ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием животного мира
1.3 Использование художественной литературы, как средства формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Характеристика практики работы учреждения дошкольного образования по формированию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Роль художественной литературы неоценима в развитии интереса к природе у детей дошкольного возраста. Познавая образы и разнообразие природы через приобщение к произведениям художественной литературы, ребенок начинает сопоставлять их с окружающей действительностью, учится активно наблюдать за природой, замечать изменения, происходящие в ней.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей представлений об окружающем мире и живых организмах. Для детей большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка на протяжении всей его жизни. Воздействуя на чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний. В свою очередь, формирование знаний о домашних и диких животных является одной из важнейших задач экологического воспитания у детей дошкольного возраста.
Педагогическая деятельность по ознакомлению детей с животными в дошкольном возрасте необходима для формирования у них правильного отношения к животному миру. Слушая сказки, стихи и рассказы ребенок учится бережному отношению к растениям и животным, обитателям лесов, полей, рек. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней. Отсутствие у детей необходимых знаний о животных приводит к формированию у них неправильных представлений, что часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к братьям меньшим. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является важным периодом для формирования экологических знаний. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Старший дошкольный возраст является важным периодом для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания. В этом возрасте ребенок не четко дифференцирует свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между природными явлениями собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления детей дошкольного возраста об окружающем мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия с окружающим миром [4, с. 78].
Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [21, с. 98].
Экологические представления – это сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств [13, с. 46].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Характеристика практики работы учреждения дошкольного образования по формированию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
Исследование уровня сформированности знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №561 г. Минска».
В эксперименте приняло участие 2 группы воспитанников – старшая группа №13 и старшая группа №14, одна из которых была экспериментальной, а вторая – контрольной. В каждой возрастной группе было 18 воспитанников в возрасте 5-6 лет (Приложение 1).
Целью исследования было выявление уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о животных и изучить возможности художественного чтения в процессе формирования представлений о животных.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий (изучение общего уровня знаний о животных).
2. Формирующий (разработка и проведение кружковой деятельности с использованием метода чтения художественной литературы).
3. Контрольный (подразумевает повторную диагностику общего уровня знаний о животных).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе были рассмотрены (изучены) основы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, на основе подбора и изучения методической литературы по данной теме. Были рассмотрены основные подходы к исследованию проблемы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в том числе представлений о животных.
Также было дано определение таким понятиям как «представления», «экологические представления».
Анализ литературы позволил определить сущность и содержание этих понятий и выявить особенности формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за домашними животными. То, что дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой, позволяет им понимать правила общения с живыми существами, более гуманно и бережно относиться к природе.
Помимо всего, в ходе теоретической работы нами были рассмотрены формы и методы работы по формированию представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе нами было проведено исследование, целью которого было выявление уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о мире живой природы и изучить возможности художественного чтения в процессе их формирования.