Введение
1 Проблема развития творческой активности учащихся в процессе импровизации
1.1 Характеристика понятия «творчество», «творческие способности»
1.2 Импровизация как компонент творческой деятельности
2 Развитие импровизационных способностей учащихся как способ развития творческой активности
2.1 Урок импровизации с учащимися
2.2 Рекомендации по проведению урока импровизации как метода развития творческой активности учащихся
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном образовании существует все более сильная потребность в развитии творческой активности учащихся. Глобальные вызовы нашего времени требуют от молодых людей не только обладания фундаментальными знаниями, но и способности применять их на практике, находить новые, нетрадиционные решения и быть готовыми к нестандартным ситуациям. В этом контексте развитие творческой активности учащихся приобретает особую актуальность.
Импровизация, как один из методов развития творчества, представляет собой процесс спонтанного и свободного выражения себя через творческую деятельность. Здесь учащиеся получают возможность проявить свою индивидуальность, развить креативное мышление, улучшить навыки коммуникации и сотрудничества. С помощью импровизации они могут выразить свои идеи, эмоции и точки зрения, а также учиться адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Основная цель развития творческой активности учащихся через импровизацию заключается в расширении и углублении их возможностей мыслить творчески, принимать нестандартные решения и находить творческие подходы к решению задач. Это помогает Ученикам стать более гибкими в мышлении, обогащает их жизненный опыт и обеспечивает более полную и глубокую активность в обучении. Кроме того, развитие творческой активности способствует формированию критического мышления, что несомненно имеет значение в современном информационном обществе.
Особенностью импровизации в образовательном процессе является ее способность развивать не только творческие навыки, но и социальные компетенции учащихся. Ведь при работе внутри импровизационных рамок, учащиеся учатся слушать других, проявлять эмпатию и сотрудничать, а также анализировать и оценивать свою работу и работу других. Этот процесс помогает формированию учащихся как личностей, активных взаимосвязей и конструктивных членов общества.
Одной из важнейших задач современного образования является создание условий для развития и поддержки творчески активных учащихся. Импровизация как метод, который способствует гармоническому развитию различных аспектов мышления и развитию личности в целом, заслуживает особого внимания. Грамотно организованные занятия по импровизации, включающие в себя разнообразные задания и упражнения, будут способствовать эффективному развитию творческой активности учащихся и помогут им в совершенствовании своих интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных навыков.
[...]
1 Проблема развития творческой активности учащихся в процессе импровизации
1.1 Характеристика понятия «творчество», «творческие способности»
Понятие «творчество» очень часто используется в педагогической науке и практике, означая деятельность, порождающую что–то новое, не существовавшее ранее. Но, несмотря на наличие такого наиболее часто употребляемого определения, существуют различные подходы к пониманию данного процесса.
В психолого–педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Наиболее распространено определение понятия, согласно которому творчеством называют деятельность, в результате которой появляется какой–либо продукт, новый и индивидуальный по своему содержанию. Творчество можно рассматривать и как свободное искусство по созданию этого продукта. В этом случае творческий процесс отражает особенности личности создателя.
Научные психологические и педагогические словари рассматривают творчество как деятельность, нацеленную на создание новых материальных и духовных ценностей. Эта практическая или теоретическая деятельность человека непременно несёт в себе актуальность и завершается конкретными результатами. Такими результатами становятся новые материальные продукты или знания, решения, разработанные способы и методы действия.
С позиций деятельностного подхода, разработанного А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и другими, педагогическая наука изучает творчество как высшую существующую форму активности и самостоятельной деятельности человека. В данном контексте критериями оценки творчества служат: значение продукта для общества, то есть социальный статус, и оригинальность, под которой подразумевается новизна продукта творческой деятельности человека.
По определениям, данным Д.Б. Богоявленской, С.В. Максимовым и В.А. Петровским, творчество – это активность, в ходе которой личность выходит за традиционные рамки, имеет собственные идеи, стремится к достижению оригинальных целей, развивает свой потенциал. В контексте деятельностного подхода Е.Л. Яковлева рассматривает творчество в качестве способа реализации человеком собственной индивидуальности. Сходной нам видится точка зрения Я.А. Пономарёва, который трактует творчество как путь развития личности и необходимое условие её развития.
[...]
2 Развитие импровизационных способностей учащихся как способ развития творческой активности
2.1 Урок импровизации с учащимися
С учащимися 14 лет проводилась работа по развитию навыков литургического аккомпанемента и импровизации посредством освоения каденций, хоралов, а также гармонизации литургических песнопений и импровизации на их тему. Занятия проходили в группе, в которой присутствовали все ученики – как более продвинутые, так и новички. Преподаватель вызывал кого–то из учеников за орган и давал задание. После выполнения задания педагог мог высказать свое мнение или спрашивал мнения группы.
Таблица с каденциями была роздана ученикам во время первой сессии с заданием сделать первый столбик (IV–V–I) парами во всех тональностях мажора и минора, а остальные по возможности. На первых занятиях проф. Плюйо проверял результаты работы над заданием.
Так, например, одна ученица выучила каденции во всех тональностях, но играла их только после некоторого размышления над каждой и подбора на клавиатуре в виде арпеджио, не соединяя каденции по парам мажор–минор. Преподаватель отметил: «Мона поработала во всех тональностях, но не очень глубоко. Вы можете найти гармонии головой, но не пальцами, и вы не можете использовать гармонию. Мы должны быть способны играть каденции и одновременно пить кофе или разговаривать с подругой. Это гармоническая база». Для примера он исполнил каденции в Ля мажоре, переходящие в красочную, богатую импровизацию и прокомментировал: «Все, что я сыграл, вот эти каденции». Затем педагог попросил дать ему какое–либо задание и исполнил хроматическую секвенцию в Фа# мажоре. Этим он проиллюстрировал высказывание: «К любой вершине можно дойти по ступенькам. Ни одна из них не сложна. Идя по ним, одной за другой, вы дойдете к цели».
Следующая Ученица начала играть каденции с До мажора, потом перешла в Соль мажор и играла все гармонические цепочки разрозненно. Преподаватель предложил ей объединить каденции, например, Соль мажор и ми минор. Он подчеркнул, что при объединении необходимо всегда придерживаться принципа противоположного движения голосов, при этом каждый раз верхний голос берется в разных мелодических положениях. Вывод был: «Вы хорошо работали, но слишком быстро. Головой вы поняли, но пальцы понимают медленнее». Затем та же ученица стала исполнять второй столбик каденций (II6–V–I), но она могла делать это только по очереди и в определенном порядке. Преподаватель сказал: «Алла должна еще раз проанализировать эту таблицу и очень спокойно, чисто их играть. Я хотел бы, чтобы все было очень чисто. И потом, если возможно, добавьте красок». Например, вместо V проф. Плюйо показал V7 и другие аккорды в качестве первого или второго элементов каденции.
[...]
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу, можно сделать следующие выводы: в современном обществе понятие творческой активности является одним из центральных аспектов в научной литературе. Оно относится к сфере интеллектуальной деятельности, где основными инструментами являются мысль, воображение и оригинальность. Творческая активность предполагает разработку новых идей, концепций, аргументов и решений, которые способны преобразить существующую парадигму знаний. В своей сути она является неотъемлемой частью научного процесса, особенно в области исследований и разработок. Понятие творческой активности объединяет в себе интеллектуальную деятельность, аналитическое мышление и способность выражать свои идеи в письменной форме. Творческая активность позволяет научному сообществу расширять границы существующего знания и находить новые пути для его применения и развития. В целом, она является неотъемлемой частью научного процесса, поддерживающей его постоянное движение вперед и требующей настойчивости, терпения и постоянного саморазвития от самого ученого. Творческая активность предполагает поиск новых концепций и понятий, а также использование этих понятий для объяснения и описания ключевых фактов и явлений. При этом она не ограничивается одним лишь поиском новых идей и концепций. Она также предполагает умение излагать эти идеи в понятной и убедительной форме. Понятие творческой активности в научной литературе не всегда сопровождается радужными красками и интуитивными «эвриками». Это сложный и сложившийся процесс, который требует множества времени, усилий и предварительных исследований. Для достижения значимых результатов необходимо внимательное изучение предметной области, анализ существующих концептов и методов, проверка гипотез и проведение экспериментов. Каждое новое открытие лишь является продолжением многолетней работы предшествующих поколений ученых.
Импровизация является неотъемлемым компонентом творческой деятельности. В различных областях искусства, а также в повседневной жизни, возможность быстро и спонтанно создавать что–то новое играет важную роль для достижения успеха и самовыражения. В музыке, импровизация позволяет музыкантам раскрыть свою индивидуальность и творческий потенциал. Они могут экспериментировать с звуками и выражать свои эмоции без ограничений. Импровизационные джазовые соло, например, поражают слушателей своей свободой и оригинальностью. Импровизация имеет огромное значение и в повседневной жизни. Она позволяет людям быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить нестандартные решения проблем. Люди, которые умеют импровизировать, обладают навыками адаптации и креативности, что помогает им успешно справляться с жизненными вызовами. Импровизация является неотъемлемым компонентом творческой деятельности.
[...]
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдулин. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Речь, 2018. – 138 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно–прогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
4. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – М.: Музыка, 2010. – 376 с.
5. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества: учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова. – М.: Юрайт, 2022. – 103 с.
6. Бах, И.С. Тексты духовных произведений / И.С. Бах. – М.: Эксмо, 2019. – 592 с.
7. Барышева, Т. А. Психология творчества / Т. А. Барышева. – М.: Юрайт, 2022. – 300 с.
8. Бодина, Е.А. Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современных концепциях музыкального образования / Е. А. Бодина // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность: материалы Международной научно–практической конференции, состоявшейся 5 декабря 2007 года. – М.: МГПУ, 2008. – С. 44–49.
9. Бриль, И.М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: учебное пособие / И. М. Бриль. – М.: Кифара, 2001. – 147 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2016. – 109с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития / Л. С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2022. – 281 с.
12. Грибкова, О.В. Творческая самореализация личности будущего учителя музыки как педагогическая проблема / О. В. Грибкова // Педагогика искусства. – 2010. – № 4. – С. 99–104.
13. Грибкова, О.В. Творческое развитие личности в процессе обучения / О. В. Грибкова // Искусство и образование. – 2018. № 1 (111). – С.211–215
14. Даринская, Л.А. Педагогика творческого развития личности / Л.А. Даринская. – СПб, 2017. – 293 с.
15. Кийовски, О.Ю. Педагогические и исполнительские принципы М. Дюпре / О.Ю. Кийовски // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2018. – №2. – С. 88–91.
16. Коденко, И.И. Актуальность интерпретаций старинной музыки в современном культурном пространстве / И.И. Коденко. – Ростов–на–Дону: Южно–Российский музыкальный Альманах. – 2017. – №27 (2). – С. 72–77.
17. Мальцев, С.М. О психологии музыкальной импровизации / С.М. Мальцев. – М.: Музыка, 1991. – 88 с.
18. Мун, Л.Н. Теория и практика процесса импровизации / Л. Н. Мун // Современное музыкальное образование в свете развития идей Д. Б. Кабалевского: материалы международной научно–практической конференции, состоявшейся 24 декабря 2004 года. – М.: МГПУ, 2005. – С. 150155.
19. Овчаров, И.В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий (на материале учебной работы в классах эстрадно–джазового искусства): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / И. В. Овчаров. – Белгород, 2011. – 150 с.
20. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность / Л. Прохорова. – М.: Дошкольное воспитание, 2016. – 48 с.
21. Рюмина, Ю. Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: дис. на соискание научной степени кандидата педагогических наук / Ю. Н. Рюмина. – Екатеринбург, 2003. – 253 с.
22. Сердюков, А.А. Традиции импровизации в современной академической музыкальной культуре / А. А. Сердюков. – Ростов–на–Дону, 2017. – 184 с.
23. Столяр, Р.С. Современная импровизация. Практический курс для фортепиано: учебное пособие / Р. С. Столяр. – М.: Планета музыки, 2011. – 160 с.
24. Утемов, В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества / В.В. Утемов. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
25. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.