Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и ИЗО деяельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и ИЗО деяельности»
по дисциплине: «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста»
2022
45.00 BYN
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и ИЗО деяельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №3, ГУО (г. Островец)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры для развития творческих способностей детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект «Чудесный лес».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Календарно - тематическое планирование.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Значение изобразительной деятельности в становлении личности ребёнка дошкольного возраста
1.2. Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
1.3. Особенности изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВТОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы и организация исследования особенностей изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
2.3. Результаты экспериментального исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей педагогического научного знания. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования уделяет недостаточно внимания развитию творческих способностей, так как цель развития детей – это не только овладение знаниями и навыками, но и развитие наблюдательности, воображения и воспитание творческой личности в целом [17, с. 34].
Формировать творческий потенциал личности особенно важно в наиболее благоприятный для этого период – дошкольный. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности. Развивая всесторонне ребёнка, мы формирует его творческий потенциал. Суть творческой деятельности заключается в создании качественно новых объектов, образов.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков [6].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, А.В. Рождественская, М.А. Васильева, В.В. Гербова, Н.А. Горяева, О.М. Дьяченко, О.В. Дыбина, Г.Г. Григорьева, Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, Н.Б. Халеозова.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна совершенствоваться технология работы педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста [17].
Проблема обучения детей дошкольного возраста современным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и других.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Значение изобразительной деятельности в становлении личности ребёнка дошкольного возраста
Вопрос роли изобразительной деятельности в становлении личности ребенка дошкольного возраста в своих исследованиях затрагивали такие исследователи, как Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, В. Котляр, С.В. Погодина.
Главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Известный психолог Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.
В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Л.С. Выготский считал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [14].
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Сакулина Н.П. считала, что изобразительная деятельность – это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умение изображать, невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Перед тем как нарисовать, вылепить какой-либо предмет, необходимо вначале с ним познакомиться: запомнить его форму, величину, цвет, расположение его составляющих частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. Также дети узнают о многообразии материалов (бумага, краски, пластилин, глина, мелок и т. д., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с материалом. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение [13].
ГЛАВА 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВТОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы и организация исследования особенностей изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Для исследования особенностей развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста нами был проведён констатирующий эксперимент.
Цель: изучить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В эксперименте принимало участие 10 детей в экспериментальной группе и 10 детей контрольной группе, возраст которых 5-6 лет.
Эксперимент проводился в дневное время.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Определение критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированности этого качества.
Показатели по уровням:
Высокий уровень – проявляется активность и самостоятельность в процессе рисования; владение средствами художественной выразительности (линией, формой, цветом, композицией); применяет уже освоенные приёмы работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, эмоционально выражают своих чувств, при помощи различных изобразительных средств. Рисунки чаще детализированы.
Средний уровень – в процессе рисования наблюдается недостаточная активность, иногда требуется помощь, трудности в освоении новых приёмов рисования, рисунки схематические, используют небольшое количество деталей, иногда требуется помощь.
Низкий уровень – требуется помощь в процессе рисования, трудности в использовании средств художественной выразительности, не используют новые приёмы рисования, изображают похожие рисунки, при рисовании обращают внимание на окружающие предметы для срисовывания.
Использовались следующие методики:
1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» [1].
Цель методики: определить уровень развития воображения детей старшего школьного возраста. «Дорисовывание фигур» является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой.
Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, учащимся было подробно рассказано, что они должны сделать: «Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте интересные карточки. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно. Ваша задача просто внимательно осмотреть все фигурки, подумать и дорисовать их в то, что вам пришло на ум. Не торопитесь, выполняя данное задание. Не забудьте подписать свои волшебные карты». Время, потраченное на выполнение, не фиксировалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей. Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве.
Основные направления работы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста: развитие воображения, развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Многие авторы, занимающиеся проблемой развития творческих способностей, акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. По утверждению педагогов-исследователей именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы использовали нетрадиционные техники рисования, к которым подготовили конспекты занятий и рассмотрели организацию работы воспитателя.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка.
Проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества и развития ребенка в целом.
1. Артоболевский, И. И. и др. Детская энциклопедия в 12т., Искусство / И. И. Артоболевский. – М. : Педагогика, 2014. – Т.12. – 576 с.
2. Архарова, Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования: учебное пособие / Н. В. Архарова. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
3. Бабаева, И. Т. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011. – 528 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение. – 2012. – 294 с.
5. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
6. Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду: учебник / Н. А. Ветлугина. – М .: Просвещение, 2002. – 300 с.
7. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебное пособие / Н. А. Горяева, О. В. Островская. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.
8. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Г. Григорьева – М. : Педагогика, 2010. – 320 с.
9. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т. Г. Казакова. – М. : «ВЛАДОС», 2006. – 255 с.
10. Комарова, Т. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. Комарова. – М., 1982. – 211 с.
11. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : «Просвещение», 1979. – 272 с.
12. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография: учебное пособие / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.
13. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошкол.)» / В. Б. Косминская, В. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 2011. – 298 с.
14. Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Котляр. – Киев, 1986. – 210 с.
15. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и развития ребенка: учебное пособие / под ред. Е. Божович. – М. : Институт практической психологии, 2006. – 448 с.
16. Погодина, С. В. теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – М. : Академия, 2011. – 352 с
17. Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – Волгоград : Перемена, 2001. – 129 с.
18. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений / авт. - сост. Е. Е. Данилова; под. Ред. И. В. Дубровиной. / 2 - е изд., стереотип. – М.: Издательский центр « Академия», 2010. – 160 с.
19. Саккулина, Н. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. Сакулина. – М., 1982. – 218 с.
20. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 2000. – 235 с.
21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селивёрстова. – М., 1997. – 376 с.
22. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль. : Академия развития, 2010. – 96 с.
23. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ / Т. А. Цквитария. – 2012. – 128 с.
24. Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий / И. А. Шаляпина. – М. : ТЦ «Сфера», 2017. – 64 с.
25. Швайко, Г .С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 160 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры для развития творческих способностей детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект «Чудесный лес».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Календарно - тематическое планирование.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты