Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных интересов в процессе проведения дидактической игры
1.1 Дидактическая игра как средство формирования познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические механизмы использования дидактической игры как средства формирования познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста
1.3 Дидактическая игра как средство формирования познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образования
Выводы по 1 главе
Глава 2 Пути и средства формирования познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр
2.1 Опытно–экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста
2.2 Создание педагогических условий для формирования познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста
2.3 Сравнительный анализ результатов контрольного и формирующего эксперимента
Выводы по 2 главе
Заключение
Резюме
по курсовой работе студентки 3 курса группы 591121 факультета дошкольного образования БГПУ им. М. Танка
ФИО:
Тема работы: «Дидактическая игра как средство формирования познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста без сомнений входит в число наиболее серьезных проблем современного образовательного процесса. Познавательный интерес воспринимается как активная познавательная направленность, имеющая связь с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением определенных сложностей, с созданием ситуации успеха, с процессом самовыражения и самоутверждения развивающейся личности.
Поскольку игра имеет важнейшее значение для развития психики ребенка старшего дошкольного возраста, то использование ее в процессе обучения является одной из оптимальных возможностей максимально результативного развития познавательного интереса.
Работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконини других.
The development of cognitive interest in preschool children is undoubtedly one of the most serious problems of the modern educational process. Cognitive interest is perceived as an active cognitive orientation, which has a connection with a positive emotional attitude to the study of the subject, with the joy of knowledge, with overcoming certain difficulties, with the creation of a situation of success, with the process of self-expression and self-affirmation of the developing personality.
Since the game is essential for the development of the psyche of a child of preschool age, the use of it in the learning process is one of the best opportunities for the most effective development of cognitive interest.
The work is based on theoretical and practical works in the field of pedagogy researchers such as B. G. Ananiev, L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, S. L. Rubinstein, K. D. Ushinsky, D. B. Elkonin and othe.
Введение
В современной образовательной системе все больше признается важность игрового подхода в преподавании и воспитании детей. Дидактическая игра выступает как эффективное средство формирования познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста и стимулирования их к активному участию в образовательном процессе.
В соответствии с Учебной программой дошкольного образования познавательное развитие детей дошкольного возраста направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.
Один из главных аспектов, который делает изучение данной темы актуальным, состоит в том, что в быстро меняющемся мире необходимо подготовить детей к постоянному обучению и самообразованию. Развитие познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста помогает формированию у них активной жизненной позиции и стремления к постижению новых знаний.
Дидактическая игра представляет собой организованную форму деятельности, в ходе которой ребенок получает возможность активно участвовать в процессе обучения и исследования, применяя свои знания и умения в игровой форме.
Кроме того, дидактическая игра имеет практическое значение для педагогов и родителей. Педагоги, применяя игровые элементы в своей работе, могут создавать мотивационную среду для развития познавательных интересов у детей. Родители, в свою очередь, смогут осознанно выбирать игрушки и развивающие материалы, которые способствуют активному познанию и интересам их детей.
[...]
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных интересов в процессе проведения дидактической игры
1.1 Дидактическая игра как средство формирования познавательных интересов воспитанников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема стимулирования активности учащихся средствами дидактических игр находилась в центре внимания исследовате¬лей прошлого: Аристотеля, Ф. Фенелона, Д. Лоина, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского. В их исследованиях игра – носитель новых знаний о пред¬метах, основная часть способов учения.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.И. Сорокина и др. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими современными исследователями, среди которых М.А. Абричкина, Л.А. Венгер, Ю.В. Давыденко,О.Ю. Зайцев, Т.А. Меркулова, А.П. Усова и др. Во всех этих исследованиях прослеживается взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные методы и формы руководства дидактической игрой.
Познавательный интерес рядом ученых определяется как отношение к предмету или деятельности. Но это отношение отличается от других видов отношений личности и, в частности, от общего положительного отношения к предмету. Специфика интереса в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, активностью, стремлением к деятельности. Эта идея прослеживается в исследованиях Н.Г. Морозовой. Она определяет познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Н.Г.Морозова выделяет два уровня интереса: ситуативный (эпизодический) и инициативный:
Ситуативный интерес является следствием переживания отношения к предмету в данный момент. Он неустойчивый и пропадает одновременно с прекращением соответствующей деятельности.
[...]
Глава 2 Пути и средства формирования познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр
2.1 Опытно – экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста
С целью изучения уровня сформированности познавательных интересов детей у воспитанников старшего дошкольного возраста, нами было организовано исследование на базе ГУО «Мачулищанский детский сад №3» в старшей группе №10. Всего в исследовании приняло участие 20 человек в возрасте 5-6 лет.
Для решения поставленной цели нами были определены следующие этапы работы:
Констатирующий этап работы: на данном этапе проводился подбор диагностического инструментария, подбиралась выборка испытуемых, изучался и анализировался исходный уровень сформированности познавательных интересов детей.
Формирующий этап исследования: разрабатывалась и внедрялась программа по формированию познавательных интересов у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап исследования: осуществлялось повторное исследование для определения эффективности проведенной работы на формирующем этапе и проводился анализ сформированности познавательных интересов детей.
Для работы нами были выбраны следующие методики: наблюдение воспитателя – индивидуальная карта показателей овладения дошкольниками игровой деятельностью (приложение А), анкетирование – анкета для воспитателя «Исследование познавательной инициативы» (приложение Б), методика Т.А. Серебряковой «Оценка вопросительных проявлений у детей» (приложение В).
Результаты проведенного исследования рассмотрим ниже.
В таблице 2.1 отобразим результаты наблюдения воспитателя за детьми в процессе игровой деятельности.
[...]
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу, можно сделать следующие выводы: проблема формирования познавательного интереса при помощи дидактических игр исследуется достаточно давно. Необходимо отметить, что под познавательным интересом понимается определенное отношение к предмету или к деятельности. Выделяют такие уровни интереса как ситуативный и инициативный. Вообще, можно отметить, что познавательный интерес является достаточно сложным личностным образованием, которое описывает качества каждой личности, характеризует ее определенными свойствами познавательной деятельности. Познавательный интерес включает в себя такие компоненты как эмоционально-волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный, социальной ориентации. Критериями сформированности познавательного интереса являются следующие: предметная направленность, действенность, избирательность, эмоциональность, сосредоточенность.
Формирование познавательного интереса происходит на основе следующего: формирование любопытства, формирование любознательности, формирование познавательного интереса. Необходимо отметить, что активизация познавательного интереса достаточно актуальна при обучении детей. Особенно хорошо использовать игру как один из способов обучения детей, так как она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В теме нашего исследования более подробно изучается дидактическая игра. Связано это с тем, что она несет в себе такие потенциальные возможности как активизация познавательного процесса, развитие разного рода способностей ребенка, обучение навыкам действий по правилам, закрепление знаний, умений и навыков уже имеющихся. Главной отличительной особенностью дидактической игры является то, что она отражает в себе как обучение, так и игру, а эти два компонента очень актуальны при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что дидактическая игра активно применяется в образовательном процессе дошкольного учреждения. Рассматривая опыт работы в дошкольном учреждении, можно отметить, что применение воспитателями в своей работе дидактических игр, является одним из наиболее эффективных способов формирования познавательного интереса ребенка. Связано это с тем, что такие игры основаны на принципе обучения и занимательности ребенка, они могут заинтересовать ребенка.
[...]
1 Аббасова, Л.И. Развитие интеллектуальной компетентности старших дошкольников / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 4-6.
2 Аббасова, Л.И. Психолого-педагогические основы познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Аббасова // International scientific review. – 2019. – № LXV. – С. 65-67.
3 Алексеева, В.Ю. Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности / В.Ю. Алексеева // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 4. – С. 157-159.
4 Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.
5 Антонова, Л.В. Роль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях / Л.В. Антонова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 3 (88). – С. 129-131.
6 Баранова, Э.А. Особенности развития познавательного интереса в дошкольном возрасте / Э.А. Баранова // Детский сад от А до Я. – 2009. – № 1. – С.104-117.
7 Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Березина Ю.Ю. – М., 2014. – 25 с.
8 Блехер, Ф. Н. Дидактические игры / Ф. Н. Блехер. – М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
9 Вартанян, М.С. Дидактическая игра как средство умственного развития / М. С. Вартанян // Научное сообщество студентов: материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.– 33 с.
10 Васильева, Л.Н. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 1-2.
11 Волкова, О.Е. Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Известия института педагогики и психологии образования. – 2022. – Режим доступа: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/volkova-o-e-osobennosti-razvitiya-pozn/.
12 Волкова, Т.И. Игровые технологии / Т.И. Волкова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Т. 0. – Казань: Бук, 2014. – С. 58-60.
13 Галкина, Е.М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина // Образование и воспитание. – 2022. – № 1 (37). – С. 4-7.
14 Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 33-35.
15 Гоз, Д.М. Активизация познавательной деятельности дошкольников через предметно-пространственную среду / Д.М. Гоз // Молодой ученый. – 2022. – № 9 (404). –С. 155-157.
16 Гонина, О.О. Новикова С.Б. Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте / О.О. Гонина // Вестник экспериментального образования. – 2020. – № 1. – С. 54-61.
17 Ельмеева, С.М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) / С. М. Ельмеева // Молодой ученый. – 2020.– № 13 (303). – С. 210-212.
18 Каптерев, П.Ф. Об интересе учения / П. Ф. Каптерев. –М.: Петроград, 2013. – 699 с.
19 Мухатдинова, С.С. Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста / С.С. Мухатдинова // Молодой ученый. – 2021. – № 7 (349). – С. 67-69.
20 Решетникова, Н.П. Развитие познавательной сферы дошкольников на примере логопедической группы ДОУ (практический опыт) / Н.П. Решетникова // Молодой ученый. – 2014. – № 16 (75). – С. 368-370.
21 Серышева, Е.А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте / Е. А. Серышева // Молодой ученый. – 2016. – № 2 (106). – С. 1032-1036.
22 Теленкова, М.А. Особенности развития познавательного интереса дошкольников / М.А. Теленкова // Студенческая наука Подмосковью. – 2018. – № 3. – С. 524-528.
23 Шарычева, М.Э. Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников / М.Э. Шарычева // StudNet. – 2020. – № 2. – Т. 3. – С. 100-105.
24 Шарычева, М.Э. Воробьева Н.И. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры / М.Э. Шарычева, Н.И. Воробьева // StudNet. – 2020. –№ 2. – Т. 3. – С. 106-109.
25 Янкина, Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н. В. Янкина, О. А. Ирешева // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 511-514.
26 Яшина, В.В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) / В. В. Яшина // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 354-357.