Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством народного искусства
1.1 Характеристика декоративно-прикладной деятельности
1.2 Особенности формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Практические аспекты формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством народного искусства
2.1 Особенности использования народного искусства в педагогике
2.2 Направления и методы формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством народного искусства
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любая сфера жизнедеятельности, в первую очередь эстетическая, не может успешно развиваться без опоры на народную художественную культуру, на ценности национального декоративно-прикладного искусства. Поэтому одним из действенных педагогических средств формирования эстетической культуры личности нам представляется народное искусство [15, с. 17].
Народное творчество и декоративно-прикладное народное искусство представляет собой накопленный поколениями белорусов эстетический опыт. Именно народное искусство в большей мере формирует то представление о нашей культуре, которое являет собой базу национального самосознания. Данное направление в художественном искусстве также имеет огромное значение для эстетического воспитания: формирования эстетических чувств, эстетического вкуса, способности смотреть на мир через призму прекрасного. Однако, не стоит забывать о прикладном характере данного вида творческой деятельности, что связывает его не только с эмоционально-чувственной сферой человека, но и с трудовой, а значит, народное декоративно-прикладное творчество формирует также особое отношение к трудовой деятельности, как части национальной культуры и быта.
Актуальность выбранной для курсовой работы темы заключается в том, что средний дошкольный возраст является возрастом, когда малыш делает свои первые шаги в качестве члена дошкольного коллектива. Он уже стремится взаимодействовать с людьми, подражать взрослым, желает приобщиться к жизни своей семьи, помогать папе и маме. У него развивается самостоятельность и желание проявить себя в трудовой деятельности. Развитие творческих способностей ребёнка и формирование навыков декоративно-прикладной деятельности способствует всестороннему развитию воспитанника, приобщает его к труду, развивает когнитивную деятельность, влияет на эмоциональную сферу, ввиду чего поиск наиболее подходящих форм и методов работы по формированию навыков декоративно прикладного творчества выходит на первый план.
Декоративно-прикладная деятельность ребёнка с самого раннего возраста носит не только творческий характер, она подталкивает его на поисковую деятельность, поиск новаторских решений, творческого самовыражения.
[…]
Глава 1 Теоретические аспекты формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством народного искусства
1.1 Характеристика декоративно-прикладной деятельности
Приобщение ребёнка к народному искусству через занятия декоративно-прикладным творчеством является частью эстетического воспитания, которое вменяется педагогам и воспитателям на всех этапах дошкольного и школьного образования. Речь идёт о том, аспекте культуры человека, который способствует развитию и преобразованию человеком высших ценностей, таких как красота, совершенство, гармония, творчество, эстетическое удовольствие и др. Формирование эстетической культуры личности подразумевает создание благоприятных условий для воспитания чувства прекрасного, формирования эстетического взгляда на мир, приобщения к отечественной и мировой народной культуре, а также реализации творческого потенциала каждого отдельно взятого ребёнка. Данные условия должны быть реализованы через удовлетворение эстетических потребностей ребёнка, его потребностей в преобразовании в творческой деятельности, соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания, через повседневное общение и ритуалы, а также через формирование ценностного отношения к народному искусству, историко-культурным традициям своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению [12].
Раннее эстетическое воспитание детей очень важно, чему свидетельствуют многочисленные исследования, посвящённые данной теме. Например, В. С. Воронов был не только одним из первых, кто признал высокую художественную ценность народного искусства, которое тесно связано с декоративно-прикладным творчеством, но и тем, кто подчёркивал необходимость эстетического воспитания. Он также считал, что детское творчество обладает такими характеристиками, которые, по его мнению, имеют декоративную и орнаментальную природу, что говорит о том, что декоративно-прикладное искусство и ремесла должны играть большую роль в художественно-эстетическом воспитании детей [2, с. 29].
Чтобы лучше понять, что подразумевается под термином «декоративно-прикладное искусство» и, соответственно «декоративно-прикладная деятельность», стоит обратиться к его определению.
[…]
Глава 2 Практические аспекты формирования умений декоративно-прикладной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством народного искусства
2.1 Особенности использования народного искусства в педагогике
Дошкольный возраст является периодом активного миропознания и развития эмоционально-чувственной сферы. Ввиду чего важное место среди задач дошкольного воспитания и образования стоит воспитание эстетической культуры личности, которое формирует особую форму мировосприятия через прекрасное, что благотворно сказывается на формировании положительной личностной направленности и верных ценностных ориентаций ребёнка, а также ведёт за собой развитие эмоций и чувств, что важно для формирования таких качеств характера как эмпатия и умение сопереживать.
Ю. С. Любимова считает, что сензитивным возрастом для изучения основ народного декоративно-прикладного творчества является младший школьный возраст. Мы же позволим себе не согласиться с ней, так как чувствовать и стремится к обобщению ребёнок способен начать уже в дошкольном возрасте, при соблюдении определённых педагогических условий и своевременном начале воспитательно-образовательной деятельности, направленной на знакомство и усвоение основ народного творчества. Роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников по мнению исследователей, заключается в том, что оно «символично, метафорично и позволяет передать богатейший объем информации в сжатой и предельно обобщенной форме» [15, с. 18]. Народное творчество примечательно тем, что оно незамысловатое, вне зависимости от того, о чём идёт речь: об устной его форме, либо о декоративном творчестве. Все народные образы являются обобщёнными, поучительными, «схематичными», то есть являют собой собирательные образы. Взять хотя бы героев народных сказок, каждый из которых олицетворяет собой те или иные положительные или отрицательные качества. или народный орнамент, который не изображает элементы природы, но изображает их символически, в то же время, зачастую, узнаваемо.
