Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любой образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы.
Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры.
Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.
Урок физической культуры в школе как основная форма физического воспитания учащихся не является исключением и представляет собой целостную педагогическую систему с иерархической цепочкой основных компонентов данной системы.
Существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что это форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет специалист-преподаватель, вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно-воспитательного процесса.
Как правило, уроки проводятся в системе занятий по упорядоченному расписанию. Урочным формам присущи постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных группах. В практике встречается и периодическое проведение уроков.
При этом самые разнообразные занятия проводятся в учебно-методических целях как урочные. Такие уроки – основной путь обучения широких масс, занимающихся умению рационально организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Объект исследования – процесс и особенности физического воспитания в школе.
Предмет исследования – урок физической культуры, как основная форма физического воспитания в школе.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации и проведения урока физической культуры и здоровья, как основной формы работы по физическому воспитания школьников.
[...]
Глава 1 Особенности физического воспитания
1.1 Понятие и сущность физического воспитания
Согласно В.М. Наскалову, «современное физическое воспитание востребовано системой образования для создания оптимальных условий обучения и профессиональной подготовки молодого поколения. Оно традиционно ответственно в системе образования за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, воинской службы, быта. Физическое воспитание в системе образования является фактором физического и духовного оздоровления подрастающих поколений и молодежи. Однако в последние годы наблюдается снижение результативности системы физического воспитания.
Оно проявляется в тенденции к увеличению контингента специальной и подготовительной медицинских групп, снижению физической подготовленности молодежи призывного возраста к службе в армии, в расхождении между вербальными показателями отношения к физической культуре и реальной физкультурной деятельностью. Эти тенденции обусловлены субъективными и объективными трудностями, которые переживает постсоветское общество. К ним следует отнести: резкое ухудшение материально-технической базы физического воспитания, падение престижа труда педагогов, отток наиболее квалифицированных спортсменов за рубеж. Физическое воспитание осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса» [16, c. 15].
Физическое воспитание – неотъемлемая часть педагогической науки и практики. О пользе подвижного образа жизни, его влияние на другие функции организма: интеллектуальную, духовную известно многим
Школьное образование в современных условиях вызвано обеспечить многофункциональную грамотность и общественную адаптацию учащихся на базе получения ими компетентного навыка в области учения, познания, профессионально-трудового выбора, личного формирования, ценностных ориентаций и смысла-творчества.
Это предопределяет направленность целей преподавания на развитие компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире, ясно представляющей собственные потенциальные способности, средства и методы реализации подобранного жизненного пути.
[...]
Глава 2 Особенности урочных форм занятий в физическом воспитании
2.1 Характеристика урочных форм занятий
Уроки физической культурой являются самым массовым видом систематических занятий физической культурой детей школьного возраста и студентов. Они осуществляются на основе программного подхода, при этом программы разрабатываются с учетом особенностей воспитанников: возрастных, половых, индивидуальных.
Организация уроков по физическому воспитанию учащихся является основной формой обучения физическому воспитанию. С точки зрения педагогической практики урок считается наиболее эффективным. Он обеспечивает обязательный уровень двигательной активности, способствующий развитию соответствующих теоретических знаний, практических навыков и умений .
За счет непрерывности и последовательности учебного процесса, органического подбора видов спорта, комплекса гимнастических, легкоатлетических упражнений, правильных дозировок, систематического чередования, соблюдения санитарно-гигиенических требований достигается воспитательный эффект [17, c. 4].
Формат уроков основан на взаимодействии участников процесса, что предполагает контроль учителя физической культуры за четкостью выполнения задания. Важным мотивирующим фактором в учебной программе является влияние, которое команды оказывают на конкретных молодых людей.
Уроки физического воспитания в школе способствуют гармоничному развитию личности, повышению физической подготовленности, воли, выносливости, целеустремленности вне зависимости от природных способностей или учебных достижений. Количество учебных часов определяется планом обучения, а основное содержание составляют спортивные занятия.
В урочной практике применяются такие методы, как:
- фронтальный (коллективное выполнение упражнений);
- групповой (выполнение заданий преподавателя в группах, выделенных с учётом уровня подготовки, медицинских показателей, половой принадлежности);
[...]
Заключение
Таким образом, физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Физическое воспитание является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Оно способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физическое воспитание удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья.
Основной целью физического воспитания в школе является всестороннее и гармоничное развитие личности обучающихся, помощь им в возможности достижения физического совершенства, формировании, укреплении и сохранении здоровья, а также подготовка к будущей профессиональной деятельности. Физическое воспитание в общеобразовательных организациях осуществляется на основе нормативных правовых актов, которые регламентируют научно-обоснованные задачи и средства физического воспитания, компетенции, которые необходимо сформировать. В процессе физического воспитания используется большой арсенал специфических и общепедагогических средств и методов, которые структурируются в течение всего обучения в школе с постепенных усложнением требований к их применению.
Уроки физической культуры – это вид систематических занятий физическими упражнениями среди школьников и студенческой молодёжи. Они проводятся на основе государственных методик, программ, разрабатываемых с учётом особенностей учеников: возрастных, половых, индивидуальных. Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту. Формат уроков основан на взаимодействии участников процесса, что предполагает контроль учителя физической культуры за четкостью выполнения задания.
[...]