Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния дидактической игры на сенсорное развитие детей дошкольного возраста
1.1 Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль дидактических игр с природным материалом в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия организации образовательной среды для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению влияния дидактической игры с природным материалом на формирование сенсорики детей дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение эксперимента
2.2 Дидактические игры с природным материалом для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все остальные формы познания – память, мышление и воображение основаны на образах восприятия и являются результатом их переработки. На каждом возрастном этапе ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям. В связи с этим каждый возрастной этап становится благоприятным для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем более важным сенсорным опытом он обладает в своей жизни. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет решающую роль. Успех интеллектуального, физического и эстетического воспитания зависит от того, насколько полно ребенок слышит, видит и чувствует окружающий мир. Основой познания мира является чувственное образование, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Именно младший дошкольный возраст является тем сенситивным периодом, когда притяжение сенсорных впечатлений (вкус, звук, осязание, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и различать ощущения. Поэтому важно использовать это время для улучшения деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр. Данный феномен нашел отражение в работах таких авторов, как В.Н. Аванесова, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, И.Б. Теплицкая, Е.А. Янушко и др.
[…]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения влияния дидактической игры на сенсорное развитие детей дошкольного возраста
1.1 Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленный процесс, в ходе которого при правильной организации педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов.
Сенсорные процессы – это процессы, связанные с формированием и изменением у ребенка ощущений, восприятий и представлений, они неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, именно на их развитие направлено сенсорное воспитание.
Целью сенсорного воспитания является обогащение сенсорного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе различных видов детской деятельности (зрительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности. Исходя из этого, можно определить следующие задачи сенсорного обучения:
– формировать разнообразные исследовательские действия у детей;
– формировать у детей знания о сенсорных системах отсчета –обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях объектов;
– поощрять детей к точному выявлению исследовательских действий
[…]
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по изучению влияния дидактической игры на формирование сенсорики детей дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение эксперимента
Экспериментально-поисковая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста состояла из трех этапов:
1. Первичная диагностика уровня сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
2. Проведение дидактических игр с природными материалами, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
3. Повторная диагностика уровня сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №57 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие три группы детей, в каждой по 10 человек разных возрастов:
Первая группа – 10 детей старшего дошкольного возраста;
Вторая группа – 10 детей среднего дошкольного возраста;
Третья группа – 10 детей младшего дошкольного возраста.
Целью экспериментально-поисковой работы явилось выявление уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста на начальном этапе. Для достижения этой цели были использованы следующие методы:
Диагностика сенсорного развития детей по методике Т. Николаевой.
Целью метода является выявление уровня развития практической направленности на форму, размер и развитие способности различать цвет как признак объекта.
[…]
Заключение
В теоретической части работы дается общая характеристика проблемы сенсорного воспитания, изучается значение дидактической игры с природным материалом в развитии детей дошкольного возраста, определяется возможность решения задач сенсорного воспитания при использовании дидактических игр.
В практической части данного исследования мы обнаружили, что дидактическая игра с природным материалом способствует развитию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста.
1. Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорных характеристик внешних свойств различных предметов – их формы, цвета, размера, расположения в пространстве, запаха, вкуса.
2. Дидактические игры с природным материалом необходимы для развития сенсорных процессов у детей возраста. Ребенка привлекает в дидактической игре с природным материалом не воспитательный характер, а возможность проявить активность, совершить игровое действие, поэкспериментировать. Умение обучать детей дошкольного возраста посредством активных, интересных занятий является отличительной чертой дидактических игр с природным материалом. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
3. Игры с природными материалами способствуют сенсорному развитию детей, стимулируют познавательную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что использование природных материалов (песка, снега, воды, льда, глины, камней) ценно в развитии чувствительности пальцев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствовании моторных возможностей.
[…]
1 Афанасьева, И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа : учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / И. П. Афанасьева. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. – 128 с.
2 Басырова, Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2. – С. 35 – 42.
3 Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2012. – 45 с.
4 Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Минск : БрГУ, 2007. – 150 с.
5 Веракса, Н. Е От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
6 Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала : книга для воспитателей детского сада / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. – М. : Просвешение, 2011. – 76 с.
7 Дубровина, И. В. Психология : учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2002. – 464 с.
8 Евтушенко, И. Н. Педагогика раннего детства : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. – Челябинск : Изд-во челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 304 с.
9 Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4 – 9.
10 Избекова, Д. Н. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Д. Н. Избекова // Детский сад. – 2015. – № 8. – С. 16 – 21.
11 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 1998. – 350 с.
12 Комарова, И. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И. В. Комарова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2014. – № 11. – С. 21 – 26.
13 Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Академия, 2009. – 160 с.
14 Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду / Н. В. Нищева. – СПб. : Питер, 2006. – 122 с.
15 Огородник С. И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. И. Огородник // Молодой ученый. 2017. – № 37. – С. 119 – 122.
16 Плеханов, А. В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А. В. Плеханов,ьО. В. Морозова, М. М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 31 – 35.
17 Пилюгина, Э. Г. Игры – занятия с малышом от рождения до трех лет / Э. Г. Пилюгина. – М. : Мозаика – синтез, 2009. – 120 с.
18 Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4 года жизни : методические рекомендации. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство ИПО «МОРЭК», 2014. – 190 с.
19 Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 256 с.
20 Шпитц, Р. А. Психоанализ раннего детского возраста / Р. А. Шпитц. – СПб. : Университетская книга, 2001. – 159 с
21 Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3года) / Е. А. Янушко. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 72 с.