Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения динамики формирования «Я-концепции» детей раннего возраста»
1.1 Понятие "Я-концепции"
1.2 Особенности психического развития детей в раннем возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование динамики формирования «я-концепции» детей раннего возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Составление инструментов для измерения «Я-концепции»
2.3 Описание, анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Я-концепция – это множество представлений о себе и оценка самого себя, которые формируются в результате взаимодействия человека с окружающей средой и играют ключевую роль в развитии личности. Подробно изучена роль раннего возраста в формировании позитивной Я-концепции, так как именно в этот период она наиболее пластична.
Конструктивное развитие «Я-концепции» является фундаментальным процессом при формировании личности. Особенности этого развития заключаются в постепенной и последовательной конструкции представлений о себе, формировании самоидентификации и самопринятия.
Первой особенностью является возрастающая сложность восприятия себя, своих качеств и способностей. В начальной стадии развития «Я-концепции» дети склонны видеть себя через призму физического внешнего облика и физических возможностей. Постепенно, с возрастом, особенно в подростковом периоде, они начинают осознавать свои эмоции, взаимодействие с окружающими и свои роли в социальной среде.
Вторая особенность связана с наличием социального воздействия на конструктивное развитие «Я-концепции». Личность формируется в контексте общества, где существуют нормы и ценности, в соответствии с которыми она оценивает и воспринимает себя. Таким образом, развитие «Я-концепции» является результатом взаимодействия индивидуума с окружающими его людьми и социальной средой в целом.
Третьей особенностью конструктивного развития «Я-концепции» является влияние самооценки и саморегуляции на формирование представлений о себе. Уверенность в своих силах и способностях здесь играет важную роль. Чем выше самооценка и лучше развиты механизмы саморегуляции, тем более полноценным и разнообразным будет «Я-концепция».
Наконец, четвертая особенность связана с постоянными изменениями и динамикой развития «Я-концепции» на протяжении всей жизни. Каждый новый опыт, столкновение с препятствиями и жизненными ситуациями вносят изменения в представления о себе и могут повлиять на самопонимание и самовосприятие. Это свидетельствует о непрерывности и гибкости процесса конструктивного развития «Я-концепции».
Конструктивное развитие «Я-концепции» является органическим и сложным процессом, включающим в себя постепенное формирование представлений о себе, взаимодействие с окружающими и социальной средой, а также влияние самооценки и саморегуляции.
[...]
Глава 1 Теоретические основы изучения динамики формирования «Я-концепции детей раннего возраста»
1.1 Понятие "Я-концепции"
Исследование динамики развития "Я-концепции у детей раннего возраста" опирается на теоретические основы психологии и личностного развития в раннем детстве. "Я-концепция" представляет собой восприятие ребенком самого себя, включающее осознание его индивидуальности, оценку взаимоотношений с другими людьми и особенностей его эмоциональной сферы и мотиваций.
Изучение динамики формирования "Я-концепции" в детском возрасте позволяет понять, как ребенок осознает самого себя и взаимодействует с окружающим миром, какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие его индивидуальности и как формируется его самосознание в процессе общения с окружающими его людьми и средой.
Одной из теоретических основ исследования является сферная концепция, разработанная Джеймсом Марком Болви, которая представляет собой модель структуры личности. Сферная концепция включает в себя пять основных компонентов "Я-концепции" [1]: физическую оболочку, рефлексивную сознательность, нормативные ожидания, собственное "я" и социальное "я". Эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе формирования "Я-концепции" у детей раннего возраста.
Другой важной теоретической основой является теория социального перекрестного отражения, разработанная Льюисом и Элинорой Коузами [2]. Согласно этой теории, дети формируют свое представление о себе, основываясь на отражении своего поведения и реакций окружающих на него. Таким образом, взаимодействие с родителями, сверстниками и другими значимыми людьми играет ключевую роль в формировании "Я-концепции" у детей.
В исследовании динамики формирования "Я-концепции детей раннего возраста" используются различные методы, такие как наблюдение, интервью, анкетирование и психологические тесты. Эти методы позволяют собрать информацию о самосознании и представлении о себе у детей в разных контекстах и ситуациях.
Результаты исследования могут иметь значительное практическое применение, так как помогут понять особенности формирования личности в раннем возрасте и разработать эффективные стратегии поддержки и сопровождения детей в их развитии. Можно также рассмотреть возможности для коррекционной работы с детьми, у которых возникают проблемы в формировании "Я-концепции".
[...]
Глава 2 Экспериментальное исследование динамики формирования «Я-концепции» детей раннего возраста
Первая методика, разработанная Т. Хелльбрюгге, направлена на понимание и использование собственных местоимений в речи. Эта методика позволяет изучить, насколько малыши способны использовать местоимения для описания себя и других людей. Для этого младенцам предлагаются специальные игры и задания, в ходе которых они могут использовать местоимения в своей речи. Интерпретация результатов этой методики позволяет оценить уровень речевого развития ребенка и его способность к рефлексии. Этот абзац относится к описанию самой методики, а Вам здесь нужно показать какие данные были получены в результате обследования детей (в %%). Сколько детей делают то-то, а сколько – нет в соответствии со своим возрастом.
