Психологические особенности развития привязанности в младенческом возрасте
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности развития привязанности в младенческом возрасте»
по дисциплине: «Детская психология»
2022
45.00 BYN
Психологические особенности развития привязанности в младенческом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня привязанности матери к ребенку младенческого возраста по методике PARI.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия привязанность в психологии
1.2 Психологические особенности детей младенческого возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется важностью типа привязанности ребенка младенческого возраста к матери. В современной психологической науке привязанность представляет собой ключевое понятие, описывающее отношение ребенка к матери. Феномен привязанности представляет собой глубокую эмоциональную связь, которая возникает между ребенком и матерью как результат общения и тесного взаимодействия. Став предметом целенаправленного исследования еще в 60-х годах ХХ века, привязанность и по сегодняшний день вызывает большой интерес психологов во всем мире, побуждая выявлять связь привязанности к матери с различными сторонами эмоционально-личностного и познавательного развития ребенка.
«В настоящее время стремительно растет интерес к проблеме привязанности, ее влиянии на развитие личности ребенка. Исследователями рассматривается влияние привязанности ребенка к матери на успешность социализации (М.А. Василенко), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская). Изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова), объекты привязанности у детей различных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, Е.В. Пупырева), влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития младших дошкольников (М.А. Василенко). Кроме того, рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния), влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности значимых взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк)» [4; 12; 17].
«Период младенчества выступает в качества важнейшего период психофизического периода развития ребенка. Для младенческого возраста характерен ряд специфических черт, которые позволяют рассматривать его как новый этап развития человека. Психическое развитие в этом возрасте является реализацией видовых возможностей детей, основанных на природных задатках и генетической программы» [6, с. 29]. В период младенческого возраста ребенка зависит от матери и все свое время проводит с матерью. Мать для ребенка этого возрастного периода является самым близким человеком. Отношение и поведение матери к ребенку оказывает непосредственное воздействие на развитие психологических и психических особенностей ребенка младенческого возраста. В психолого-педагогическое литературе имеется очень незначительное количество работ, посвящённых этой проблеме. По причине этого в данной работе будем проводить исследование на тему «Психологические особенности развития привязанности в младенческом возрасте».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия привязанность в психологии
Привязанность как психологическое понятие имеет несколько различных трактовок в зависимости от теоретического подхода автора. «Однако общим для всех интерпретаций признается наличие тесной эмоциональной связи. Так, в работе М.И. Лисиной понятие привязанности ребенка к матери фигурирует при описании формирования взаимоотношений, но не выдвигается на первый план. Привязанность рассматривается как эмоциональная связь, возникающая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым» [20, с. 254].
По определению Дж. Боулби, «привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с объектом привязанности, которым обычно является человек, оказывающий помощь» [5, с. 190]. Е.Е. Волкова определяет привязанность как «поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком, необходимой для адаптации, которая обеспечивает ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку» [11, с. 48]. По мнению Н.Н. Литвиненко: «привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего, с матерью как наиболее близким лицом» [].
«Привязанность ребенка к матери – это его первый опыт вхождения в социум, первый этап социализации. Согласно взглядам Д. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден качество привязанности оказывает одно из определяющих влияний на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и определяют успешность всех остальных этапов социализации» [5, с. 213].
М.А. Василенко также рассматривает привязанность «как один из первых шагов в социализации ребенка, а при успешности этого первого шага привязанность впоследствии становится фактором дальнейшего процесса социализации. Под социализацией понимается двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в определенную социальную среду, в систему социальных связей; с другой, – процесс активного воспроизведения ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности и вхождения в социальную среду» [9, с. 23].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования являлось проанализировать психологические особенности развития привязанности детей младенческого возраста по отношению к своей матери.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление психологических особенностей развития привязанности в младенческом возрасте по отношению к своей матери;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие матери детей младенческого возраста в количестве 30 человек. Возраст испытуемых матерей от 22 до 34 лет.
С целью проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические методики:
– наблюдение за взаимодействием ребенка и матери адаптированная по Н.Н. Авдеевой);
– методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер Е.С. и Р.К. Белл.
1. Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер Е.С. и Р.К. Белл [2]. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет. Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
1 – оптимальный эмоциональный контакт,
2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3 – излишняя концентрация на ребенке.
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привязанность – это взаимный процесс формирования эмоциональной связи между людьми, которая длится бесконечно долго, даже если эти люди разделены. Взрослым нравится чувствовать привязанность, но они могут жить без нее. Теплые, тесные и продолжительные эмоциональные отношения с матерью являются ключом к здоровому развитию любого ребенка с рождения. Эти отношения формируют привязанность ребенка к матери – отношения, в которых преобладают сильные взаимные чувства и сильные эмоциональные узы. Существует несколько характеристик привязанности: человек, к которому привязанность формируется, может легко успокоить ребенка, он чувствует себя комфортно в ее присутствии и меньше боится, а ребенок чаще, чем другие, прибегает к ней для комфорта. В современной психологии понятие привязанности используется для обозначения отношения ребенка к матери. Привязанность представляет собой прочную эмоциональную связь, обеспечивающую переживание чувства защищенности и комфорта, что является результатом отношения двух близких людей.
Младенчество представляет собой возрастной период от одного месяца до одного года, когда происходит интенсивное психофизическое и социальное развитие. Границей между периодом новорожденности и младенчеством является комплекс оживления. Данный комплекс состоит из трех компонентов – улыбка, вокализация, двигательное оживление. В это время совершенствуют двигательные навыки, зрительного и слухового аппарата, понимание речи взрослого. У ребенка появляется стремление к зрительным и слуховым впечатлениям, которые приносят ему удовольствие. В младенчестве появление исследовательская потребность, желание познавать окружающую действительность. Эмоциональное общение как основной фактор развития обусловливает специфику младенческого возраста. Важность привязанности к материнству подтверждается многочисленными фактами. По мере развития и становления самостоятельности у ребенка привязанность к матери трансформируется, но не исчезает из жизни ребенка. Прочная связь между ребенком и матерью в первые годы жизни закладывает основу для будущего чувства доверия и безопасности в окружающем их мире. Дети, воспитываемые матерями, избегающими привязанности, испытывают дискомфорт в близких отношениях, чувство уязвимости и зависимости. Дети, воспитывающиеся в условиях повышенной привязанности, все чаще нуждаются в принятии, поддержке и подтверждении своей важности со стороны матери. Первичная привязанность, сформированная в первые годы жизни, достаточно стабильна в будущем и стабильна с течением времени.
1. Авдеева, Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери / Н.Н. Авдеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 20-27.
2. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. 2006. – № 2. – С. 82-92.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. С. 49-53 с.
4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 1-7.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2011. – № 2. – С. 21-35.
7. Бурменская, Г.В. Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия / Г.В. Бурменская // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса. – М., 2016. – С. 28-30.
8. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского ун-та. – 2009. № 4. – С. 17-31.
9. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2011. – № 129. – С. 20-27.
10. Васильева, Н.Н. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н.Н. Васильева // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы научно-практической конференции. – 2015. – С. 152-159.
11. Волкова, Е.Е. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов / Е.Е. Волкова, Т.В. Капустина. И.И. Черемискина// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Том 6, № 1. – С. 45-53.
12. Гончарова, Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема / Ю.Л. Гончарова // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8-9. – С. 88-91.
13. Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перпективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 144-149.
14. Задорова, Ю.А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 65-70.
15. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 170 с.
16. Кошкина, И.В. Материнско-детская привязанность как основа любви / И.В. Кошкина, Е.В. Жигалина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-12. – С. 66-68.
17. Криттенден, П. Трансформация отношений привязанности в юности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6378-12-2879.html.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2009. – 175 с.
19. Куфтяк, Е.В. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста / Е.В. Куфтяк, Ю.А. Задорова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 335-340.
20. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 542 с.
21. Литвиненко, Н.Н. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / Н.Н. Литвиненко, О.А. Тлишева // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 107-109.
22. Морозова, Е.И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е.И. Морозова // Дошкольное воспитание. –2002. – № 11. С. 10-14.
23. Мочалова, О. Адаптация детей к ДОУ / О. Мочалова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 57-59 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М., 2006. – 450 с.
25. Плешкова, Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет / Н.Л. Плешакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. – 2018. – Т. 8. – Вып. 4. – С. 396–408.
26. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 2010. – 256 с.
27. Сабельникова, Н.В. Особенности развития привязанности в детском и подростковом возрасте / Н.В. Сабельникова // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. – 2006. – № 6-1. – С. 41-45.
28. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 139-150.
29. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Речь, 2003. – 976 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня привязанности матери к ребенку младенческого возраста по методике PARI.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты