Введение
1 Производство стеклянных товаров и тенденции развития ассортимента
1.1 Характеристика ведущих мировых производителей
1.2 Характеристика отечественных производителей
1.3 Направления развития ассортимента
1.4 Динамика импорта и экспорта стеклянных товаров
2 Классификация, характеристика ассортимента, потребительские свойства
2.1 Классификация и характеристика ассортимента
2.2 Характеристика потребительских свойств
2.3 Факторы, формирующие потребительские свойства
3 Качество товаров из стекла
3.1 Анализ нормативной базы регламентирующих требования к качеству
3.2 Показатели качества стеклянных товаров и методы их определения
3.3 Маркировка, упаковка и транспортирование и хранение
3.4 Анализ маркировки стеклянных товаров
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВведениеРазвитие стекольного производства было вызвано большим спросом на стеклянные изделия – оконное стекло, зеркала, посуду, который не мог удовлетворить существовавшие ещё в 17 веке старые стекольные заводы и стремлением отказаться от дорогостоящего ввоза заграничного стекла.
В 1772 году заводы выпускали: рюмки пивные с крышками и без крышек, рюмки винные и водочные разных размеров, стаканы пивные, разные бутылки, лампады, солонки, огуречные чаши, карманные фляги, чернильницы и т.д.
Из вышеприведенных исторических данных, можно сделать вывод, что тема стекольного производства была актуальна для нашей страны уже 250 лет назад. В наше время сохраняются традиции и секреты старых мастеров, умение работать со стеклом передается на генетическом уровне из поколения в поколение. Время диктует новые тенденции, но основы ремесла остаются незыблемыми.
Наряду с отечественными производителями, мировыми лидерами в производстве стеклотары известны: стекольный завод «KAVALIER» в Чехии, «Carlo Giannini» в Италии и др. Развитие стекольного производства – одна из составляющих экономического развития нашей страны, и актуальность этой темы очевидна.
Сегодня сохраняются традиции и секреты старых мастеров, а умение работать со стеклом передается из поколения в поколение на генетическом уровне. Время рождает новые тенденции, но основы стеклообработки остаются незыблемыми.
Сегодня на предприятиях Республики Беларусь производятся рюмки, бокалы, фужеры, графины, кувшины, сливочники, стаканы, пивные серии, художественные штофы, салатники, различные вазы, вазы для украшения интерьера, парфюмерные емкости, медицинские флаконы и другие изделия из стекла и хрустальные изделия.
Актуальность данной темы курсовой работы очевидна, так как развитие стекольного производства – один из составляющих факторов развития экономики нашей страны.
Объект исследования – стеклянная посуда.
Предмет исследования – ассортимент, потребительские свойства, показатели качества.
Цель работы: дать характеристику ассортимента, потребительских свойств и изучить методы определения качества.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику ведущим мировым производителям;
- охарактеризовать отечественных производителей;
- исследовать направления развития ассортимента;
изучить динамику импорта и экспорта стеклянных товаров;
[...]
1 Производство стеклянных товаров и тенденции развития ассортимента
1.1 Характеристика ведущих мировых производителей
Помимо общеэкономических показателей, наибольшее влияние на тенденции рынка стеклотары в настоящее время оказывают два фактора: производственные мощности российских компаний и масштабные промоакции в федеральной сети (в основном акции лояльности, позволяющие привлечь дополнительных покупателей). Определенное влияние оказывают и колебания курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам.
Среди российских производителей выделяются две компании, которые можно отнести к отраслевым гигантам: ООО «Посуда» (Нижегородская область, г. Бор) [17] и Опытный стекольный завод (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный) [18]. Оба предприятия принадлежат иностранным компаниям – турецкому концерну Pasabahce и французскому Arc International соответственно. Суммарная доля этих заводов составляет около 80 % от общего объема производства посуды из стекла в России, а производимая ими продукция в нижнем ценовом сегменте является самой доступной, в том числе и по сравнению с керамической посудой.
ООО «Посуда», и Опытный стекольный завод активно развиваются и инвестируют значительные ресурсы в расширение производственных мощностей. Так, летом этого года стало известно о строительстве третьей очереди производства в г. Бор, стоимость которой оценивается в 4,5 млрд. рублей и запуск которой позволит увеличить объем производимой продукции на 205 тонн стекла в сутки.
Единственный производитель жаропочной посуды, Васильевский стекольный завод, работает в режиме конкурсного производства. Дятьковский хрустальный завод проводит ремонт и реконструкцию, Первомайский стекольный завод в 2017 году был объявлен банкротом и находится в стадии ликвидации. Такие компании, как «ПРОМСИЗ» и «ДекорСтайлГласс» динамично развиваются и наращивают продажи. Стоит отметить и недавно появившихся игроков – Vellarti из Ростовской области и московскую компанию «Гласс Инк» (Ca Del Vetro) [19].
Турецкая посудная промышленность – яркий пример успеха на мировом рынке посуды. Сегодня турецкие бренды и производители играют важную роль практически во всем производстве посуды. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны Китая и других стран Южной Азии, с одной стороны, и европейских брендов – с другой, Турция не только экспортирует все больше посуды с каждым годом, но и преуспевает в улучшении ее качества, функциональности и имиджа.
[...]
2 Классификация, характеристика ассортимента, потребительские свойства
2.1 Классификация и характеристика ассортимента
Ассортимент изделий из стекла весьма динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса и изменением стилевых тенденций.
Ассортимент бытовых изделий классифицируется по следующим признакам: назначение и условия использования, состав и окраска стекла, характер способов формования и термической обработки, тип (наименование), размер, стиль изделия, способ и сложность декорирования, степень совершенства. Рассмотрим подробнее.
1) По назначению бытовые товары классифицируют следующим образом:
– посуда и декоративные изделия для сервировки стола и украшения интерьера;
– хозяйственная посуда для хранения пищевых продуктов и домашнего консервирования;
– кухонная посуда для приготовления пищи;
– ламповые изделия (столовые лампы, ламповые резервуары, ламповые стекла);
– зеркала.
2) По составу стекла различают:
– посуда из натрий-кальций-силикатного стекла;
– посуда из специального бытового стекла;
– посуда из хрустального стекла [4].
Столовую посуду обычно изготовляют из натрий-кальций-силикатного стекла, хрусталя различных видов, а также из глушеного боросиликатного стекла; хозяйственную посуду — из натрий-кальций-силикатного стекла с добавками, повышающими химическую и термическую устойчивость; кухонную – из специального бытового стекла и ситаллов.
3) По окраске различают посуду следующих видов:
– из бесцветного стекла;
– из цветного (окрашенного в массе) стекла;
– из накладного (двух- и многослойного) стекла.
Названия цветным стеклам присваивают по таким критериям, как:
– цветовой тон (желтые, зеленые, розовые и т.д.);
– природа красителя (кобальтовые, марганцевые);
– аналогия с драгоценными камнями: рубины (красные), топазы (желтовато-коричневые), сапфиры (светло-синие), смарагды (светло-зеленые).
[...]
3 Качество товаров из стекла
3.1 Анализ нормативной базы регламентирующих требования к качеству
Качество стеклянных изделий определяется ГОСТ 30407-96 «Посуда и декоративные изделия из стекла. Общие технические условия» [7].
На качество стеклянных изделий влияет ряд факторов, в том числе структурные и размерные характеристики, механическая прочность, термостойкость, гигиенические и эстетические свойства. Структурные и размерные характеристики бытовой стеклянной посуды должны соответствовать утвержденным образцам. Изделия, размещенные на ровной горизонтальной поверхности, не должны дрожать. Стеклянные изделия должны обладать отличной механической прочностью. Термостойкость изделия считается удовлетворительной, если 99 % испытуемых изделий выдерживают испытания, предусмотренные ГОСТом.
Стеклянные изделия должны быть прозрачными и не иметь цветных оттенков (особенно хрустальных). Изделия из цветного или тонированного стекла должны быть однородного цвета.
Поверхность изделия должна быть чистой, гладкой, без заусенцев и царапин, с четким рисунком. Края изделия не должны быть обрезаны. Для этого их следует оплавить, отшлифовать и отполировать.
В соответствии с действующим ГОСТом стеклянную столовую посуду и декоративные изделия выпускают одним сортом. Хрустальные изделия делят на 1-й и 2-й сорта. При определении сорта изделия учитывают вид дефекта, его размеры, количество и месторасположение. На стеклянных изделиях встречаются дефекты стекломассы, выработки и обработки. Перечисленные дефекты возникают в процессе варки, формования изделия и его обработки они значительно снижают качество готовых изделий.
3.2 Показатели качества стеклянных товаров и методы их определения
Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96 [4, c. 4]. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:
– обработанные сколы;
– редко расположенная свиль;
– редко расположенная «мошка»;
– пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;
[...]
Заключение
По результатам исследования. Проведенного в данной курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
С XIX века в Беларуси насчитывается 203 стекольных завода. В первой половине века большую роль играли патриотические заводы. Одним из ведущих предприятий в этой области был Гомельский хрустальный завод
М. П. Румянцева, который имел рекордное количество печей – 16. По статистике, в 1815-1817 годах в Беларуси производилось более половины всей аптекарской посуды, две трети графинов и стаканов, треть бутылок и более 10 % стеклянной посуды всей России.
Стеклянная посуда относится к сложному ассортименту товаров. В основу классификации стеклянных изделий положены следующие признаки: назначение, функция, способ формования, сложность декорирования, форма, размер и комплектность. Совершенствование стеклянных изделий по вышеперечисленным признакам способствует развитию их ассортимента.
Основными потребительскими характеристиками стеклянных бытовых изделий являются функциональность, эргономичность, эстетичность и надежность.
Ассортимент посуды очень велик и разнообразен. Сегодня каждый потребитель может подобрать любой товар, учитывая свои потребности и предпочтения. Большой популярностью пользуются изделия из стекла, несмотря на их хрупкость. Хотя сейчас начинают пользоваться популярностью изделия из небьющегося стекла.
Развитие стекольного производства – один из составляющих факторов развития экономики любой страны. Для изготовления бытовой посуды и декоративных изделий используют оксидные стёкла, в которых основными стеклообразователями являются оксиды кремния, бора, алюминия и др. Производство стеклянных изделий состоит из обработки сырья, составления шихты, варки, формования, отжига, обработки. Потребительские свойства и основные признаки ассортимента стеклянных изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. Ассортимент стеклянных товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.
Ассортимент бытовых изделий классифицируется по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске стекла, способам формовки и термообработки, виду изделия, размеру, стилю, способу и сложности декорирования, степени совершенства. Потребительские свойства изделий из стекла определяют возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств стекла и качества изготовления изделия.
[...]
1 Бурова, М. ВПС: Товароведение непродовольственных товаров: Конспект лекций / М. Бурова. – М.: Приор, 2005. – 128 c.
2 В Беларуси запустят производство экологичной посуды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soyuz.by/obshchestvo/v-belarusi-zapustyat-proizvodstvo-ekologichnoy-posudy.
3 Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c4c/n6k9xzdx6umpg61f8whfybttkcvl4t5t.pdf.
4 Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Словарь-справочник / С.А. Вилкова. – М.: Дашков и К, 2015. – 264 c.
5 Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие для бакалавров / С.А. Вилкова. – М.: Дашков и К, 2013. – 500 c.
6 Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие для бакалавров / С.А. Вилкова, Л. В. Михайлова и др. – М.: Дашков и К, 2015. – 500 c.
7 ГОСТ 30407-2019 Посуда стеклянная для пищи и напитков. Общие технические условия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200166041.
8 Голубенко, О. А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О. А. Голубенко, В. П. Новопавловская, Т. С. Носова. – М.: Альфа-М, НИЦ Инфра-М, 2013. – 336 c.
9 Голубенко, О. А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О. А. Голубенко, В. П. Новопавловская, Т. С. Носова. – М.: Альфа-М, 2017. – 208 c.
10 Голубкина, Т. С. Розничная торговля продовольственными товарами: Товароведение и технология: Учебник / Т. С. Голубкина. – М.: Academia, 2018. – 412 c.
11 Гранаткина, Н. В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Н. В. Гранаткина. – М.: Academia, 2018. – 384 c.
12 Ильина, М. Г. Товароведение непродовольственных товаров: Практикум: Учебное пособие / М. Г. Ильина. – М.: Академия, 2018. – 256 c.
13 Минвьей, А. Управление ассортиментом: опыт ведущих ритейлеров / А. Минвьей, А. Сухаревский // Товаровед & торговля. – 2013. – № 2. – С. 4-7.
14 Неверов, А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами / А.Н. Неверов. – М.: Academia, 2017. – 286 c.
15 Официальный сайт Pasabahce [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pasabahce.com/ru/.
16 Официальный сайт стеклозавода «Неман» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shopneman.by/.
17 Официальный сайт ООО «Посуда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posuda-vs.vsite.pro/.
18 Официальный сайт ООО «ПРОМСИЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ghsz.ru/?ysclid=lsy9ui1xjh274562977.
19 Официальный сайт «Гласс Инк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glassink.ru/.
20 Официальный сайт «Бор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profposuda.ru/vendor.php?id=160&ysclid=lsya9ae69u149221595.
21 Сколько Беларусь зарабатывает на экспорте стекла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/stati/view/skolko-belarus-zarabatyvaet-na-eksporte-stekla.
22 Чалых, Т. И. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров: Учебник для бакалавров / Т. И. Чалых,
Е. Л. Пехташева, Е.Ю. Райкова. – М.: Дашков и К, 2016. – 760 c.