Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста
1.2. Роль игровой деятельности в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Характеристика представлений о геометрических фигурах и формах предметов у воспитанников младшего дошкольного возраста
2.3. Разработка и внедрение дидактического обеспечения для формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.4. Анализ эффективности и результативности экспериментального исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Основной задачей системы дошкольного образования на всех ее этапах является всестороннее развитие ребенка. Одно из ведущих мест в этом процессе принадлежит математическому образованию. Исследования современных психологов и педагогов [8; 30] показали, что математическое мышление в своей элементарной форме начинает развиваться у детей уже в младшем дошкольном возрасте в процессе формирования у них начальных математических представлений и понятий. Поскольку дошкольное образование – «первое звено в непрерывной системе образования, от того, какой старт будет дан малышу, будут в значительной степени зависеть качество и динамика личностного развития, жизненные установки и миропонимание взрослого человека» [1, с.33]. В соответствии с учебной программой дошкольного образования основной целью образовательной области «Элементарные математические представления» является содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [32]. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Дети младшего дошкольного возраста в ходе обучения элементарным математическим представлениям должны получить представления о геометрических фигурах и форме предметов. Поэтому была определена тема исследования: «Формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: эффективно ли формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности?
Объект исследования: представления о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста.
[...]
Глава 1. Теоретические проблемы формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста
Одной из образовательных областей, согласно Учебной программе дошкольного образования для учреждений дошкольного образования выступает «Элементарные математические представления» [32]. Работа по данной образовательной области проводится для того, чтобы обеспечить полноценное познавательное развитие дошкольника в учреждении дошкольного образования. Компетентность ребенка в области математики (предматематики) представляет собой комплекс необходимых воспитаннику представлений и умений для дальнейшего развития, для ориентировки в окружающей жизни, позволяющие достичь определенного уровня развития речи, мышления [15].
Элементарные математические представления представляют собой «комплекс знаний о форме, количестве, величине, пространстве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для ребенка форме и в необходимом объеме, который на данном возрастном этапе служит ему для познания окружающей действительности» [3, с. 6].
Анализ учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь, позволил определить следующие задачи, реализации которых должно способствовать формирование математических представлений у воспитанников младшего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры и форма предметов»:
− «формировать представления о: предэталонах: как крыша, как кирпичик;
− эталонах форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); различных плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) и их названиях;
− связи между названием фигуры и ее внешним обликом;
− умения: использовать различные способы действий с геометрическими фигурами и предметами: рассматривание, зрительное узнавание, нахождение среди других, показ, подбор по форме отверстия и проталкивание (вкладывание) в него, группировка по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме);
− зрительно сравнивать и различать геометрические фигуры по одному признаку (или по цвету, или по величине, или по форме)» [32, с.46].
[...]
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования – разработка дидактического обеспечения для формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи экспериментального исследования:
1) разработать и внедрить дидактическое обеспечение для формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
2) определить эффективность и результативность экспериментального исследования.
Методы исследования:
− эмпирические: наблюдение за детьми, беседа, сравнительный анализ.
− количественные методы обработки, качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: Государственное учреждение образования «Детский сад №18 г. Пинск»
В исследовании приняли участие 40 детей младшего дошкольного возраста.
Для исследования представлений детей о геометрических фигурах и формах предметов была проведена беседа в специально организованных экспериментальных условиях. Детям было предложено задание №1.
Задание №1.
Цель: выявить умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Материал: кубик, кирпичик, шар, мешочек.
Описание: дети из мешочка достают предметы и называют их по форме.
Критерии оценивания:
Низкий уровень – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого.
Средний уровень – при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого.
Высокий уровень – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
Задание №2.
Цель: выявить умение различать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
[...]
Заключение
Сущность и содержание представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста состоит в освоении воспитанниками сенсорных эталонов формы, обучение различению основных плоскостных и объемных фигур различной формы, использование метода наглядного анализа и ощупывания при различении разных геометрических фигур. Эти направления работы реализуются в рамках образовательной области «Элементарные математические представления». В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Характеристика геометрических представления у воспитанников младшего дошкольного возраста: в младшем дошкольном возрасте у детей формируются эталоны форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); различных плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.), их названиях; устанавливаются связи между названием фигуры и ее внешним обликом; развиваются умения использовать различные способы действий с геометрическими фигурами и предметами: рассматривание, зрительное узнавание, нахождение среди других, показ, подбор по форме отверстия, группировка по одному признаку (например, по форме); зрительно сравнивать и различать геометрические фигуры по одному признаку. В ходе проведенного исследования было установлено, что у детей не в полной мере сформированы представления о геометрических фигурах и форме предметов при выполнении задания с использованием плоских фигур. У детей не в полной мере сформированы представления об эталонах форм, не в полной мере сформированы представления различных плоских и объемных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб), дети путают их названия. Дети не всегда успешно справляются с заданием на зрительное различение геометрических фигур по форме.
На формирующем этапе было разработано и внедрено дидактическое обеспечение для формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. На формирующем этапе исследования для формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности были подобраны обучающие игры, которые организованы взрослым. Игры имеют предметный характер, отдельные игры сопровождаются правилами, которые предложены взрослым. Роль игровой деятельности в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она позволяет развивать восприятие (осваивать сенсорные эталоны), развивать мыслительные операции, воображение, речь, внимание, память.
[...]
1. Анцыпирович, О. Н. Основы методик дошкольного образования . Краткий курс лекций / О. Н.Анцыпирович, Е. В.Горбатова, Д. Н.Дубинина [и др.]. – 2-е изд., испр. – Минск : Новое знание, 2017. – 390 с.
2. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов / В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 65-69.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2010. – 400 с.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с.
5. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / Под. ред. Т. С. Будько. – Брест : Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
6. Будько, Т. С. Организация обучения детей математике в комплексе с физическим развитием ребенка / Т. С. Будько // Воспитание в процессе обучения : Материалы междунар. науч. – практ. конф., Минск, 17 февр.2005 г. В 2. ч. Ч.1. Материалы научных исследований отечественных и зарубежных ученых / Отв. ред. Д.Н. Дубинина. – Минск : БГПУ, 2005. – С. 30-33.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии : учеб. пособие / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2017. – 200 с.
8. Галкина, Л. Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №6. – С. 32-37.
9. Житко, И. В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования, родителей / И. В. Житко. – Минск : Выш. шк., 2005. – 78 с.
10. Житко, И. В. Играем в математику : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И. В. Житко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 90 с.
11. Играя, обучаем, развиваем и воспитываем: пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3-х частях. Ч.2 Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании / Под общ. ред. И. А. Комаровой, О.А. Анищенко. – Мозырь : Белый ветер, 2004. – 122 с.
12. Карпова, Е. В. Дидактические игры / Е. В. Карпова. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 240с.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
14. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития / Н. А. Менчинская. – М. : МПСИ, 2004. – 512 с.
15. Миронова, Р. М. Вместе весело играть / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 52 с.
16. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
17. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384 с.
18. Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 184 с.
19. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.
20. Пятница, Т. В. Социализация дошкольника через игру : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Авт.-сост. Т.В.Пятница. – 3-е изд. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 67 с.
21. Рябкова, И. А. Возрастные особенности игры дошкольников с предметами оперирования / И. А. Рябкова, Е. О. Смирнова, Е. Г. Шеина // Психологическая наука и образование. – 2019. – Том 24. – № 5. – С. 5–15.
22. Рябкова, И. А. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей / И.А. Рябкова, Е.Г. Шеина // Национальный психологический журнал. – 2022. – №3(47). – С.35-43.
23. Смирнова, Е. О. Виды игры дошкольника / Е. О. Смирнова // Современное дошкольное образование. – 2014. – С.74-78.
24. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 42-48.
25. Смирнова, Е. О. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития / Е. О. Смирнова, А. Н. Веракса, Д. А. Бухаленкова, И. А. Рябкова // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14. – № 1. – С. 4–14.
26. Смирнова, Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударёва // Психологическая наука и образование. – 2005. –Том 10. – № 2. – С. 76–86.
27. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
28. Степаненкова, З. И. Игры для самых маленьких : метод. пособие / З. И.Степаненкова. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 88 с.
29. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 2012. – 376 с.
30. Старжинская, Н. С. Некоторые особенности развития детской игры в современном социокультурном пространстве / Н. С. Старжинская // Сб. науч. статей. – Витебск : УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. – С.61 – 67.
31. Тимофеева, Н. А. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях / Н. А. Тимофеева // Инновационная наука. – 2017. – №1. – С. 176-179.
32. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания. – Режим доступа : https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf
33. Фонарев, А. М. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова, Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. – М. : Просвещение, 2009. –176 с.
34. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 392 с.
35. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эль.конин. – М. : Педагогика, 1999. – 360 с.