Введение
Актуальность темы исследования. Ребенок с первых месяцев своей жизни осознает себя через отношения с другими людьми, которые включают зависимость от непосредственно окружающих его людей. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, они несут в себе силу мотив. Характер отношений между ребенком и окружающей действительностью обусловливает развитие ребенка. Семейные отношения представляют собой среду, детерминирующую развитие личности ребенка.
Полноценное развитие личности ребенка с раннего возраста требует создания благоприятных условий, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки и является центральной проблемой психологии семьи.
Сегодня в стремительно изменяющемся мире гармоничные взаимоотношения между членами семьи, в том числе между родителями и детьми играют огромную роль. Изучение особенностей представлений о семейных взаимоотношениях у мальчиков и девочек в возрасте 4-5 лет имеет высокую актуальность в контексте формирования социальных навыков и понимания ролей в семейной жизни. В этом возрасте дети находятся в ключевом периоде развития, когда формируются первые представления о близких отношениях и взаимодействиях в семье.
Психологические исследования показывают, что мальчики и девочки могут воспринимать и интерпретировать семейные отношения по-разному. На этом этапе развития дети начинают осознавать свою роль в семье, а также наблюдают и впитывают образцы поведения от родителей и близких взрослых.
Изучение этих особенностей позволяет более глубоко понять, как формируются гендерные роли и стереотипы уже на ранних этапах детства. Анализ представлений о семейных взаимоотношениях может также помочь выявить влияние окружающей среды, культурных факторов и воспитательных методов на формирование представлений у детей.
Проблема изучения семейных взаимоотношений является одной из наиболее разработанных в семейной психологии. Психологические особенности внутрисемейных отношений изучали Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга, А.Н. Волкова, А.И. Захаров, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.М. Трапезникова, Э. Фромм, Г. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и многие другие.
Цель исследования: изучить особенности представлений о семейных взаимоотношениях мальчиков и девочек 4-5 лет.
Объект исследования: семейные взаимоотношения.
Предмет исследования: особенности представлений о семейных взаимоотношениях мальчиков и девочек 4-5 лет.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях представлений о семейных взаимоотношениях у мальчиков и девочек 4-5 лет.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей семейных взаимоотношений мальчиков и девочек 4-5 лет
1.1 Понятие о семейных отношениях в психологии
Проблемой изучения детско-родительских отношений занимались многие зарубежные (Дж. Боулби, Дж. Доллард, М. Кляйн, М. Милер, А. Фрейд, М. Эйнсворт, Э. Эриксон) и отечественные (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас и др.) исследователи.
Первый опыт общения и человеческих отношений ребенок получает в семье, которая представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям конкретного общества социальную группу, объединенную совокупностью отношений супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, а также детей между собой, проявляющихся в любви, привязанности, заботе друг о друге [5, с. 134].
Семья как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, состоит из двух основных подсистем: подсистема супружеских отношений и подсистема детско-родительских отношений. Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений [3, с. 105].
Семейные отношения характеризуются эмоциональной насыщенностью и эмоционально-позитивным характером межличностных отношений, устойчивостью, длительностью и стабильностью взаимодействия с близкими, совместной деятельностью и сотрудничеством со взрослым как образцом компетентности, социальной поддержкой и инициированием к самостоятельной деятельности, что делает семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка [3, с. 12].
Значимость детско-родительских отношений в контексте развития ребенка привлекает внимание представителей различных психологических школ и направлений. В изучении проблемы детско-родительских отношений в зарубежной психологической литературе можно выделить три основных подхода: психоаналитический, бихевиористский, гуманистический.
Классический психоанализ явился первым направлением, которое поставило детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Представители психоаналитического направления (Дж. Боулби [1], М. Кляйн [4], А. Фрейд [18], Э. Фромм [19], К. Хорни, Э. Эриксон) акцентировали свое внимание на проблеме отношений между детьми и родителями, раннему опыту взаимодействия родителей с детьми.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей представлений о семейных взаимоотношениях мальчиков и девочек 4-5 лет
2.1 Организация и методики исследования
В исследовании приняли участие 30 детей дошкольного возраста (4-5 лет). Выборка составила 15 мальчиков и 15 девочек.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить особенности представлений о семейных взаимоотношениях мальчиков и девочек 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Подобрать необходимые методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы в рамках проведенного исследования, разработать рекомендации.
Методики исследования:
1. Тест «Рисунок семьи» (Приложение А)
Тест предназначен для выявления особенностей взаимоотношений в семье. Она помогает прояснить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также особенности тех отношений, которые вызывают у него тревогу и противоречивые эмоции.
Описание исследования
То, что родители воспринимают как положительную во всех отношениях семейную ситуацию, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Понимая, как он воспринимает окружающий мир, семью, родителей и самого себя, можно понять причины многих проблем ребенка и эффективно помочь ему в их решении.
Инструкции по тестированию: «Дайте ребенку карандаш средней твердости и стандартный лист белой бумаги формата А4. Ему или ей не разрешается использовать какие-либо дополнительные инструменты».
Заключение
Детско-родительские отношения являются важнейшей подсистемой отношений семьи как целостной системы и определяются в качестве непрерывных, длительных и опосредованных возрастными особенностями ребенка и родителя отношений. Детско-родительские отношения предполагают взаимодействие родительской социальной роли и детской социальной роли, в процессе которого происходит активное становление личности ребенка.
В возрасте 4-5 лет дети активно развивают свои физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные навыки. Этот период характеризуется формированием самооценки, развитием эмоциональной сферы и началом морального осознания. Развивается интерес к окружающему миру, и дети начинают накапливать фактические знания. Стремление к самостоятельности сопровождается неуверенностью при неудачах. Отношения со сверстниками становятся важными, формируются первые предпочтения и игровые группы.
В семье с детьми 4-5 лет заметны особенности семейных взаимоотношений, влияющие на формирование личности и развитие детей. Этот период характеризуется активным включением детей в семейные обязанности и формированием их представлений о собственном месте в семейной структуре. Эмоциональная близость становится важным аспектом взаимодействия. Дети в этом возрасте чрезвычайно зависимы от эмоциональной поддержки со стороны родителей, что играет ключевую роль в психологическом благополучии ребенка. Развивается коммуникация, и дети начинают активно выражать свои мысли и чувства. Открытый и доверительный диалог в семье способствует формированию навыков общения и понимания. Семейные ценности и нормы поведения начинают укладываться в основе личностных установок детей. Взаимодействие с родителями и братьями/сестрами играет ключевую роль в этом процессе. Родители активно участвуют в воспитании и обучении детей. Поддержка, поощрение положительного поведения и установление правил способствуют стабильности и безопасности в семейной обстановке.
Результаты исследования указывают на гендерные различия в характере взаимоотношений между родителями и детьми. Высокий уровень развития взаимоотношений более характерен для девочек. Нейтральный тип взаимоотношений обнаружен примерно в одинаковом процентном соотношении у девочек и мальчиков. В то время как отрицательный тип взаимоотношений в большей степени проявляется у мальчиков.
Гендерные различия оказывают существенное влияние на эмоциональное развитие детей в семейной среде. Нежные чувства и сильные положительные качества преимущественно характерны для девочек, в то время как мальчики чаще проявляют слабые отрицательные эмоции. Взаимодействие мальчиков с родителями более подвержено сильным негативным эмоциям.