Педагогические условия формирования навыков предметной деятельности у детей раннего возраста
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогические условия формирования навыков предметной деятельности у детей раннего возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2022
45.00 BYN
Педагогические условия формирования навыков предметной деятельности у детей раннего возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Детский сад № 60, ДОУ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Определение предметной деятельности в дошкольной психологии и педагогике
1.2. Психологическая характеристика предметной деятельности у детей раннего возраста
1.3. Методические условия формирования предметной деятельности у детей раннего возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Педагогическая диагностика предметной деятельности у детей раннего возраста
2.2. Практика формирования навыков предметной деятельности у детей раннего возраста
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основная потребность детей раннего возраста заключается в познании окружающего мира посредством действий с различными предметами. Но самостоятельно ребёнок не может освоить способ употребления окружающих его предметов, так как способы их использования не являются очевидными.
В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. К числу важного образования в раннем детстве относят овладение ребёнком предметной деятельностью, которая влияет на социально-коммуникативное, познавательное развитие детей.
И предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.
При соответственном общении дошкольников со взрослыми и обеспечении условий для эффективного формирования предметной деятельности в раннем детстве представляются наиболее важные и основательные человеческие способности, и индивидуальные возможности - познавательные способности, любопытство, фантазия, целенаправленность и упорство, взаимодоверие к другим людям, решительность в себя. Главные основные принципы обучения, – как говорил великий советский педагог А.С. Макаренко, – закладываются в раннем возрасте, то есть девяносто процентов всего воспитательного процесса ребенка, то предметная деятельность наиболее подходящая сфера для воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Решением проблемы формирования навыков предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста изучением психического развития ребенка занимались различные выдающиеся отечественные педагоги такие как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, В.С. Мухина.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Определение предметной деятельности в дошкольной психологии и педагогике
Деятельность человека связана со сложными двигательными умениями и навыками, которые приобретаются человеком в процессе целенаправленного обучения, организованного взрослыми людьми для подрастающего поколения.
Деятельность определяется как вид деятельности человека, которая направлена на познание и преобразование окружающего его мира. В познании и преобразовании человеком окружающего мира входят не только условия существования самого человека, но и сам человек. Деятельность позволяет создавать человеку предметы материальной и духовной культуры, преобразовывать свои способности в освоении этого мира.
Деятельность - это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром». Определением «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая) [10, с. 204].
Обучение начинается с раннего детства. Взрослые обучают ребёнка пользоваться предметами домашнего обихода: одеждой, ложкой, стулом, карандашом. Ребёнок овладевает различными инструментами, которые видоизменяют движения рук, заданные природой. Движения начинают подчиняться сущности предметов деятельности. Это приводит к возникновению предметной деятельности, которая подчиняет движения человека правилам культуры использования соответствующих предметов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Педагогическая диагностика предметной деятельности у детей раннего возраста
Практическая часть проведенного исследования представляла собой исследовательскую работу, ориентированную на формирование предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста.
Задача представленной исследовательской работы состояла в проведении исследования на основе проведенного теоретического анализа формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: педагогическое наблюдение; математические методы обработки результатов.
Данная работа проводилась в три этапа:
1 этап - констатирующий - выявление уровня сформированности предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста в исследуемой группе;
2 этап - формирующий - разработка и проведение формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста в исследуемой группе;
3 этап - контрольный - повторное проведение диагностики сформированности предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста в исследуемой группе, анализ полученных результатов.
Решение поставленных задач осуществлялось на базе дошкольного образовательного учреждения № 60 г. Минска.
Опытно-исследовательской работой было охвачено 20 детей раннего возраста, посещающих данное учреждение. Возраст детей на момент начала изучения варьировался от 1,5 до 2,5 лет.
На первом этапе была проведена педагогическая диагностика предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста в ДОУ № 60.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное исследование помогает определению одной из важных проблем в текущем периоде преобразования дошкольного образования, связанной с поиском путей осуществления формирования ведущего вида деятельности, а именно: формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста.
При изучении теоретических основ формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста было выявлено, что данной проблеме было посвящено много работ таких авторов как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, В.С. Мухина и другие.
При исследовании характеристики предметных действий мы выяснили, что предметная деятельность является направленной формой активности ребенка, в основе которой лежит его познавательный интерес, а основным содержанием оказывается изучение предмета.
Итогом теоретических исследований были выделены и обоснованы наиболее значимые методические условия, которые позволяют эффективно формировать предметную деятельность у детей раннего дошкольного возраста. Это повышение профессиональной компетентности педагогов и воспитателей, осуществляющих руководство процессом формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста с целью формирования предметных действий; создание предметно-развивающих специализированных центров; включение детей раннего дошкольного возраста в активную образовательную деятельность; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей с целью формирования предметной деятельности у детей раннего дошкольного возраста, а также помощи в создании, обновлении предметно-развивающей среды.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М: Академ, проект, 2001. – 704 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медицина 2007. – 304 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
5. Браткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. – № 1. – С. 83-91.
6. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
7. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 72 с.
8. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 289 с.
9. Галигузова, Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет/ Л.Н. Галигузова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
10. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
11. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / Л.Г. Голубева, В.А. Доскин, С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
12. Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
13. Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 304 с.
14. Ермолова Т., Мещерякова С. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия // Дошкольное воспитание, 2009. – № 7. – с. 110-117.
15. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
16. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 165 с.
17. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
18. Крынцылова, И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста / И. Крынцылова// Дошкольное воспитание. – 2004. - №9. – С. 28-29.
19. Кузнецова, С. Обновление предметно-развивающей среды / С. Кузнецова, Г. Романова // Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 34. – С. 58-65.
20. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М: Гардарики, 2000. – 255 с.
21. Новоселова, С. Игры - занятия с предметами- орудиями для детей второго года жизни / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. – № 8. – 2004. – С. 24-27.
22. Павлова, Л.О. О Современных проблемах раннего детства / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. – № 8. – 2003. – С. 9-12.
23. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 193-145.
24. Печора, К.Л., Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2002. – 189 с.
25. Смирнова, Е.О. Ранний возраст: игры, развивающие мышления / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – № 8. – 2002. – С. 57-60.
26. Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М.: МозаикаСинтез, 2014. – 80 с.
27. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие / Ю.М. Хохрякова. – Пермь, 2014. – 308 с.
28. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. – С. 80-115.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты