Глава 1 Теоретические аспекты игры как средства развития способностей у детей с ОПФР при ознакомлении с нумерацией чисел
1.1 Роль игры как средство развития способностей на занятиях по математике
1.2 Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста на занятиях математики
1.3 Обучение учащихся младшего школьного возраста с ОПФР посредством игры
Вывод по 1 главе
Список используемых источников
Глава 1 Теоретические аспекты игры как средства развития способностей у детей с ОПФР при ознакомлении с нумерацией чисел
1.1 Роль игры как средство развития способностей на занятиях по математикеПроблемы методики преподавания сегодня приобретают все большую актуальность. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это естественно, ведь преподавание – ведущая деятельность школьников, в процессе которой решаются основные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и общественном процессе. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в этом процессе. В настоящее время дидактики пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, позволяющие активизировать и развивать познавательный интерес учащихся к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое внимание уделяется дидактическим играм на уроках математики [1].
В начальной школе курс математики совсем не простой. Зачастую дети испытывают различного рода трудности при освоении школьной программы по предмету. Возможно, одной из главных причин таких трудностей является потеря интереса к математике как к предмету. Поэтому одной из важнейших задач является развитие интереса ребенка к математике. Этому способствует использование различных игр и игровых ситуаций на уроках и в повседневной жизни [9].
Благодаря играм можно сконцентрировать внимание и заинтересовать даже самых несобранных детей школьного возраста. Вначале их привлекают только игровые действия, а потом то, чему учит конкретная игра. Постепенно у детей появляется интерес к самому предмету изучения.
Несмотря на то, что не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение наук может быть для него затруднено даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить это. И в то же время – превратить это в интересную и увлекательную игру [9].
В качестве эффективных средств развития интереса к математике принято использовать такие приемы, как: логические разминки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, головоломки [2, с. 1-4].
Применение этих процессов вовлечения и мотивации студентов в науке получило название «геймификация образования». Под геймификацией принято понимать применение игровых приемов в неигровых ситуациях [3, с. 314].
Исследования показывают, что использование игровых технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс. Используя педагогическую литературу [11, с. 19-24], можно выделить следующие случаи геймификации:
- в качестве фрагмента урока (его начала либо окончания);
- в качестве способа освоения какой-либо части предмета либо её закрепления;
- в качестве переходного элемента к следующей теме занятия; для внеурочной деятельности [2, с.1-4].
Помимо этого встречаются и различные классификации игр, которые можно условно объединить в следующее группы:
- по цели обучения (воспитывающие, развивающие, обобщающие, контролирующие, обучающие);
- по характеру деятельности учащихся (творческие, поисковые, поисково-творческие);
- по массовости (коллективные, индивидуальные);
- по реакции (подвижные (быстрые), «тихие»).
[...]
1. Баймуханова, К.К. Игра как средство развития творческих способностей на уроках математики в начальной школе / К.К. Баймуханова [Электронный ресурс] // МультиУрок – 2018 — Режим https://multiurok.ru/files/ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-spos-1.html.
2. Бобровский, А.А. О применении игровых технологий на уроке математики / А. А. Бобровский, З. А. Бобровская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-4;
3. Варенина, Л.П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 6–2, С. 314;
4. Водяха, Е.Ю. Психология младшего школьника / Е.Ю. Водяха [Электронный ресурс] // Урал. гос. пед. ун-т – 2018 — Режим https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/05/10/psihofiziologiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta.
5. Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Родительский университет БГПУ – 2016 — Режим https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Vozrastnye-psihofiziologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.pdf.
6. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе/ И. К. Данилов. – 2012 - №1;
7. Добродей, Н.С. Применение игровых технологий в обучении учащихся с особенностями психофизического развития / Н.С. Добродей [Электронный ресурс] // docviewer.yandex.by – 2013 — Режим https://docviewer.yandex.by/view/0/?page=6&*=%2FdC4Hyc3iXnnU0TfYiqg5bjsmk17InVybCI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVCbjRpcTA4Tlc3cUxJYndGRGxtMk5vc3J0Q1VtVzZkbG9xRGdmd1hCV1pVRkVrcXNSUlVES1NnWHlHeDRsUWo3TmtXeUp1N0FKMnl3V0IzRUZjY2sya21FMVVZQ05SSGJ1QW00VU5lVE5aVkZtY0IwTVd5SUt4SHRaVk15VnA1M1E9PT9zaWduPWhYZ2txeVQzRmJDMDg4VlliSGZIczZZbDdLVnJhZzh1QmNyMnB5RjNTeWc9IiwidGl0bGUiOiLQn9GA0LjQvNC10L3QtdC90LjQtV%2FQuNCz0YDQvtCy0YvRhV%2FRgtC10YXQvdC%2B0LvQvtCz0LjQuV%2FQsl%2FQvtCx0YPRh9C10L3QuNC4X9GD0YfQsNGJ0LjRhdGB0Y9f0YFf0L7RgdC%2B0LHQtdC90L3QvtGB0YLRj9C80Lhf0L%2FRgdC40YXQvtGE0LjQt9C40YfQtdGB0LrQvtCz0L5f0YDQsNC30LLQuNGC0LjRjy5kb2N4Iiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNlLCJ1aWQiOiIwIiwidHMiOjE3MDU1NDg3NDA3NjYsInl1IjoiOTM4Njc1NjIxMTY0NjE2Mzk2OSJ9.
8. Кирьянова, О.А. «Психофизиология младшего школьного возраста» / О.А. Кирьянова [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal – 2018 — Режим http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11652/1/uch00290.pdf.
9. Макарова, Л.Н. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста / Л.Н. Макарова [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal – 2017 — Режим https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/12/25/rol-igry-v-razvitii-matematicheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo.
10. Современные тенденции развития начального образования: материалы II Междунар. студ. науч.-теор. конф., г. Минск, 18 апреля 2018 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: Н. В. Жданович (отв. ред.) [и др.]. — Минск : БГПУ, 2018. — 224 с.;
11. Шмелева, О.В. Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики // Школьная педагогика. — 2016. — № 3. — С. 19–24.