Вторая методика, модифицированная О. В. Белановской под названием "Зеркало", направлена на изучение развития образа ребенка о себе. Цель этой методики состоит в том, чтобы помочь малышам сформировать представление о себе как о личности. Для этого детям предлагаются специальные игры с использованием зеркала, которые помогают им узнавать себя, идентифицировать свои черты, осваивать понятия "я" и "мой". Интерпретация результатов данной методики позволяет оценить эмоциональное и психологическое развитие ребенка, а также его представления о самом себе. Это описание методики, а нужно описывать результаты, представляя их в таблицах в процентах.
Третья методика, также разработанная О. В. Белановской и названная "Фотография", основана на изучении представлений ребенка о себе через параметры самоузнавания и самоназывания. В рамках этой методики малышам показываются фотографии, на которых изображены разные дети, включая их самих. Дети должны определить, кого они видят на каждой фотографии и какое имя придумать каждому ребенку. Эта методика позволяет изучить, как малыши осознают и распознают себя и других детей. Интерпретация результатов данной методики поможет оценить способность ребенка к самоидентификации и описанию себя.
Произведенное исследование базировалось на использовании трех методик, а именно: методики понимания и использования собственных местоимений в речи, разработанной Т. Хелльбрюгге; методики изучения развития образа себя у детей раннего возраста, известной как "Зеркало" и модифицированная О.В. Белановской; а также методики изучения представлений ребенка о себе через параметры самоузнавания и самоназывания, которая получила название "Фотография" и также предложена О.В. Белановской. Всё это тоже описание методик – должно быть в параграфе 2.1.
[...]
ЗаключениеВ ходе выполнения данной курсовой работы изучена динамика формирования Я-концепции у детей раннего возраста. Данное исследование позволило выявить несколько основных моментов, которые я бы хотела подробно рассмотреть.
Во-первых, стоит отметить, что процесс формирования Я-концепции начинается с самого рождения ребенка. На протяжении первых лет жизни малыш активно воспринимает окружающий его мир и взаимодействует с ним. Он осваивает навыки самостоятельности и ощущает свою индивидуальность.
Во-вторых, следует отметить, что важную роль в формировании Я-концепции играют родители и другие значимые взрослые. Они являются примером для ребенка и помогают ему определять себя в социальном контексте. Отношение родителей к ребенку, их поддержка и эмоциональная состязательность, а также возможность для самовыражения влияют на развитие Я-концепции у ребенка.
Третий важный момент, который я обнаружила в своем исследовании, заключается в том, что роль игровой деятельности в формировании Я-концепции детей раннего возраста нельзя недооценивать. Через игру ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, пробовать различные роли и воплощать свои идеи. Игра помогает ребенку осознать свои способности и предпочтения, формирует его самообразование и самовыражение.
В-четвертых, важно отметить, что самоконцепция ребенка в процессе его формирования проходит через несколько стадий. На начальной стадии ребенок осознает себя как отдельное существо, но не всегда понимает свои личностные черты. После этого следует стадия осознания своего "Я" в контексте других, когда ребенок начинает понимать, что он отличается от других людей своими интересами и способностями. Затем наступает стадия полноценного формирования Я-концепции, когда ребенок осознает себя как уникальное и индивидуальное существо.
Хочется подчеркнуть, что процесс формирования Я-концепции у детей раннего возраста является сложным и многогранным. Он включает в себя роль родителей и значимых взрослых, игровую деятельность, а также преодоление нескольких стадий развития самоконцепции. Понятие "Я-идентичность" выражает цельность и единство личности, включая ее внутреннюю субъективную сторону - то, что человек знает о себе, как он видит, чувствует и представляет себя [8].
1 Эльконин, Д.Б. Детская психология. М., Академия, 2004,- 384с.
2 Учебная программа дошкольного образования / Министерство обра-зования Республики Беларусь, Минск : Нац. инст. образования, 2022— 383 с.
3 Талайко, Светлана Валентиновна, Климова Елена Николаевна Факторный анализ Я-концепции социальных сирот // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2007. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornyy-analiz-ya-kontseptsii-sotsialnyh-sirot
4 Выготский, Л.С. Кризис трёх лет. Д.образование. - 2005. №15.
5 Логинова, В.И. Бабаева Т.И. Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. М.:Пресс, 2010.
6 Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М., 2008.
7 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. М., Академия, 1996,- 336с.
8 Эльконин, Д.Б. Детская психология. М., Академия, 2004,- 384с.
9 Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2001. С. 65.
10 Белогай К. Н. , Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами.
11 Бархаев, Б. П. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. 2006 - [ЭР]: рабочий ученик / Б. П. Бархаев. - http://lib/library
12 Бархаев, Б. П. Онтогенез психических процессов и личности человека. 2006 - [ЭР]: рабочий учебник - http://lib/library.
13 Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009г.
14 Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008г.
15 Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997г.
16 Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. 1999 г.
17 Захаров А. И. Психотерапия детского возраста. - М., 1999г. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. "Роспедагенство''; Москва 1996г.