Роль коммуникативных игр в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль коммуникативных игр в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2022
45.00 BYN
Роль коммуникативных игр в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Уровни развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста
1.3. Значение коммуникативных игр в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Разработка направлений использования коммуникативных игр в формировании взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является характерной особенностью. Авторы, изучавшие отношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми.
Актуальность данной темы в том, что опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста, ее психологическое содержание и структура, достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М.И. Лисиной и ее учениками-последователями – Л.Н. Галигузовой, Д.Б. Годовиковой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др. Развитие общения в данных исследованиях рассматривалось в качестве особой, коммуникативной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблемы в формировании взаимоотношений детей дошкольного возраста
Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, навстречу друг другу. Между общением, с одной стороны, и отношениям – взаимоотношением с другой, существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения [6, с. 20].
Проблема межличностных взаимоотношений имеет огромной значение и занимает значимую часть исследований в современной педагогической науке. Самая важная и определяющая личность – это ее отношения с людьми, которые в то же время являются отношениями. Отношения человека представляют собой осознанную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными аспектами объективной реальности, выраженную в его поступках, реакциях и переживаниях. Они формируются и формируются в процессах деятельности. Отношение к людям является решающим и определяющим. Содержание, уровень отношений человека с миром очень различны: каждый человек вступает в отношения, но целые группы также вступают в отношения друг с другом, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии выделяются два основных вида отношений: социальные отношения и то, что В.Н. Мясищев называет «психологическими» отношениями индивида. Особым случаем психологических отношений являются межличностные отношения [13, с. 125].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек.
Вся экспериментальная работа проходила в два этапа:
1. Констатирующий этап, целью которого было выявление первоначального уровня сформированности отношений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовался диагностический комплекс методов и методик.
2. Формирующий этап, направленный на разработку и реализацию педагогических условий по формированию взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста с использованием коммуникативных игр.
Для выявления уровня сформированности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны методы и методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, навстречу друг другу. Проблема межличностных взаимоотношений имеет огромной значение и занимает значимую часть исследований в современной педагогической науке. Самая важная и определяющая личность – это ее отношения с людьми, которые в то же время являются отношениями. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других настроений, через которую люди воспринимают и оценивают друг друга. Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом.
Процесс развития межличностных отношений среди детей в учреждениях дошкольного образования имеет тесную взаимосвязь с самосознанием каждого ребенка, как личности. В период дошкольного возраста межличностные взаимоотношения проходят трудный процесс своего развития и становления, в котором выделяют три последовательных этапа. В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает свои действия, а также имеет желания, стремления и мотивы, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже стремится оказать помощь своему товарищу, ровеснику, в чем-то уже уступить, пожертвую своими желаниями или интересами. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже приобретает некоторый опыт межличностного взаимодействия с ровесниками и с взрослыми.
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С.74-85.
3. Баринова, Н.М. Как помочь детям научиться слушать и слышать друг друга. Часть 1 / Н.М. Баринова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №1. – С. 26-36
4. Буре, Р.С. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2009. – 141 с.
5. Глобина, О.А. Воспитание культуры общения у дошкольников / О.А. Глобина //Дошкольная педагогика. – 2016. – №9. – С. 15-18
6. Демянчук, Л.А. Воспитание у дошкольников социальных умений и навыков в процессе игровой деятельности в ДОО / Л.А. Демянчук //Дошкольная педагогика. – 2016. – №9. – С. 19- 21
7. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 3-10.
8. Калинченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М., 2004. – 112 с.
9. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
10. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2001. – 367 с.
11. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 5. – С. 83-87.
12. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 158 с.
13. Куницина, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2013. – С. 256.
14. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб., 2009. – 320 с.
15. Маханёва, М.Д. Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей / М.Д. Маханёва // Копилка методиста. –2016. – №7. – С. 86-98
16. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст / В.А. Недоспасова. – 3-е изд. – Москва: Росмэн, 2016. – 90 c.
17. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. – Ленинград, 2009. – 97 с.
18. Привалова, С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.
19. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с.
20. Тиханова, И.Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: дис. ... канд. психол. Наук / И.Г. Тиханова. – М., 2012. – 152 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
22. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Уровни развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты