Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логопедических технологий преодоления алалии
1.1 Сущность понятия алалии
1.2 Классификация алалии
1.3 Принципы коррекционной работы при алалии
Вывод по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование логопедических технологий преодоления алалии
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Результаты и анализ эмпирического исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Алалия – нейропсихологический синдром, при котором нарушаются процессы производства речевого высказывания. Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет; большинство алаликов составляют мальчики. Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначительных фонетических и грамматических погрешностей. Синдром может протекать в изолированной моторной форме, но нередко, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (или мотосенсорный – в зависимости от преобладающего компонента) вариант. Учитывая полисиндромный характер алалии, ее изучение ведется в различных аспектах: с точки зрения логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.
Свою лепту в этиологию алалии вносят социально-психологические условия, в которых находится ребенок: недостаток вербального общения, эмоциональная депривация, госпитализм. Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения.
Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.
Таким образом, актуальность затронутой проблемы обозначила выбор темы: «Логопедические технологии преодоления алалии».
Цель исследования: выявить и проанализировать проблемы изучения логопедических технологий преодоления алалии.
Объект исследования – алалия.
Предмет исследования – логопедические особенности преодоления алалии.
[...]
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логопедических технологий преодоления алалии
1.1 Сущность понятия алалии
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психологического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии, общего недоразвития речи, дизартрии). Алалия - одна из тяжёлых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу. Таким образом, проблема диагностики и организации коррекционно–воспитательной работы при алалии – одна из наиболее важных и основополагающих научно – педагогических проблем, системы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений в настоящее время.
Свойственный или сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений [5].
Таким образом, все эти факторы говорят о том, что педагогу, дефектологу и логопеду не обходимы разносторонние и глубокие знания об этой форме патологии речевой деятельности, чтобы в будущей практической работе уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути её преодоления.
Эта проблема решается в основном по пути создания тестов, диагностических методик, различных систем коррекционно– логопедического воздействия как при моторной, так и при сенсорной алалии, с помощью организации специализированных детских садов и школ, целью которых является раннее обучение и воспитание детей с данной патологией речи [5].
[...]
Глава 2. Эмпирическое исследование логопедических технологий преодоления алалии
2.1 Организация эмпирического исследования
Жукова Н.С. выделяет четыре этапа формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. На каждом этапе формирования устной речи проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т.п.). Она строится с учетом того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Первый и второй этапы обучения охватывают неговорящих детей 2-4 лет; третий и четвертый этапы обучения — детей со вторым уровнем речевого развития [6].
1. Первый этап обучения — однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
Основная задача логопедического воздействия на первом этапе вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи.
Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из отдельных слов ( ма или мама, па или папа, ав — собака, би-би — машина и т.п.).
У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный.
В работе с неговорящими детьми не рекомендуем перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
[...]
Заключение
Традиционные подходы в коррекции произносительных навыков у детей с алалией, используемые многими специалистами, не всегда приносят ожидаемых результатов. Количество детей с моторной алалией заметно увеличивается, а вместе с этим и увеличивается необходимость в разработке, изучении, а также применении новых методик для коррекции этого речевого нарушения. В данном случае необходимо рациональное использование новшеств в логопедии, чтобы предложенные технологии не замещали, а дополняли проверенные временем работы признанных специалистов. От современного учителя - логопеда требуется умение совмещать традиционные и инновационные подходы.
Эффективность преодоления алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, профессиональных компетенций логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный: дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации достичь не удается.
Профилактика речевой недостаточности включает предупреждение вредных воздействий на развивающийся плод, родовых травм и ранних постнатальных повреждений головного мозга. Успешность коррекции любых речевых недостатков во многом зависит от атмосферы в семье, родительской настойчивости в достижении положительных результатов.
Как показал, проведенный нами, анализ педагогической литературы по выбранной теме, проблема преодоления алалии достаточно широко рассмотрена.
Цель исследования достигнута. Было выявлены и проанализированы проблемы изучения логопедических технологий преодоления алалии, с помощью теоретических методов и методов подробного исследования.
[...]
1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, - 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.
2. Баль, Н.Н. Коррекционная работа с детьми с моторной алалией: начальные этапы / Н.Н. Баль [Электронный ресурс] // БГПУ – 2019 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/44897/1/Баль%20-%20119_презентация_2019.pdf
3. Борисанова, Н.А. Коррекция моторной и сенсорной алалии. Методические рекомендации / Н.А. Борисанова [Электронный ресурс] // ДефектологПроф – 2020 — Режим https://www.defectologiya.pro/zhurnal/korrekcziya_motornoj_i_sensornoj_alalii_metodicheskie_rekomendaczii/
4. Горчакова, А.М. Преодоление экспрессивной алалии у детей на начальном этапе логопедической работы / А.М. Горчаков, Е.А. Чаладзе [Электронный ресурс] // Поволжский педагогический вестник – 2013 — Режим https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-ekspressivnoy-alalii-u-detey-na-nachalnom-etape-logopedicheskoy-raboty
5. Гутник, Е.П. Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи / Е.П. Гутник [Электронный ресурс] // ДефектологПроф – 2020 — Режим https://www.defectologiya.pro/zhurnal/motornaya_alaliya_i_metodyi_logopedicheskoj_rabotyi_po_formirovaniyu_rechi/
6. Деева, Е. Жукова Надежда Сергеевна Формирование речи у детей с моторной алалией / Е. Деева [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru – 2019 — Режим https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/04/03/zhukova-nadezhda-sergeevna-formirovanie-rechi-u-detey-s-motornoy
7. Дроздова, Н.В. Общая характеристика алалии / Н.В. Дроздова [Электронный ресурс] // БГПУ – 2020 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48395/1/Дроздова%20-%2095_презентация_2020.pdf
8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.- метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., - 1994. — 96 с.
9. Коррекция нарушений устной и письменной речи: Учеб.-метод, пособие / Н В. Дроздова, Л. А. Зайцева, С. П. Хабарова, Е. А. Харитонова.— Мн.: БГПУ, - 2004,— 60 с.
10. Кувалдина, Ю.Г. Характеристика алалии / Ю.Г. Кувалдина [Электронный ресурс] // БГПУ – 2020 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/49623/1/Кувалдина%20-%2014_презентация_2020.pdf
11. Кувалдина, Ю.Г. Характеристика моторной (экспрессивной) алалии / Ю.Г. Кувалдина [Электронный ресурс] // БГПУ – 2021 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/49805/1/Кувалдина%20-%2015_презентация_2021.pdf
12. Кувалдина, Ю.Г. Характеристика сенсорной алалии / Ю.Г. Кувалдина [Электронный ресурс] // БГПУ – 2021 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/49806/1/Кувалдина%20-%2016_презентация_2021.pdf
13. Ладейко, В.Д. Особенности внимания лиц с системными нарушениями речи / В.Д. Ладейко [Электронный ресурс] // БГПУ – 2018 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/31128/1/Ладейко%20-%2017_презентация_2018.pdf
14. Сапогова, О.Л. Алалия: причины, механизмы и формы нарушения / О.Л. Сапогова [Электронный ресурс] // БГПУ – 2019 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/38463/1/Сапогова%20-%2054_презентация_2019.pdf
15. Харитонова, Е.А. Алалия / Е.А. Харитонова [Электронный ресурс] // Репозиторий Витебского государственного университета имени П.М. Машерова – 2003 — Режим https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/1727/5/Алалия.pdf
16. Чемоданова, Н.В. Методика логопедической работы с детьми с моторной алалией / Н.В. Чемоданова [Электронный ресурс] // БГПУ – 2019 — Режим https://elib.bspu.by/bitstream/doc/42251/1/Чемоданова%20-%2052_презентация_2019.pdf
17. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во, - 2017 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.