[…]
Заключение
Под декоративно прикладным творчеством понимается вид народного декоративно-прикладного искусства, который представляет собой особую форму коллективного художественного творчества, развивающаяся на основе преемственности эстетических традиций народа, включающая изготовление художественно оформленных орудий труда, предметов быта, транспортных средств, посуды и другого, обладающая ярко выраженным национальным характером, отражающая самобытность жизни народа, его эстетические взгляды и идеалы. Декоративно-прикладное творчество отличается от всех остальных видов тем, что оно практико-ориентировано, направлено на эстетическое преобразование предметов, которые используются в быту. Это свидетельствует о том, что декоративно-прикладное творчество является результатом естественной потребности человека украшать свою среду обитания, что объясняет тот факт, что данное направление в искусстве является одним из самых древних и тесно связано с народным творчеством.
В условиях дошкольного образования освоение навыков декоративно-прикладной деятельности в первую очередь являет собой часть формирования эстетической культуры, которая ставит перед собой цель развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанника, формирование эмпатии, эстетических взглядов на мир, формирование потребности творчески обрабатывать и преобразовывать окружающую реальность и многое другое. К тому же, прикладной характер данного вида творчества, связывает декоративно-прикладную деятельность с трудовой, что максимально соответствует потребностям и личностным направленностям воспитанников среднего дошкольного возраста.
Особенности психофизиологического развития воспитанников среднего дошкольного возраста позволили нам сделать вывод, что в работе с данной категорией воспитанников целесообразно использовать яркие, выразительные образы, которые воздействовали бы на эмоциональную сферу и вызывали интерес, максимум наглядности, так как дети не способны к образному мышлению, без опоры на визуальные эталоны, использовать принцип от целого к частному, который не свойственен работы с более старшими категориями воспитанников. Любая деятельность должна носить игровой и добровольный характер, гуманистическую направленность, а также основываться на положительных качествах воспитанника, без акцентуации внимания на его неудачах.
[…]
1 Алексеева, И. В. Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России / И. В. Алексеева, Е. В. Омельяненко. – Теория и практика общественного развития, 2015. – С. 129-131.
2 Алексеева, Л. П. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей обучающихся: учебно-методическое пособие / Л. П. Алексеева. - Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. — 77 с.
3 Барадулин, В.А. (ред.) Основы художественного ремесла. Пособие для учителя / В. А. Барадулин, О. В. Танкус. – М. : Просвещение, 1986. – Ч. 1 – 240 с.
4 Беларусы. Прамысловыя і рамесныя заняткі / рэдкал.: В.К.Бандарчык [і інш.]; Нац. Акад. Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы. – Мінск: Бел. навука,1995. – T.1. – 360 с.
5 Больша советская энциклопедия. Информационный портал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse/Декоративно-прикладное_искусство
6 Буткевич, В. В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: монография / В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова. – Минск : БГПУ, 2007. – 239 с.
7 Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский // М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
8 Гамезо М.В., Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
9 Горбатова, Е. В. Значение декоративной деятельности в эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Е. В. Горбатова. – Минск : БГПУ, 2007. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/26052/1/ЗНАЧЕНИЕ%20ДЕКОРАТИВНОЙ%20ДЕЯТЕЛЬНОСТИ%20В%20ЭСТЕТИЧЕСКОМ%20РАЗВИТИИ%20ДЕТЕЙ%20ДОШКОЛЬНОГО%20ВОЗРАСТА.pdf
10 Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
11 Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. худож. студий / Т. С. Комарова [и др.]; под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 256 с.
12 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/vosp/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc
13 Корникова, Н. В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Народное искусство в музеях Беларуси». ГГУ им. Франциска Скорины [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.gsu.by/bitstream/123456789/9929/1/ЭУМК_Народное_искусство.pdf
14 Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
15 Любимова, Ю. С. Роль народного искусства в эстетическом воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства / Ю. С. Любимова // Мастацкая адукацыя і культура. – 2011. – № 2. – С. 16–24.
16 Образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/dosh/standart-doshkol-obraz.pdf
17 Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Ред. кол.: В. М. Полевой, В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1999. – Т. 1. – 447 c.
18 Портнова, Т. В. Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце / Т. В. Портнова. – Приволжский научный вестник, 2012. – С. 111-118.
19 Соколова, Е. О. Стилизация как методическое средство взаимосвязи натурного и декоративного рисования: монография. / Е. О. Соколова. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 211 с.
20 Сущность процесса воспитания, его закономерности и принципы. Лекции ГГУ им. Франциска Скорины. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.gsu.by/bitstream/123456789/3114/16/Лекция%2016%20%28педагогика%29.pdf
21 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
22 Учебная программа дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf
23 Шауро, Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство Беларуси в конткесте Европейской и Мировой художественной культуры. / Г. Ф. Шауро. – Гродно : БГУКИ, 2015. – С. 55-61.
24 Шпикалова, Т. Я. Волшебный мир народного творчества. – М. : Просвещение, 2012. – 79 с.