Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
по дисциплине: «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
2022
45.00 BYN
Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Организация: Детский сад №12, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Специфика работы по формированию элементарных математических представлений
2.2 Роль игровой деятельности в рамках формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности математических представлений
2.2 Содержание и апробация программы по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
2.3 Мониторинг развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что для современного процесса образования характерным является наличие сложностей в рамках обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это также оказывает влияние на процессы математического развития детей. Для познавательного развития детей дошкольного возраста оказывает влияние математических представлений в рамках познания окружающего мира. Для современных дошкольников характерными являются трудности в рамках овладения математическими понятиями. Исходя из данных особенностей мы можем определить, что одной из наиболее важных задач педагогов и родителей является формирование у детей познавательного интереса к математике. Для включения в систему приобщения детей дошкольного возраста к математике необходимо проводить занятия ы занимательной и игровой форме, что позволяет лучше усвоить основы математических знаний.
Математика как познавательный предмет имеет наиболее эффективный образовательный эффект. Изучение данной предметной области способствует развитию памяти, мышления и творческого потенциала человека. Для развития данных показателей у детей дошкольного возраста необходимо применять игровую деятельность. Применение дидактических игр способствует развитию усидчивости, настроя на результат, развития мыслительных процессов. Применение разнообразных дидактических игр способствует восприятию материала, формированию познавательного процесса. В рамках применения дидактического материала происходит восприятие материала, дети активно участвуют в образовательном процессе. Дети становятся более активными, могут давать полные ответы на вопросы и определения доказательств в рамках решения различных проблемных ситуаций.
Обучение в рамках образовательной области «Познавательное развитие» представляет огромный потенциал в рамках формирования определенного развивающего эффекта. Обучение детей дошкольного возраста без использования дидактических игр невозможно, так как именно в процессе игровой деятельности у детей развивается память, внимание, наблюдательность, ребенок учится основным навыкам размышлений и возможности справляться с трудностями.
Формирование элементарных математических знаний представляет собой одну из наиболее важных задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Среди исследователей, которые занимались изучением данной проблемы необходимо выделить таких как Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской. Также, были разработаны основные направления в изучении применения дидактических игр в рамках изучения математических представлений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Специфика работы по формированию элементарных математических представлений
Современные математические представления указывают на процессы восприятия времени, пространства, величины, времени, а также определения особенностей свойств и отношений деятельности в рамках данной системы. При определении особенностей развития математических представлений, у ребенка происходит формирование определенного чувственного опыта ориентации в применении различных свойств и отношений, что определяет наличие способов и приемов познания, что помогает определить знания и навыки данных на практике. Все эти факторы способствуют тому, что предпосылки ориентированы на возникновение определенной системы понимания мира и способствует воспитанию положительных личностных черт.
Н.А. Арапова-Пискарева пишет: «Элементарные математические представления – это первичные простейшие представления. К ним относятся такие математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина»
В процессе разнообразной продуктивной и перцептивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметного мира – цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается сенсорный опыт, который явится основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий» [1, с.62].
Основные понятия и математические представления начинают свой формирование в довольно раннем возрасте. Для раннего детства характерным является ознакомление с определенными совокупностями тех или иных предметов, которые могут быть сравнимы как качественном, так и количественном отношении. Также, в данном возрастном периоде дети начинают различать определенные цвета, размеры, формы, а также особенности расположения по определенным признакам. При формировании определенной системы подражания, формируется примитивный способ измерения предметов, что помогает определить основные направления в рамках формирования определенных методов измерения.
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
2.1 Диагностика уровня сформированности математических представлений
База исследования: ГУО «Детский сад №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 12 детей среднего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 8 девочек и 4 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования, был проведен констатирующий этап исследования.
2. На втором этапе был проведен формирующий этап работы, который включает в себя игры и упражнения для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования на контрольном этапе.
Цель исследования: изучение особенностей влияния игровой деятельности на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Проанализировать результаты, полученные на констатирующем этапе исследования.
3. Провести формирующую работу в рамках применения игровой деятельности для развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
4. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности математических представлений у дошкольников.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что существует определенная специфика работы в рамках формирования элементарных математических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Мы можем отметить, что это направление в обучении является необходимым в рамках познавательного развития детей данной возрастной категории.
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Игра имеет важное значение в рамках обучения детей элементарным математическим представлениям. Игры, которые применяются в рамках дошкольного возраста бывают разнообразными и включаются в общую систему педагогического процесса. Мы определили, что существуют определенные сложности в процессе применения игры в образовании.
Решение задач математического воспитания детей, осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.
В работах К. Ф. Лебединцева, Ф. Н. Блехер, Н. А. Менчинскоܙй, Л. А. Яблоܙкоܙва, А. М. Леушиноܙй поܙказаноܙ, что в оܙсноܙве фоܙрмироܙвания математических представлений у доܙшкоܙльникоܙв лежат активные практические действия детей с предметами, на оܙсноܙве коܙтоܙрых, ребеноܙк оܙсваивает счет и измерение.
С целью формирования представления о уровне развития элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи изучения таких направлений как счет, величина, форма и ориентировка во времени. В рамках проведения констатирующего этапа исследования нами были выявлены средние показатели в рамках развития математических представлений и интереса к ним.
Нами была разработана и апробирована программа формирования математических представлений средствами игровой деятельности. Нами были подобраны и реализованы основные игровые методы и приемы, направленные на определение особенностей влияния игровой деятельности на систему развития математических знаний и представлений.
1. Арапова – Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н. А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
3. Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л. В. Глаголева. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
4. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Житко, И. В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Житко, И. В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Нац. ин-т образования, 2009. – 16 с.
7. Житко, И. В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И. В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
8. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И. В. Житко. – Мн. : Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
9. Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Мн. : Выш. шк., 2007. – 72 с.
10. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе / Р. А. Жукова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. – 108 с.
11. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-7 лет / Е. В. Колесникова. – М. : Гном – пресс, 2000. – 79 с.
12. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Гном и Д, 2006. – 64 с.
13. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2014. – 48 с.
14. Леушина, А. М. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – М.: Мир, 2012. – 286 c.
15. Михайлова, З. А. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Фирма Икар, 2009. – 166 с.
16. Недвецкая, Т. М. Учимся считать в игре: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. М. Недвецкая. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 16 с.
17. Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
18. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ / Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
19. Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н. Полякова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С. 8-13.
20. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
21. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / Н. А. Смоленцева. – М. : Дрофа, 2007. – 98 с.
22. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.
23. Стойлова, Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. – М. : Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
24. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 244 с.
25. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
26. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 2005. – 223 с.
27. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 2003. – 98 с.
28. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
29. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав. / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2004. – 400 с.
30. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей / Л. В. Волубцева. – М. : Изд- во «Карапуз», 2001. – 128 с.
31. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты