Введение
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема воспитания любви к родному городу как направление патриотического воспитания в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методы воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Пути и средства воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Разработка комплекса педагогических средств, направленных на воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по организацию процесса воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Патриотическое воспитание неотъемлемая часть современной системы образования, направленная на воспитание человека с активной гражданской позицией, гражданина своей страны.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей страны и того общества, в котором человек живет. Это сложное чувство ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одним из направлений государственной политики в сфере образования является «обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия».
Образовательный стандарт дошкольного образования Республики Беларусь одной из задач ставит «развитие и формирование фундаментальных качеств и свойств личности, нравственных и духовных ценностей ребенка, патриотизма, необходимых для адекватных действий в познаваемом мире».
Проблему воспитания любви к родному городу, стране у детей дошкольного возраста с древних времён освещали различные известные учёные и педагоги, такие как Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн и другие. В России вопросом патриотического воспитания занимался
К. Д. Ушинский.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема воспитания любви к родному городу как направление патриотического воспитания в психолого-педагогических исследованиях
Патриотизм в современном обществе играет одну из важнейших функций в формировании гражданина и гражданского общества.
По словам В.В. Буткевич, патриотическое воспитание - это «формирование патриотизма как интегративного качества человека, воплощающего любовь к Родине и стремление к миру, внутренней свободе и уважению к государственной власти, государственным символам, символам других стран, самосознание, уважение и дисциплина, гармоничное проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [5, с. 21].
Патриотическое воспитание, по мнению Л.Е. Никоновой, – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формировани отношения к стране и государству, где живёт человек [16, с. 60].
Н. А. Белоусов определяет патриотическое воспитание как «воспитание патриота, формирование у человека духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национальной идентичности, образа жизни, мировоззрения и ответственности за судьбу Родины» [3, с. 36].
Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста в условиях информационного общества охватывает чувственное (ощущения, восприятия, представления), рациональное (мышление) и действенное отражения действительности.
[...]
Глава 2 Пути и средства воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Разработка комплекса педагогических средств, направленных на воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы нами был разработан комплекс педагогических средств, включающий:
1. Календарно-тематический план формирования представлений о родном городе у воспитанников старшей группы (Приложение 1).
2. Конспекты занятий по образовательной области «Ребенок и общество» в форме интерактивных экскурсий.
3. Конспекты дидактических игр (Приложение 2).
4. Лэпбук «Воспитание любви к родному городу» (Приложение 3).
Данный комплекс позволит педагогу разнообразить специально-организованную и нерегламентированную деятельность в учреждении дошкольного образования, повысить интерес у детей к родному городу. Разработанный комплекс педагогических средств может быть использован в образовательном процессе для воспитания любви к родному городу.
На данном этапе выполнения работы нами предложена программа формирования представлений о родном городе у воспитанников старшей группы.
Анализ и разработка материала осуществлялась на основании Московского района города Минска.
Занятия по формированию представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста эффективно проводить в виде интерактивных экскурсий.
[...]
Заключение
В Республике Беларусь гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, личной свободе, дисциплине, уважении к другим гражданам и государственной власти, гармоничном сочетании патриотического, национального и международные чувства, любовь к Родине и готовность к государственной службе.
Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одним из направлений государственной политики в сфере образования является «обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия».
Образовательный стандарт дошкольного образования Республики Беларусь одной из задач ставит «развитие и формирование фундаментальных качеств и свойств личности, нравственных и духовных ценностей ребенка, необходимых для адекватных действий в познаваемом мире».
С этой целью необходимо приобщать детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного города от простых, близких к более сложным, отдаленным понятиям (от его улицы до основных мест города). Также необходимо учитывать принципы, на которых основан процесс формирования интереса у воспитанников старшего дошкольного возраста к их родному городу: историзм, гуманизация, дифференциация, интегративность, визуализация. Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе должно осуществляться воспитателями и родителями в определенной системе и в тесном сотрудничестве, что приведет к положительным результатам.
[...]
1 Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.16-24.
2 Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. - С. 87.
3 Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С. 38-41.
4 Брысин, М.П. Проведение занятий по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста / М.П. Брысин. – М.: Изд-во Просвещение, 2001. – 170 с.
5 Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
6 Воронецкая, Л.М. Семья и Родина едины. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л.М. Воронецкая // Пралеска. – 2014. – №5. – С. 13-20.
7 Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, І.Л. Ждан. – Мінск: Зорны верасень, 2008. – 132 с.
8 Ельцова, О.М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре / О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. №4. – С.29.
9 Живейко, А.Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет». – Витебск: ВГТУ, 2008. – 20 с.
10 Заславская, С.Г. Первые шаги / С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 1979. – 267 с.
11 Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.
12 Кобзева, Т. Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Т.Г. Кобзева. – Волгоград, 2014.– 23 с.
13 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – №2. – С.3-19.
14 Куксова, Н.А. Воспитание личности: нравственно-патриотические основы / Н. А. Куксова // Пралеска. – 2005.– № 5. – С. 11-15.
15 Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота /
Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С.30-34.
16 Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.Е. Никонова. – Минск: Народная Асвета, 1991. – 112 с.
17 Пралыгiна, Н.В. Вянок гульняў: фармiраванне ўяўленняў аб родным краi сродкамi гульнявой дзейнасцi: дапаможнiк для педагога ўстаноў дашк. Адукацыi i 1 – й ступенi агул. сярэд. з рус. i беларус. мовамi навучання /
Н.В. Палыгiна. – 2 – е выд., выпр. – Мiнск: Новое знанiе, 2016. – 80 с.
18 Сташкевич, О.Л. Гражданско-патриотическое воспитание личности: ценностный аспект / О.Л. Сташкевич // Адукацыя і выхаванне. – №10 – 2008. – С. 8-12.
19 Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин-т образования, 2024. – 479 с.
20 Шик, К.И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь /
К.И. Шик // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 110-112.
21 Царик, И.А. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях информатизации общества / И.А. Царик. – Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2016. – 17 с.