Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
1.1 Основные подходы исследования мотивации достижения успеха
1.2 Характеристика мотивации достижения успеха в учебной деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современный учащийся в связи с функционированием в условиях постоянных трансформаций в социальной сфере вынужден выстраивать свои планы, которые бы привели к успешному осуществлению деятельности. Это возможно благодаря сформированной мотивации на достижение успеха и осознанию своих ценностей и установок на будущую карьеру.
Личность учащегося в старших классах в процессе ее развития и обучения приобретает ряд важнейших качеств, позволяющих успешно ставить задачи и решать их. Речь идет о развитых способностях к целеполаганию, высоком уровне притязаний, уверенности в себе, установки на положительные результаты собственной деятельности.
Проблема формирования мотивационной сферы личности современного старшеклассника становится особенно актуальной в психологической науке в настоящих условиях общественного развития. В психолого-педагогической науке рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Проблема изучения мотивационной сферы личности старшеклассника является наиболее востребованной, так как переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием [11, с. 98].
Изучением проблемы мотивации достижения занималась многие зарубежные (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Х.Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс) и отечественные ученые (Т.О. Гордеева, А.А. Реан, М.Ш. Магомед-Эминов, Е.П. Ильин).
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
1.1 Основные подходы исследования мотивации достижения успеха
Проблема мотивации в современной психологии является ключевой. В психологии разными авторами под мотивом понимаются различные образования: некоторые авторы рассматривают его в виде побуждения, другие – намерения ил и потребности, третьи – в качестве свойства личности или состояния.
В своих работах А.Н. Леонтьев рассматривает мотив в виде фундамента личности, побудительного фактора деятельности субъекта, состоящего из социально-психологических, нравственно-этических, социальных аспектов поведения во всех сферах, в чем находит свое воплощение потребность [7, с. 217].
В работах Х. Хекхаузена: «мотив определяется в качестве относительно устойчивых личностных диспозиций, то есть индивидуальных особенностей мотивационного процесса, который порождается ситуационными переменными. Мотивация как побуждение к действию определенным мотивом выступает в качестве процесса выбора из альтернативных действий, которые осуществляют функцию регулирования и направления действие на достижение специфичных для данного мотива целевых состояний, а также поддерживают эту направленность. Иными словами, мотивацией объясняется целенаправленность действия и поведения субъекта» [26, с. 224].
Система разного рода мотивов образуют мотивацию. Согласно С.С. Занюк, мотивация является системой личностных и ситуативных детерминант, которые побуждают субъекта к активной деятельности и обеспечивают успех в данной деятельности [10, с. 96].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучить особенности мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
Объект исследования: мотивация достижения успеха.
Предмет исследования: особенности мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
База и выборка исследования: фактический состав участников исследования составили 30 учащихся 10-х классов: 10 учеников среднеобразовательных, 10 учеников гимназических и 10 учеников лицейских классов.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение особенностей мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить особенности мотиваций достижений у школьников среднеобразовательных, гимназических и лицейских классов.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана [19].
Цель: изучение преобладающего типа мотивации личности: мотивация на достижение успеха или мотивация на избегание неудачи.
[...]
К настоящему времени сложились различные взгляды к объяснению мотивации достижения. Понятие «мотивация достижения» определяется в качестве совокупности мотивов, ориентированных на достижение высокого конкретного результата, приводящего к успеху. Мотивация достижения в зависимости от степени притязаний может быть ориентированной на успех или на неудачу. Мотивация достижения успеха отражает стремление к высоким результатам в деятельности. Субъект, который стремиться достичь успеха, характеризуется сильной мотивацией достижения.
Мотивация достижения изучается психологами с разных сторон: исследуются сущность, структура и механизмы функционирования мотивации достижения; изучается мотивация достижения в учебной деятельности. Мотивация достижения успеха у старшеклассников изучается также в социально-психологическом аспекте, как мотив социального успеха, способствующий достижению значимых результатов в деятельности, в первую очередь в учебной деятельности. Мотивация учащихся старших классов часто неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей учащихся, характера и уровня развития коллектива старшеклассников.
В результате исследования получены следующие результаты. Ученики лицейских классов проявляют самую высокую мотивацию на успех (50%) среди трех типов классов. В гимназических классах также высокий уровень мотивации на успех (30%), но более выраженная тенденция мотивации на успех (40%). Ученики среднеобразовательных классов имеют более выраженную тенденцию мотивации на неудачу (30%) и меньший общий уровень мотивации на успех (30%).
Большинство учеников гимназии и лицея имеют умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха, в то время как ученики общеобразовательных школ обладают средним уровнем такой мотивации.
[...]
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 155 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1974. Вып. 2. – Л.: ЛГУ. – С. 3-15.
3. Близнецова, О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Бизнецова, И.П. Шапенкова // Вестник НГПУ. – 2015. – № 2. – С. 152–156
4. Буянова, М.В. Социально-психологические факторы мотивации достижения: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / М.В. Буянова. – Санкт-Петербург, 2004. – 18 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. – М.: Академия, 2011. – 567 с.
6. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте [Текст] / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 7. – С. 76–80.
7. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
8. Гуцуляк, Б.В. Особенности ценностно-мотивационной сферы студентов на разных этапах профессионального обучения [Текст] / Б.В. Гуцуляк // Вестник Харьковского нац. ун-та внутренних дел. – 2015. – № 2. – С. 31–34.
9. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
10. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг [Текст] / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
11. Зеньковский В. В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академический проект, 2019. – 406 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
13. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1989. – 187 с.
14. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
15. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / Пер. с нем. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
17. Мешкова, И.В. Психологические особенности студентов педагогического вуза с различными ценностными карьерными ориентациями [Текст] / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 56–60.
18. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М., 2001. – 320 с.
19. Невструева, Т.Х. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя [Текст] / Т.Х. Невструева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2006. – № 1. – С. 51-59.
20. Опросник Т. Элерса для изучения уровня мотивации достижения успеха // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2006. – С. 496–502.
21. Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер. А.М. Пятигорский. – СПб., 2003. – 192 с.
22. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 1–15.
23. Реан, А. А. Психология достижения личности / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 426 с.
24. Романов, Р.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) [Текст] / Р.В. Романов, Л.В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
25. Строкун, С.А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов [Текст] / С. А. Строкун // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2014. – № 1. – С. 156–162.
26. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
27. Хохлова, М.А. Определение ценностно-мотивационной сферы студентов [Текст] / М.А. Хохлова, Н.М. Нечай // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2016–2020.
28. Хэлворсон, Х.Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания [Текст] / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
29. Шкуратова, А П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе [Текст] / А.П. Шкуратова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2014. – № 1. – С. 84–88.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Университетская книга, 1996. – 344 с.