Развитие музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
по дисциплине: «Методика музыкального воспитания»
2022
45.00 BYN
Развитие музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика музыкального воспитания
Организация: Детский сад №11, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
1.2 Игровая деятельность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста
1.3 Основные методы и приемы развития музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Эмпирическое исследование применения игровых технологий в рамках развития музыкального творчества детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное музыкальное образование детей основано на решении задач творческого развития и эстетического развития детей, что служит символом добра, красоты и гармонии. Процесс развития музыкальных способностей представляет собой решение задач, которые ставятся образовательными учреждениями, так как именно в дошкольном возрасте происходит развитие основных психических процессов и способностей, в том числе и музыкально-творческих.
На современном процессе развития творческих способностей средствами искусства способствует закладке основы, которая включает особенности знаний определенных художественных интересов и представлений об определенных музыкальных вкусах.
Проблема формирования творческих способностей у ребенка является важнейшими задачами современной теории и практики дошкольного воспитания. Для педагогики и психологии характерными являются такие тщательные исследования творческой направленности (A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович, Л.С. Выготского, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева).
Для работы с детьми дошкольного возраста часто используются такие формы работы как музыкально-игровая деятельность. Этот вид деятельности в силу возрастных особенностей является одним из наиболее доступных способов приобщения детей к музыкальному творчеству и искусству. Эмоциональное восприятие музыки имеет большое значение в рамках развития чувств ребенка.
Применение музыкальных игр представляет собой важное средство получения ребенком представлений о окружающем мире, развитие мышления, а также морально-волевых качеств. При использовании игр ребенок может осмыслить и познать окружающий мир, развивать интеллект, фантазию, воображение.
Современные тенденции в рамках развития современной психологии и педагогики представляют собой определенную продуктивную деятельность, как условие развития творческой активности в рамках формирования психической готовности к школьному обучению, занимает творчество как результат творческой деятельности в рамках обучения потенциала подрастающего поколения.
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкального творчества детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
В современном искусстве музыка представляет собой определенный образ и символ истины, гармонии и развития человеческих отношений и эмоций. Именно на основе особой природы происходит формирование определенного отношения к искусству и музыке в рамках развития детей.
В.П. Анисимов утверждает: «Развитие музыкальных способностей всегда было одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, так как дошкольный возраст очень чувствителен к развитию всех основных психических процессов и способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальной компетентности позволяет дошкольникам успешно выражать себя в разных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкальных вкусов, интересов и потребностей детей» [1, с.47].
Изучение и решение проблемы развития базовой музыкальной компетентности у детей дошкольного возраста во всех видах музыкальной деятельности помогает решить задачу музыкального воспитания в дошкольных учреждениях [1, с.47].
Вопрос о природе музыкальных способностей имеет огромное значение для педагогики: являются ли эти качества врожденными для человека или они развиваются в результате влияния окружающей среды, воспитания и образования. Другим важным теоретическим аспектом проблемы является определение содержания таких понятий, как музыкальные способности, музыкальность и музыкальная одаренность, которые оказывают большое влияние на практику музыкального образования. Содержание этих понятий лежит в основе направления педагогических действий, диагностики музыкальных способностей и т.д. и во многом зависит от того, что принимается за содержание этих понятий.
Особенности влияния музыки на развитие личности является огромным, что включает определенные способности воздействовать на ту или иную сферу развития чувств на внутренний мир развития человека. Для достижения данной цели необходимо создать условия, при которых музыка становится личностно значимой для человека, и она является довольно значимой, что может помочь реализацию воспитательной функции, которая может воспринимать идейный и нравственный потенциал [4, с.58].
Глава 2. Эмпирическое исследование применения игровых технологий в рамках развития музыкального творчества детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Детский сад №11» г. Мозыря. В исследовании приняли участие 23 ребенка старшего дошкольного возраста. Выборка исследования составила 15 мальчиков и 8 девочек.
Основные критерии музыкального воспитания:
– формирование эмоциональной отзывчивости на музыку;
– отношение детей к определенной музыкальной деятельности;
– формирование оптимального отношения к песенному исполнительству и развитию певческих умений;
– формирование устойчивости в развитии музыкально-ритмической деятельности;
– степень сформированности определенного интереса к игре на музыкальных инструментах.
Для проведения исследования было использовано диагностическое задание: «Произведения Чайковского для детей старшего дошкольного возраста». Детям были предложены для прослушивания отрывки из произведений.
Для выявления отношения ребенка к песенному исполнительству и тематике детских песен была проведена индивидуальная беседа.
Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: У тебя есть любимые песни? Про что они? Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь? Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям? Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит? Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие? Ты поешь один или с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь? Как тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору, по магнитофону? Где ты больше поешь — дома или в детском саду?
В ходе беседы определяется:
- какие песни предпочитают дети;
- кто является героем детских песен;
- отношение детей к пению;
- песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что музыкальное воспитание представляет собой важное направление в развитии современных детей. В рамках дошкольного возраста происходит формирование определенного отношения к системе развития музыкального восприятия у данной категории детей.
Игра является ведущей деятельностью детей в рамках дошкольного возраста. Игра представляет собой определенный способ деятельности, направленной на изучения именно процесса, а не достижения той или иной цели. Основными видами игр являются такие как сюжетные, дидактические, и т.д.
Игра является одним из наиболее важных направлений развития музыкальности детей дошкольного возраста. Применение дидактических игр способствует во многом оптимизации музыкального слуха и восприятия у детей дошкольного возраста. Данные игры способствуют оптимизации личностного развития у детей дошкольного возраста.
С целью формирования представления об уровне развития музыкального творчества у детей дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование беседы. Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой, О.Н. Чумичевой и др.
Ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: У тебя есть любимые песни? Про что они? Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь? Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям? Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит? Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие? Ты поешь один или с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь? Как тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору, по магнитофону? Где ты больше поешь — дома или в детском саду?
В ходе беседы определяется:
- какие песни предпочитают дети;
- кто является героем детских песен;
- отношение детей к пению;
- песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
В ходе проведения исследования нами были получены результаты, согласно которым, было выявлено что для детей характерными являются такие особенности как преобладание среднего уровня развития музыкального воспитания для большинства детей. Эти показатели формируют представление о необходимости применения дополнительных средств и методов работы в рамках развития музыкальных навыков у детей.
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей / В.П. Анисимов. – М.: Академия, 2004. – 247 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 217 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
4. Ветлугина, Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2014. – 258 с.
5. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. – М.: Музгиз, 2011. – 236 с.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – СПБ.: Азбука, 2016. – 236 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2017. – 235 с.
8. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Академия, 2013. – 247 с.
9. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 128 с.
10. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. –М.: Просвещение, 2007. – 288 с.
11. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания / И.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2008. – 235 с.
12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2007. – 200 с.
13. Зацепина, М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель. – 2007. – №8. – С.58-66
14. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки / П.Ф. Каптерев. – Петроград: Земля, 2015. – 256 с.
15. Комарова, Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие / Л.Д. Комарова. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 36 с.
16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2005. – 144 с.
17. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 508 с.
18. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / И.Я. Михайленко. – М.: Омега, 2004. – 290 с.
19. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – М.: Академия, 2005. – 236 с.
20. Мухина, B.C. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2005. –239 с.
21. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. – М.: Академия, 2008. – 236 с.
22. Тарасов, Г.С. Психология художественной игры (на примере младшего школьного возраста). Спутник учителя музыки. / Составитель Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 2013. – 258 с.
23. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.: Академия, 2008. – 247 с.
24. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. – М.: Музыка, 2016. – 235 с.
25. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 236 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты