Введение
Глава 1 Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
1.1 Сущность понятия «эстетическое воспитание»
1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния классической музыки на эстетическое воспитание младших школьников
2.1 Диагностика эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста
2.2 Приемы классической музыки в эстетическом воспитании младших школьников
2.3 Динамика уровня эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.
Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека». Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.
В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства. Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах.
Основной формой работы, базой музыкально – эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры. Продолжением работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий.
Идеи, касающиеся эстетического воспитания, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В. Луначарским, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и др. Большое внимание вопросам эстетического воспитания средствами музыки уделяли Л.Н. Толстой, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев и многие другие. Но средствами музыки уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.
[...]
Глава 1 Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
1.1 Сущность понятия «эстетическое воспитание»
Воспитание личности, соответствующей идеалам современного общества, всегда будет одной из важнейших задач общества. Только такие личности могут способствовать развитию и укреплению этого общества, только они способны отстоять его. Современное образование стремится к воспитанию гармоничных личностей. В достижение этих целей особая роль принадлежит эстетическому воспитанию. Обществу совершенно не безразличны эстетические интересы и вкусы его членов, прежде всего младших школьников, самой активной и в то же время особенно сложной проблемной части населения любой страны. Эстетическое воспитание - понятие весьма широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе и труду, искусству и быту, общественной жизни. Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Так, например, по определению известного учёного Б.Т. Лихачёва эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты [7, c. 17].
Изучению аспектов эстетического воспитания посвятили свои работы такие современные учёные как А.А. Беляев, А.Л. Радугин и др. Данные исследователи понимают эстетическое воспитание как процесс развития эстетической культуры личности. При этом они обращают своё внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (художественным, трудовым, политическим, физическим, нравственным). 8 Другая точка зрения представлена позицией М.С. Каган, М.Ф. Овсянникова и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Совокупность теоретических представлений об эстетическом воспитании младших школьников образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в эстетике, философии, психологии, педагогике, культурологии, литературоведении и искусствознании. Определяющим принципом эстетического воспитания, по мнению большинства учёных, является принцип бинарности материального и духовного, выразительного и прекрасного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств искусства и реальности.
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния классической музыки на эстетическое воспитание младших школьников
2.1 Диагностика эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста
С целью изучения сформированности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста нами было организовано исследование, в котором принимало участие 40 человек. Дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную по 20 человек.
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- подбор диагностического инструментария и определение выборки испытуемых;
- проведение исследования по изучению сформированности этетического воспитания двух испытуемых групп;
- анализ полученных результатов исследования;
- разработка и внедрение программы по улучшению эстетического воспитания младших школьников;
- проведение повторного исследования по изучению сформированности эстетического воспитания двух испытуемых групп;
- анализ полученных результатов при повторном исследовании.
Исследование проводилось в три этапа:
Констатирующий этап исследования: организация и проведение первоначального исследования по изучению исходного уровня сформированности эстетического воспитания у детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап: разработка и внедрение программы с использованием классической музыки как средство эстетического воспитания.
Контрольный этап: организация и проведение повторного исследования по изучению уровня сформированности у детей младшего школьного возраста эстетического воспитания и проверки эффективности проведенной работы.
Для работы нами были использованы следующие методики:
«Я и мир» И.Г. Алмазова
Цель методики – изучение эстетических знаний младших школьников.
Детям предлагается выполнить три задания:
Первое: необходимо из предложенных вариантов картинок выбрать то, что на их взгляд является красивым.
[...]
Заключение
В ходе теоретического анализа научно-методической литературы и проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Младший школьник - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
2. Восприятие музыка является ведущим видом деятельности. Исполнительство и творчество младших дошкольников основывается на ярких музыкальных впечатлениях. Через восприятие музыки дети знакомятся с различными видами, жанрами музыки, узнают тембры музыкальных инструментов и учатся различать голоса, знакомятся с композиторами, музыкальными профессиями, таким образом обогащая свои впечатления.
3. По результатам повторного исследования эстетического воспитания нами было установлено, что у детей контрольной группы произошли незначительные изменения в среднем и низком уровнях (на 5%), но по-прежнему преобладает только средний уровень. Тогда как у детей экспериментальной группы отмечается значительное преобладание высокого уровня и не было выявлено низкого уровня.
Таким образом, по результатам проведенного исследования нами было установлено, что разработанная и внедренная программа принесла положительные результаты, так как уровень эстетического воспитания у младших школьников экспериментальной группы значительно изменился. Дети экспериментальной группы могут выделить достаточно большое количество эстетически значимых объектов, свойств и связей; могут замечать довольно мелкие нюансы, видят идею и замысел; могут дать эстетическую оценку и высказать свое эстетическое суждение; могут установить связь между настроением и эмоциональным содержанием искусства, может четко и правильно применять дифференциацию оттенков для характеристики настроения.
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина. Начальная школа. 2015. №1. С.68-71.
2. Архипова И.Л. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 216 с.
3. Аликина, М.А. Осадчук // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: [материалы науч.-практ. конф. Ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та в рамках Фестиваля науки-2017] - М., 2017. - Вып. 1. - С. 26-32.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. - Казань: -Изд-во Казан, ун-та, 2010. – 41с.
5. Балашова В.А. Об актуальных проблемах педагогики дополнительного образования. Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате – [Под ред. С.М. Низамутдиновой]. – М.: УЦ Перспектива, 2021. – 656 с., С.362-366.
6. Балашова, В.А. О значении декоративно-прикладного искусства в сохранении духовных ценностей. VII Международная научно-практическая конференция Московского педагогического университета (г. Москва, 1-26 апреля 2022 г.). – [Под ред. С.М. Низамутдиновой]. – М.: УЦ Перспектива, 2022.
7. Бердиева А.Я. Понятие эстетического воспитания // В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития. – 2016. – С. 16-18.
8. Бецкой, И. К. Эстетика. / И.К. Бецкой М.: Издательство политической литературы. 2006. – 165 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2015. – 321 с.
10. Борев, Ю.Б. Основные эстетические категории / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2015. – 446 с.
11. Буровкина, Л.А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография / Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2016. –204 с.
12. Бычков, В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН: – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010-231 с.
13. Варава, Л.В. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства: удивительное в камне, сканные узоры, художественная эмаль, кузнечное искусство, ажурное литье, художественное литье из олова, художественная гальванопластика, точение по гипсу, мозаика из дерева, художественная керамика, бисерное рукоделие / В.Л. Варава – Р.-на-Д.: Удача, 2010. – 303 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2016. – 1136 с.
15. Герандоков, М.Х. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие: иллюзии и реальность / М.Х. Герандоков // Вестник Моск. гос. унта культуры и иск-в. – 2017. – № 4. – С. 27–30.
16. Герман, Ш.М. Беседы об эстетике / Ш.М. Герман. – М.: Знание, 2016. – 224 с.
17. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2017. – 480 с.
18. Дзикевич, С. А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2011. – С. 40.
19. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. – М.: Наука, 2016. – 192 с.
20. Джола, Д.Н. Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания: автореф. дис. ... канд философ. наук / Д.Н. Джола. – Киев, 2015. – 28 с.
21. Дубровин, В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2012. – 212 с.
22. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
23. Каган, М.С. Эстетика и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - Л.: Знание, 2012. - 32 с
24. Кириллова, Е.И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности / Е.И. Кириллова //Интернет-журнал «Науковедение». – Выпуск 6. – 2013. – С. 1-9.
25. Киященко, Н.И Эстетическое сознание и процесс его формирования [Текст] / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Л.Н. - М., 2010. –213 с.
26. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. - 48 с.
27. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / A.A. МеликПашаев- М.: Прогресс-традиция, 2010. - 271 с.
28. Печко, Л.П. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе / Л.П. Печко. ‒ М.:Дрофа, 2011. – 109 с.
29. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2015. – 383 с.