Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования младшими школьниками вежливых оборотов речи в общении друг с другом и взрослыми
1.1 Психологические особенности младших дошкольников
1.2 Особенности общения младших дошкольников
1.3 Основные аспекты использования младшими дошкольниками вежливых оборотов речи друг с другом и взрослыми
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование использования младшими дошкольниками вежливых оборотов речи в общении друг с другом и взрослыми
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Программа включения вежливых оборотов речи в общении младших дошкольников друг с другом и взрослыми
2.4 Контрольный этап исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Большое внимание в современной образовательной парадигме уделяется именно необходимости обучения детей основным понятиям о добре и зле, что помогает вырастить ребенка достойным членом общества. Именно точное понимание детьми понятий добра и зла определяет особенности поведения и основы развития личности ребенка в рамках развития мировоззрения.
Проведение работы по эмоциональному воспитанию детей должно быть систематическим и определяться с учетом психики детей, особенностей возраста и определения конкретных характеристик усвоения данных законов. Вежливость представляет собой наиболее важную черту личности человека. Оно помогает сформировать собственное впечатление окружающих о субъекте деятельности.
Усвоение вежливой лексики помогает сформировать у ребенка определенные показатели опыта народа, овладения показателями культурно-речевых эталонов в соответствии с культурно-речевыми эталонами, в рамках которых находится ребенок. Применение вежливых оборотов в речи способствует формированию положительного взаимодействия с окружающими и определения показателей безусловного влияния в рамках духовного времени ребенка.
Процессы овладения родным языком в рамках человеческого общения является одним из наиболее важных средств оптимизации дошкольного детства. Этические аспекты развития личности ребенка основаны на формировании показателей взаимодействия с окружающим миром на основе работы с человеком в рамках каждой отдельной ситуации.
[…]
Глава 1 Теоретические аспекты использования младшими школьниками вежливых оборотов речи в общении друг с другом и взрослыми
1.1 Психологические особенности младших дошкольников
В первые годы жизни развитие детей подчиняется определенным закономерностям, которые определяются наличием быстрого темпа формирования и развития навыков, характерных именно для данного возрастного периода. Данные особенности формируются на основе определенных физических и психических аспектов деятельности. По мнению И.В. Дубровиной: «младший дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенок рождается беспомощным, но каждый месяц жизни дает ему что-то новое. К году он уже ходит сам по себе, понимает простые высказывания взрослого, может «говорить» сам (хотя в его словарном запасе всего 8-12 слов)» [6, с.203].
По мнению Б.С. Волкова, основными особенностями младшего дошкольного возраста являются:
– все психические процессы активно развиваются;
– появляются тонкие переживания;
– рождаются новые высшие чувства (моральные, эстетические, интеллектуальные);
– развиваются интересы и процесс общения [7, с. 89].
По мнению Л.Ф. Обуховой: «ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов, свойственных человеку. Раннее детское воспитание, своевременно начатое и правильно осуществленное, является важным условием их полноценного развития.
Глава 2 Эмпирическое исследование использования младшими дошкольниками вежливых оборотов речи в общении друг с другом и взрослыми
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Детский сад №96» г. Гродно. В исследовании приняли участие 15 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Из них 7 мальчиков и 8 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
«Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе исследования был произведён теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведён выбор методик, сформирована структура исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведён анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведённого эмпирического исследования» [2, с.88].
Цель исследования: выявить уровень культуры общения детей дошкольного возраста.
Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (Приложение А).
За ребёнком наблюдают в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме, представленной в приложении А.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что дети младшего дошкольного возраста являются категорией детей в возрасте от 3 до 4 лет. Для детей данной категории характерными являются начальные проявления сформированности речевых высказывания и определения правил этикета. Данные особенности помогают сформировать прочные межличностные аспекты взаимодействия между людьми.
В младшем дошкольном возрасте дети формируют специфические характеристики общения. Дети данной категории помогают формировать умение слушать другого, закладывать особенности межличностного общения как со сверстниками, так и взрослыми. Даже взрослые не всегда способны слушать другого и не могут воспринимать нюансы общения. Крайне важными элементами в данной системе являются такие как умения общаться с окружающими на основе конкретной ситуации общения.
Воспитание вежливости у детей младшего дошкольного возраста является целенаправленным процессом, который формирует представлений о необходимости взаимодействовать с окружающими на основе реализации правил вежливых оборотов в общении со сверстниками и взрослыми.
С целью формирования представлений об сформированности умения использовать вежливые обороты в речи младшими школьниками нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
В ходе проведения исследования были получены результаты, согласно которым:
– в основном, уровень культуры общения, коммуникативной и социальной компетентности детей находится на среднем уровне.
[…]
1. Алиева, Ш.Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников / Ш.Г. Алиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov
2. Байдурин, А. К. У истоков этикета / А.К. Байдурин. – М.: «Наука», 2010. – 168с.
3. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребенка / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: «Просвещение», 2011. – 210 с.
4. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности / Б.В. Бушелева. – М.: «Просвещение», 2008. – 144 с.
5. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: «Академия», 2007 – 345 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
7. Волков, Б.С. Возрастная психология. Ч.1: от рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 366 c.
8. Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете / С. В. Конкевич — М.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
9. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
10. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. – М.: «Владос», 2001. – 224 с.
11. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С.31-43
12. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. / А.Н. Леонтьев. – М.: Академический проект, 2010. – 453 с.
13. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
14. Мегедина, Е.А. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста / Е.А. Мегедина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-vospitaniya-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta – Дата доступа: 25.10.2023
15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: ПО России, 2014. – 442 c.
16. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у дошкольников / С.В. Петерина. – М.: «Просвещение», 2016. – 212с.
17. Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. Смирнова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 68-76
18. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – 194 c.
19. Усачева, Т. Учим детей вежливости / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 19-22