Введение
Глава 1. Теоретические основания развития звуковой и интоннационной стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Лингводидактические основы понятия «звуковая сторона речи», «интонационная сторона речи», артикуляция и дикция воспитанников
1.2 Особенности развития звуковой и интонационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
1.3 Состояние звуковой и интонационной стороны речи детей среднего дошкольного возраста в практике работы учреждений дошкольного образования
1.4 Дидактические игры и упражнения в процессе развития звуковой и интонационной стороны речи воспитанников
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития звуковой и интоннационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Уровень звуковой и интонационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Применение дидактических игр и упражнений по развитию звуковой и интонационной стороны речи у воспитанников
2.3 Контрольный этап исследования. Методические рекомендации для педагогов в использовании дидактических игр и упражнений по развитию звуковой и интонационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из наиболее актуальных образовательных областей учебной программы дошкольного образования, в которой начинают активно использоваться игровые технологии, является область «Развитие речи и культура речевого общения».
Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается в Кодексе об образовании и учебной программе дошкольного образования, где образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения» предусматривает решение таких задач речевого развития воспитанников, как: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной монологической и диалогической речи, развитие звуковой и интонационной стороны речи, развитие речевого творчества и т.д.
Следовательно, в практике работы учреждений дошкольного образования выделяется насущная необходимость поиска новых средств, методов, приемов и форм работы по речевому развитию воспитанников, в частности, развитию звуковой культуры речи. Одним из таких средств являются дидактические игры и упражнения. Несмотря на осознание важности и уникальной значимости дидактических игр и упражнений в решении задач развития речи воспитанников учреждений дошкольного образования, в работе педагогов дошкольного образования наблюдается ряд трудностей в их применении:
– недостаточная степень информационной компетентности воспитателей дошкольного образования;
– малочисленность примеров дидактических игр и упражнений по развитию артикуляции и дикции;
– использование дидактических игр и упражнений без включения ребенка в активную деятельность.
Таким образом, наблюдается следующее противоречие между потребностью педагогов применении дидактических игр и упражнен6ий в речевом развитии воспитанников и незначительным количеством методических разработок по их применению в работе с детьми.
Существует противоречие в том, что необходимо развивать артикуляцию и дикцию, звуковую и интонационную сторону речи детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений, и тем, что исследований и практической работы воспитателей в данном направлении недостаточно.
Цель исследования: теоретически обосновать, методически обеспечить и эмпирически проверить методические рекомендации для педагогов учреждений дошкольного образования по развитию артикуляции и дикции у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
[…]
Глава 1. Теоретические основания развития звуковой и интоннационной стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1 Лингводидактические основы понятия «звуковая сторона речи», «интонационная сторона речи», артикуляция и дикция воспитанников
Интонация – одно из важнейших средств выражения речи. Сам термин «интонация» происходит от латинского «intonatio». Это слово образовано от глаголов «интоно», «интонаре» – «говорить вслух».
Ряд отечественных исследователей, таких как О. С. Ахманова, Т. С. Богомазова, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина, С. В. Кодзасов, О. Г. Козьмин, П. С. Кузнецов, Л. И. Хицко, считают, что интонация – довольно общее понятие, включающее просодические элементы. Так, например, по мнению О. С. Ахмановой и М. А. Поваляевой под интонацией понимается «совокупность систематически определенных просодических характеристик речи, включающих в себя частоту основного тона, интенсивность и длительность, которые в плане восприятия соответствуют мелодической, мощной и временной составляющим» [4]. Это широкое понимание интонации.
В более узком смысле термин «интонация» может быть синонимом мелодики. Интонация – это разновидность речевой мелодики, выражающаяся в гибкости голоса человека [6]. Интонация – мелодический оборот с выразительным смыслом [1]. Также под интонацией понимается система изменения относительной высоты слогов, слов, фраз и всего произношения [3]. По определению Л. В. Щербы, интонация – это мелодика, то есть музыкальное движение голоса при речи.
Л. Р. Зиндер считает, что интонация – это ритмико-мелодический образец речи, сложное единство речевой мелодии, ритма, темпа, тона речи, фразового и логического ударения, пауз. Н. Д. Светозарова, напротив, подчеркивает, что понятие интонации включает «сущностный аспект» [11].
Л.З. Андронова отмечает, что интонация – это звуковая форма произношения, система изменения громкости, высоты и тембра голоса, организованная по темпу, паузам, ритму и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также содержание речи и обстановка.
А.С. Никифоров говорит, что интонация – это совокупность речевых нюансов (звучность, мелодия, тембр, темп, ударение), обычно пропорциональных ее смысловому содержанию и передающих эмоциональное состояние говорящего [12].
[…]
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития звуковой и интоннационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1 Уровень звуковой и интонационной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование по выявлению особенностей интонационной и звуковой стороны речи детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе ...
В исследовании приняли участие 5 детей среднего дошкольного возраста. Возраст детей 4-5 лет.
Привлечение к изучению группы детей среднего дошкольного возраста позволило провести сравнительный анализ полученных данных и выделить особенности интонации детей.
Целью экспериментального исследования было выявление особенностей интонационной и звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.
С целью изучения интонационного состояния собственной речи у детей среднего дошкольного возраста были изучены методики Е.Ф. Архиповой, Ю.О. Филатовой, О.И. Лазаренко, И.А. Поваровой и Е.В. Лавровой. На основе проанализированных методик составлена программа исследования состояния интонационной стороны речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Диагностические задания были направлены на изучение компонентов интонационной стороны речи.
Далее остановимся на описании содержания обследования.
1. Темп.
а) Определить способность ребенка воспроизводить и поддерживать заданный темп (в течение определенного периода времени) для поддержания заданного темпа движений рук, показанных логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движение мысленно, а при следующем сигнале показать, на каком движении остановился испытуемый.
б) Изучить способность ребенка изменять скорость речи на обрабатываемых словах (считая с изменением темпа).
в) Определить способность ребенка слышать и использовать желаемую скорость речи в стихотворении в соответствии с содержанием текста (прослушать три стихотворения и скажите, в каком темпе читать на основе текста). Педагог читает три стихотворения в разном темпе, ребенок должен определить темп чтения материала (исходя из содержания).
[…]
Заключение
Интонационная сторона речи человека – явление сложное и неоднозначное. Под интонацией понимается совокупность средств организации звука, устной речи, таких как мелодика, темп, ритм, тон, логическое ударение, высота и сила голоса. Это не только средство выражения, но и важное средство формирования высказывания и раскрытия его значения. Звуковая сторона речи – многоплановое и сложное явление, это фонетическое и орфоэпическое единство, выразительность и четкость речи и дикции.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи, с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи. Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении, другими, более простыми; в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других – заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.
Дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Результаты эксперимента показали, что у большинства детей среднего дошкольного возраста недостаточно развиты все компоненты интонационной стороны речи. Проблема формирования интонации у детей старшего дошкольного возраста является одной из центральных, поскольку в структуре дефекта нарушается не только произношение звука, но и формирование всех компонентов интонационной стороны речи. Сделан вывод, что интонационная сторона речи детей контрольной группы развивалась в соответствии с возрастной нормой.
[…]
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е.Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель/, 2008. –216 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2009. – 319 c.
4. Ахманова, О. С. Фонология. Материалы к курсам языкознания / О. С. Ахманова / Под общ. ред. В. А. Звегинцева. – М.: Изд-во Моск. Унта, 1954. – 23 с.
5. Беликова, М.В. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Беликова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2017. – № 3. – С. 11-15.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия :учебн. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд., 2009. – 287 с.
7. Белякова, Л.И. Заикание: Учеб. пособие для студ. педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Белякова, Л.И., Дьякова Е.А.– М.: В. Секачев, 1998. –304 с.
8. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
9. Бородина, О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения / О.Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 23-27.
10. Вавилина, Н.Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР / Н.Т. Вавилина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2015. – № 1. – С. 18-21.
11. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. –165 с.
12. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
15. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2000. – 60 с.
16. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. – М., 1978. – С. 27-37.
17. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе / Г.Ш. Давлеткулова // Вестник Адыгейск. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 1-4.
18. Давыдова, М. П. Речевые расстройства / М.П. Давыдова. – М. : Наука, 1988. – 285 с.
19. Дружинина, Е.В. Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Е.В. Дружинина // Вестник Майриского гос. ун-а. – 2015. – № 3 (18). – С. 13-15.
20. Емельянова, Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л.Ф. Емельянова // Школьный логопед. – 2. – 2004. – С. 19.
21. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М.А. Ермакова. – М.: МПГУ, 2013. – 16 с.
22. Зимняя, И.А. Речь как интермодальный процесс / И.А. Зимняя // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1976. – С. 173-178.
23. Иванова, С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
24. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – М., 2000. – 197 с.
25. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова.– М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 32 с.
26. Кантер, Л.А. Системный анализ речевой интонации : учебное пособие / Л.А. Кантер. – М.: Высшая школа, 1988. – 128 с.
27. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /И.Б. Карелина. – Москва, 2000. – 172 с.
28. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007.
29. Коренева, Т.Ф. Музыкально–ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. – М.: Смысл, 2001. – 258 с.
30. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 151 с.
31. Лопатина, Л.В.. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
32. Лукаш, О.Л. Развитие интонационных средств у детей / О.Л. Лукаш // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 19-1. – С. 67-72.
33. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. – 2014. – № 32. – С. 1-9.
34. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2009. – 251 с.
35. Попова, Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Попова. – М., 2009. – 185 с.
36. Пронникова, Н.В. К вопросу о функциях интонации / Н.В. Пронникова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1131-1135.