Методика ознакомления детей младшего школьного возраста с ТНР с растительным орнаментом
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика ознакомления детей младшего школьного возраста с ТНР с растительным орнаментом»
по дисциплине: «Изобразительное искусство и методика преподавания»
2022
45.00 BYN
Методика ознакомления детей младшего школьного возраста с ТНР с растительным орнаментом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительное искусство и методика преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность эстетического воспитания
1.2 Внеклассная работа как средство организации эстетической культуры
1.3 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ
2.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ТНР
2.2 Последовательность и методика формирования навыков рисования растительного орнамента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь в рамках эстетического воспитания определена значимость воспитания у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к окружающему миру.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру в младшем школьном возрасте определяет последующее развитие эстетической культуры личности, характеризующей ее с позиций признания, понимания и преобразования красоты окружающей действительности, способной перенести данные умения в систему социальных отношений – является актуальностью нашей курсовой работы.
Воспитанию у ребенка умений замечать красоту действительности, радоваться ей, оценивать, обращаться с суждениями к окружающим людям, осознавать собственное единство с окружающим миром, переживать за судьбу красоты, преобразовывать, достраивать реальность способствует организация педагогического сопровождения, включающего реализацию различных средств эстетического воспитания, к числу которых относится художественное творчество.
Эстетическое воспитание одно из значимых направлений формирования базовой культуры личности. В педагогической науке накоплены знания о сущности и особенностях организации эстетического воспитания с детьми школьного и дошкольного возраста (П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, К.М. Лепилов, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий и др.).
В современных педагогических исследованиях идет интенсивный поиск в области модернизации эстетического воспитания: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.Ж. Овчинникова и др. Вместе с тем, изменение социокультурных условий требует соответствующего им теоретического осмысления и практической разработки педагогически значимых аспектов эстетического воспитания личности. Данные обоснования и определили тему курсовой работы: «Методика ознакомления детей младшего школьного возраста с ТНР с растительным орнаментом».
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее объекта. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» – воспринимаемый чувством и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека [11, с.51]. Объектом эстетики как науки является «прекрасное». Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [8 с. 49]. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [12, с.36]. В данном определении отражена ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.
2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР С РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ
2.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ТНР
Тяжёлые нарушения речи по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.
Несформированность фонематической системы языка, ОНР – основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом.
Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над первой главой нами была рассмотрена характеристика эстетического воспитания, даны разные определения понятия «эстетическое воспитание», раскрыта сущность, компоненты и задачи эстетического воспитания в целом.
Изучен процесс организации эстетической культуры во внеклассной и внешкольной работе.
Также были изучены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
В ходе работы над второй главой нами были изучены возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ТНР.
Изучена последовательность и методика формирования навыков рисования растительного орнамента.
В ходе деятельности по теме курсовой работы поставленные цели и задачи решены.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что методика ознакомления детей младшего школьного возраста с ТНР с растительным орнаментом будет успешной, если в данном процессе будут учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста с ТНР и будет произведен отбор средств художественного творчества, соответствующих применению в воспитательном процессе для детей младшего школьного возраста с ТНР – подтверждается.
1. Аничкин, С.А. Эстетическое воспитание младших школьников / С.А. Аничкин. – Свердловск : Сред. - Москва, 1967. – 179 с.
2. Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В.Ф. Асмус. – Москва: Искусство, 1968. – 276 с.
3. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. – Москва: Новая Москва, 1922. – 66 с.
4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — СПб.: Азбука, 2000. – 416 с.
5. Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчества / С. С. Гольдентрихт. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Изд-во МГУ, 1977. – 248 с.
6. Гусарова, И.Л. Эстетическое воспитание в детском саду / И.Л. Гусарова. – Москва: Просвещение, 1962. – 187 с.
7. Дремов, А. К. Основы эстетического воспитания: учеб. пособие / А.К. Дремов. – Москва: Высш. Школа, 1975. – 327 с.
8. Дмитриева, H.A. Вопросы эстетического воспитания / H.A. Дмитриева. - Москва: Искусство, 1956. – 206 с.
9. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов [и др.]; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
10. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Поучение и творчество / Т. С. Комарова – Москва: Педагогика, 1990.
11. Краткий словарь по эстетике: кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. – Москва: Просвещение, 1983. – 223 с.
12. Крылова, Н.Б. Эстетическое отношение: содержание и функции / Н.Б. Крылова. – Москва: Знание, 1980. – 64 с.
13. Лейзеров, Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности / Н.Л. Лейзеров. Москва: Знание, 1973. – 46 с.
14. Липский, В.Н. Эстетическая культура и личность / В.Н. Липский. – Москва: Знание, 1987, – 128 с.
15. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. / Б. Т. Лихачев – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Прометей: Юрайт, 1998. – 462 с.
16. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин тов. / Б.Т. Лихачев. – Москва: Просвещение, 1985. – 175 с.
17. Минц, Н. Д. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 2-го кл. / Н. Д. Минц, О. Ф. Таланцева. – Минск: Беларусь, 2006. – 101 с.
18. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Основы композиции: в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1998. – Ч. 3. – 80 с
19. Учебная программа изобразительное искусство I-V классы / для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / М: НиО, 2012.
20. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с.
21. Шкуратова, М. А. Изобразительное искусство в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / М. А. Шкуратова, Ю. А. Новикова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. – 176 с: ил.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты