Белорусский фольклор как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Белорусский фольклор как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Белорусский фольклор как средство воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУСКОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Психолого-педагогические аспекты детей младшего дошкольного возраста
1.2 Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Сущность и значение белорусского фольклора в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
2.2 Разработка направлений использования белорусского фольклора как средства воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Много написано о важности участия детей в культуре своего народа, потому что обращение к отцовскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой они живут. На сегодняшний день, большое внимание в научной литературе уделяется проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста предполагает приобщение детей возраста к национальной культуре.
Период младшего дошкольного возраста по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования и развития ребенка во всех направлениях, поскольку для детей дошкольного возраста характерны безграничное доверие к взрослым, желание повторить свои поступки, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, испытанные в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на развитие человека.
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.
Музыкальный фольклор, определяемый в самом общем виде как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, признан во всем мире лучшим музыкальным материалом, отвечающим требованиям искусства и доступности, алфавиту родного музыкального языка, который, по мнению З. Кодая, «может быть только одним». Широкое использование фольклора нашло свое воплощение в системах музыкального образования З. Кодая и К. Орфа, имеющих свои аналоги во многих странах мира.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БЕЛОРУСКОГО ФОЛЬКЛОРА
1.1 Психолого-педагогические аспекты детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный период, между двумя и четырьмя годами, является важным этапом в нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются первые элементарные представления о добре и зле, о поведении и добрых чувствах по отношению к окружающим взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного воспитательного влияния со стороны учреждения дошкольного образования и семьи. Нравственные чувства, представления и способности, которые формируются у детей в этом возрасте, нравственный опыт, который они приобретают, составляют основу для их дальнейшего нравственного развития.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно покидает семейный круг. Для ребенка взрослый становится не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять одну и ту же функцию приводит к противоречию с его реальными способностями. Это противоречие разрешается с использованием игры, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте [4, с. 156].
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение определенных действий с установленными объектами предполагает их связь с другими действиями с другими объектами. Основным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры в этот возрастной период небольшая. Дети младшего дошкольного возраста ограничиваются играми с одной или двумя ролями и простыми действиями. Игра по правилам только начинает развиваться в этом возрасте.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ФЙОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Сущность и значение белорусского фольклора в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.
Обращение к белорусскому фольклору в воспитании детей младшего дошкольного возраста открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
О.Н. Анцыпирович отмечает: «Фольклор – это универсальный материал, который соответствует требованиям искусства и доступности, «алфавит» национального музыкального языка» [1, с. 213]. Не зря народный репертуар лежал в основе самых известных систем музыкального образования, разработанных З. Кодаем и К. Орфом. Так, З. Кодай в своей работе «Музыка в детском саду» пишет: «Первым краеугольным камнем подсознательного чувства венгерского является язык. Вторым краеугольным камнем подсознательного чувства венгерского является музыка» [10, с. 43]. Таким образом, З. Кодай подчеркивает, что в процессе приобщения детей к национальным истокам музыкальной культуры формируются компоненты музыкальной культуры личности, складывается так называемый «словарь» наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций, своеобразных образцов национального музыкального язык [10]. Все это значительно облегчает восприятие дошкольниками не только фольклора, но и музыки национальных композиторов, а также феноменов современной национальной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший дошкольный возраст представляет собой переходный период, ребенок входит в новый социум, начинает посещать учреждение дошкольного образования. Ребенок меньше времени проводит в кругу своей семьи, приобретает новые навыки социального общения. В младшем дошкольном возрасте происходит качественное изменение в развитии самостоятельности. Дети младшего дошкольного возраста характеризуются большой эмоциональной отзывчивостью, что позволяет им успешно решать задачу развития добрых чувств и отношений к своим ближним. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Основным видом деятельности ребенка младшего дошкольного возраста является игровая деятельность.
Методами воспитания детей младшего дошкольного возраста являются: рассказ, разъяснение, убеждение, беседа, приучение, упражнения, метод создания воспитывающих ситуаций, пример, поощрение. Формы воспитания детей младшего дошкольного возраста: индивидуальные, коллективные, групповые. Средствами воспитания детей младшего дошкольного возраста является: собственная деятельность детей, природное окружение, художественные средства и окружающая обстановка.
Обращение к белорусскому фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания детей дошкольного возраста. Так постепенно дети младшего дошкольного возраста приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребенка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
1. Аникин, В.П. Русское народное поэтическое творчество: учебник / В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л .: Просвещение: Ленингр. издание, 2007. – 478 с.
2. Анцыпіровіч, В.М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / В.М. Анцыпіровіч; пад рэд. Н.С. Старжынскай. – Мінск, 2007.– 59 с.
3. Апраксина, O.A. Методика развития музыкального восприятия: уч. пособ. / О.А. Апраксина – М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 2015. – 59 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд . / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
5. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших детей дошкольного возраста / И.Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
6. Добсаи, Л. Метод Кодая и его музыкальные основы / Л. Добсаи // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов. композитор, 2013. – С. 41-63.
7. Ищук, В.В. Игра на детских музыкальных инструментах / В.В. Ищук // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 68–72.
8. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2015. – 224 с.
9. Комиссарова, JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л.Н. Комиссарова. – М., 2010. – 18 с.
10. Мерзлякова , С.И. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые / С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова. – М.: Владос, 2011. – 55 с.
11. Нiкашына, Г.А. Музычная гульня як сродак развiцця эмацыянальнай спагадлівасцi / Г.А. Нікашына // Пралеска. – 2015. – № 3 (2). – С. 16–21.
12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с.
13. Остроух, Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей / Г. Остроух // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 10-15.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
15. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 2008. – 173 с.
16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты