Личностные придикторы социальных стереотипов многодетности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностные придикторы социальных стереотипов многодетности»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Личностные придикторы социальных стереотипов многодетности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРИОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
1.1 Сущность понятия многодетная семья
1.2 Помощь многодетным семьям как социально-педагогическая проблема
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
2.1 Стереотипы к многодетным семьям
2.2 Стереотипы к многодетным родителям
2.3 Стереотипы к детям из многодетных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире необходимо оказание социальной и педагогической поддержки семьи, так как любое общество, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, ведущая роль в осуществлении этих функций принадлежит семье. Многодетные семьи уязвимы перед обществом в том числе и из-за затруднений в воспитании детей разного возраста. Многодетные семьи переживают обострение проблем в разных областях их жизнедеятельности. Это касается не только внутрисемейных аспектов их жизни, но и оказываемого влияния со стороны внешнеполитических и экономических преобразований, вызванных ситуацией, складывающейся в стране.
Одной из самых актуальных задач общества сегодня является поиск, разработка и внедрение новых социальных технологий, которые позволят обеспечить устойчивость современного белорусского общества. Проблематика семьи в целом, а также семей, находящихся в социально опасном положении, на современном этапе напрямую связана с разрабатываемыми социальными технологиями работы с детьми и семьями этих категорий.
В последние годы в Беларуси наблюдается тенденция к сокращению числа семей, воспитывающих трех и более детей. Это связано, прежде всего, с трудным финансовым положением таких семей с недостаточным количеством пособий, предоставляемых государством. Также одной из причин является общественное мнение. Таким образом, большая семья, по мнению большинства людей, характеризуется нищетой, неграмотностью, низким социальным статусом. Появление в семье третьего, четвертого и последующих детей – это, по-видимому, отклонение от норм, нечто экстраординарное.
Это преобладающее в обществе можно считать определенным противоречием. В конце концов, с незапамятных времен в Беларуси большие семьи составляли большинство населения, его позвоночник. Они были обычными во всех классах, начиная от крестьян, заканчивая знатью. Такой общий тип семьи был обусловлен христианской верой, традициями народа. В обществе всегда было позитивное отношение к многодетным семьям.
В Республике Беларусь существует достаточное количество научных исследований по работе с семьей. Значительный вклад в ее научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые: Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, С.В. Лапина, Д.Г. Ротман, Л.П. Шахотько, Г.Ф. Бедулина, А.Н. Сизанов, Л.И. Смагина, В. В. Чечет, однако имеющиеся исследования чаще всего освещают общие вопросы социальных аспектов современной семьи, теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРИОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
1.1 Сущность понятия многодетная семья
Выделяя основные проблемы многодетных семей, можно увидеть круг задач, которые необходимо решать в этой сфере. Они включают в себя оказание поддержки в следующих направлениях: материально-бытовая поддержка (оказывается государством на достаточно высоком уровне), трудоустройство родителей (родители, имеющие многодетные семьи, получают преимущество на бирже труда), медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка и формирование адекватных взаимоотношений внутри семьи.
Семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть жизни находится человек. А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства родства, и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [1, с. 312].
А.Г. Харчев представляет семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [21, с. 16]. По его мнению, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. По определению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [14, с. 146]. Он выделяет следующие параметры семьи:
− демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало или многодетная, полная или неполная);
− социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
− социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
− технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ПРИДИКТОРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ МНОГОДЕТНОСТИ
2.1 Стереотипы к многодетным семьям
Для начала рассмотрим понятие семьи.
Одни ученые, определяя семью, акцентируют ее особенности как общности, другие – как социального института. Примером первого может быть определение А.И. Антонова: «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [2, с. 48]. Другие ученые дают такое определение: семья – это особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью
Современные исследователи для определения типов семей используют различные классификации, критериями которых выступают: форма брака, состав семьи, тип главенства семьи, место и тип проживания, стаж супружеской жизни, социальная однородность и другие. В рамках данной работы остановимся на таком критерии как количество детей в семье. По количеству детей выделяют такие семьи, как бездетная или инфертильная семья, малодетная (1-2 ребенка), среднедетная (3-4 ребенка), многодетная (5 и более детей). В данной работе объектом является многодетная семья [3].
Среди исследователей нет единого мнения по поводу того, какую семью следует считать многодетной. Так, социологи А.И. Антонов и В.М. Медков называют многодетной семью, в которой пять или более детей, но в практике социальной работы многодетной считаются семьи, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Таким образом, социологические критерии не совпадают с практикой социальной работы [1, с. 128].
Эти взгляды приводят к различным взглядам на определение расширенной семьи:
1. С бытовой точки зрения, многодетная семья – это семья, в которой количество детей больше обычного и принятого нормами и правилами общества и государства. В настоящее время под многодетной семьей в основном понимается семья с тремя детьми, что встречается гораздо чаще, чем семья с четырьмя, пятью и более детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С обыденной точки зрения: многодетная семья – это та, где детей больше обычного, принятого нормами, правилами общества и государства. В настоящее время под многодетной семьёй понимается в основном трехдетная семья, значительно чаще встречающаяся, нежели семья с четырьмя, пятью и более детьми. С социально-психологической точки зрения многодетные семьи – это семьи, где детей так много, что они мешают оптимальному общению ее членов, функционированию семьи как малой группы, это семьи где пять и более детей. Могут существовать и другие критерии многодетности, например, обеспечение оптимальных возможностей для ребенка, стабильное развитие отношений между супругами. С точки зрения педагогики, если семья многодетная, то правила для всех детей остаются едиными. Для достижения взаимопонимания с детьми демократичные родители чаще используют не силу, а обсуждение, разумные доводы и убеждение. Они всегда в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
Многодетные семьи в нашей стране имеют ряд проблем как материального, так и социально-психологического плана. Принято различать следующие категории таких семей: сознательная многодетность; рождение ребенка в повторном браке при наличии у одного или обоих супругов детей от прошлого брака; неблагополучные многодетные семьи (семьи, где супруги ведут асоциальный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, наркотиками, дети для них являются инструментом для получения материальной, натуральной помощи). В Беларуси многодетным семьям оказываются различные варианты помощи, в том числе и социальная.
Основные стереотипы к многодетным семьям: многодетные – это неблагополучные семьи, нормальные не рожают в наше время больше двоих детей, но в самом деле выходит, что к неблагополучным можно отнести, кого угодно: многодетных, разведенных, мало зарабатывающих, много работающих. Среди многодетных достаточно много успешных и обеспеченных. Многодетные не умеют предохраняться, вот и рожают. Многодетность – это безответственность.
Основные стереотипы к многодетным родителям: все дети от разных мужей; многодетные все религиозные фанатики, которые против абортов; часто думают, что вера запрещает предохраняться или оба супруга выросли в многодетных семьях; семья зарабатывает на пособиях от государства; семье помогает няня или помощница, ведь без помощи не реально; чем больше детей – тем проще, сами с собой играют, развлекают; рожают ради квартиры.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.
2. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by.
3. Алтынцева, Е. Н. Педагогические основы социальной работы : УМК для специальности 1-86 01 01-01 социальная работа / Е. Н. Алтынцева. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2015. – 80 с.
4. Антонова, А. И. Социология семьи / А. И. Антонова. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 637 с.
5. Ачильдиева, Е. Ф. Многодетная семья в современной России / Е. Ф. Ачильдиева // Семья в России, 2004. – №2. – С. 102-117.
6. Белоусов, О. А. Ресурсный потенциал современной молодой семьи: опыт комплексного подхода / О. А. Белоусов. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009. – 220 с.
7. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М. : «Академия», 2001. – 440 с.
8. Кравченко, А. И. Социальная работа / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2008. – 416 с.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, М., Харьков, Минск, 2002. – 992 с.
10. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М. : «Академия», 1999. – 232 с.
11. Курагина, Г. С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи : Автореф. дис. на соиск. уч. степ.кандидата пед. наук / Г. С. Курагина. – СПб, 2005. – 198 с.
12. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М. : «Академия», 1999. – 184 с.
13. Никитин, Б. П. Мы и наши дети / Б. П. Никитина. – М. : Мол. Гвардия, 1980. – 223 с.
14. Посысоева, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысоева. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 328 с.
15. Психология от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб. : Прайм-Еврознак ; Изд. дом Нева. – М. : Олма-Пресс, 2004. – 411 с.
16. Словарь по социальной педагогике / Под. ред. Л. В. Мардахаева. – М. : «Академия», 2002. – 368 с.
17. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности / Ю. В. Слюсарев. – СПб, 1992. – 128 с.
18. Соколова, Л. А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье / Л. А. Соколова // Тенденции развития современной семьи. – М., 1992. – С. 25-28.
19. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М. А Галагузовой. – М. : Владос, 2000. – 416 с.
20. Социальная работа с молодежью : научно-практическое издание / С. В. Лапина, А. А. Жарикова, Г. Ф. Бедулина и др. – Минск : Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, 2007. – 149 с.
21. Трус, И. Ю. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Ю. Трус // Воспитание школьников, 2003. – С. 15-17.
22. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А. Г. Харчев. – М. : Центр социал. прогнозирования, 2003. – 339 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты