.: Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с.
22. Степанова, Н. А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. А. Степанова. – Магнитогорск, 2002. – 214 с.
23. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2016. – №2. – С. 8-11.
24. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
25. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – 3-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты