Введение
Глава 1 Теоретические аспекты нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Понятие «интонационная выразительность речи»
1.2 Развитие интонационной стороны речи в онтогенезе
1.3 Характеристика интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста с дизартрией
Глава 2 Организация констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов
2.1 Анализ методик диагностики состояния интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
2.2 Исследование состояния интонационной выразительности речи у дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
2.3 Анализ полученных результатов
Глава 3 Логопедическая работа по коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
3.1 Теоретические основы коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрией
3.2 Содержание работы по коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрией
3.3 Организация контрольного эксперимента и анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из направлений развития речи в дошкольном возрасте является работа над воспитанием звуковой культуры речи, важнейшей задачей которого выступает развитие интонационной стороны речи. Роль интонационной стороны речи трудно переоценить, так как она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего. Процесс развития интонационной стороны речи является особенно важным и необходимым ы период ребенка дошкольного возраста.
Хотелось бы отметить, что дошкольный возраст представляет собой период активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Можно считать, что именно дошкольный возраст представляет собой наиболее благоприятный период для решения коррекционных задач, что в дальнейшем будет фундаментом для успешного усвоения детьми школьной программы.
В педагогической литературе отмечается, что интонационная выразительность речи является одной из сторон овладения звуковой стороной языка и звуковой культуры речи в целом. В связи с этим целесообразно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте, так как она способствует развитию связной речи, позволяет избегать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи, которые влияют на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
В настоящее время большое количество детей дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Одним из них является дизартрия. Это нарушение наиболее популярно среди детей дошкольного возраста. Оно сопровождается сложным комплексом симптомов и, в некоторых случаях, низкой эффективностью коррекции. Исследование дизартрии долгое время проводилось с клинической, физиологической, психологической, психолингвистической и психолого-педагогической позиций (И.Ю. Абелева, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Широко известно, что при дизартрии страдают все составляющие интонационной стороны речи. Некоторые отечественные и зарубежные эксперты считают дизартрию главным образом просодическим дефектом (Г. Бергман, М. Вингейт).
Коррекционная логопедическая работа по формированию свободной здоровой речи у детей с дизартрией должна включать в себя развитие просодических средств речи, что предполагает использование широкого арсенала средств для выражения своего отношения к высказыванию, проявления личного темперамента и придания речевой яркости выразительности.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты нарушений интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Понятие «интонационная выразительность речи»
Интонация – одно из важнейших средств выражения речи. Сам термин «интонация» происходит от латинского «intonatio». Это слово образовано от глаголов «интоно», «интонаре» – «говорить вслух».
Ряд отечественных исследователей, таких как О.С. Ахманова, Т.С. Богомазова, Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина, С.В. Кодзасов, О.Г. Козьмин, П.С. Кузнецов, Л.И. Хицко, считают, что интонация – довольно общее понятие, включающее просодические элементы. Так, например, по мнению О.С. Ахмановой и М.А. Поваляевой под интонацией понимается «совокупность систематически определенных просодических характеристик речи, включающих в себя частоту основного тона, интенсивность и длительность, которые в плане восприятия соответствуют мелодической, мощной и временной составляющим» [4, с. 54]. Это широкое понимание интонации.
В более узком смысле термин «интонация» может быть синонимом мелодики. Интонация – это разновидность речевой мелодики, выражающаяся в гибкости голоса человека [6, с. 87]. Интонация – мелодический оборот с выразительным смыслом. Также под интонацией понимается система изменения относительной высоты слогов, слов, фраз и всего произношения [3, с. 65]. По определению Л. В. Щербы, интонация – это мелодика, то есть музыкальное движение голоса при речи.
Л.Р. Зиндер считает, что интонация – это ритмико-мелодический образец речи, сложное единство речевой мелодии, ритма, темпа, тона речи, фразового и логического ударения, пауз. Н.Д. Светозарова, напротив, подчеркивает, что понятие интонации включает «сущностный аспект» [16, с. 143].
Л.З. Андронова отмечает, что интонация – это звуковая форма произношения, система изменения громкости, высоты и тембра голоса, организованная по темпу, паузам, ритму и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также содержание речи и обстановка.
А.С. Никифоров говорит, что интонация – это совокупность речевых нюансов (звучность, мелодия, тембр, темп, ударение), обычно пропорциональных ее смысловому содержанию и передающих эмоциональное состояние говорящего [12, с. 68]. В лингвистический энциклопедический словарь, а также в пояснительный словарь Ожегова добавлены следующие компоненты: интенсивность и продолжительность. А в Оксфордском толковом словаре психологии интонация считается общим термином, который охватывает модуляцию голоса, модели ударения, повышение и понижение тона во время речи.
[...]
Глава 2 Организация констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов
2.1 Анализ методик диагностики состояния интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
С целью изучения интонационного состояния собственной речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией были изучены методики Е.Ф. Архиповой, Ю.О. Филатовой, О.И. Лазаренко, И.А. Поваровой и Е.В. Лавровой. На основе проанализированных методик составлена программа исследования состояния интонационной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Диагностические задания направлены на изучение компонентов интонационной стороны речи (автор Е.Ф. Архипова):
1. Темп.
а) Определить способность ребенка воспроизводить и поддерживать заданный темп (в течение определенного периода времени) для поддержания заданного темпа движений рук, показанных логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движение мысленно, а при следующем сигнале показать, на каком движении остановился испытуемый.
б) Изучить способность ребенка изменять скорость речи на обрабатываемых словах (считая с изменением темпа).
в) Определить способность ребенка слышать и использовать желаемую скорость речи в стихотворении в соответствии с содержанием текста (прослушать три стихотворения и скажите, в каком темпе читать на основе текста). Педагог читает три стихотворения в разном темпе, ребенок должен определить темп чтения материала (исходя из содержания).
2. Ритм.
а) Определить, способен ли ребенок самостоятельно воспроизводить текст, имитируя отдельные удары, посредством простых ударов, ярко выраженных ударов. «Слушайте и повторяйте удары (постукивание) за мной. Слушайте, какие удары и сколько я раз ударю, и повторяйте за мной».
б) Изучать ритмические ряды речи с учетом метрических знаков слогов, слов, синтагм. Воспроизведение слогового ритма речи по метрическим знакам. Воспроизведение синтагматического ритма во фразе, состоящей из трех двусложных слов.
в) Обнаружение способности ребенка распознавать ритмико-интонационный образец фразы (послушайте, как я произношу две фразы без слов (используя слоги та-та-та или постукивание). Узнайте, какая фраза произносится первой, а какая второй.
г) Обнаружение способности ребенка самостоятельно передавать ритмико-интонационный образец и хлопать в ритме песни (прочтите песню и повторите ее).
3. Тембр.
[...]
Глава 3 Логопедическая работа по коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
3.1 Теоретические основы коррекции нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрией
Формирование интонационной выразительности речи является составляющим компонентом воспитания звуковой культуры речи и предполагает овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Задача формирования интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить дошкольников изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, применять паузы, пользоваться логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно и осознанно выражать свои мысли и чувства.
Г.В. Гуровец считает: обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности. Следует учитывать, что без умения правильно произносить звуки речь дошкольников не может быть выразительной. Но правильно произношение звуков не гарантирует внятной, выразительной дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять развитию у ребенка отчетливого, внятного звукопроизношения [11, с. 67].
Сформированные навыки овладения артикуляционным аппаратом создают предпосылки для формирования естественного темпа речи, что указывает на необходимость развития артикуляционного аппарата. Этому способствует артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на улучшение подвижности органов артикуляции, увеличения объёма и силы движений, выработку точности позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Л.В. Лопатина: совершенствование звуковой стороны речи, а именно четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения правильно пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания представляет собой необходимый этап подготовки к формированию выразительной речи.
В современной практике учреждений дошкольного образования формирование интонационной стороны речи должно осуществляться по следующим направлениям:
– выявление сформированности интонационной стороны речи дошкольников;
– знакомство дошкольников с компонентами интонации (темп, тембр, ритм, паузы, логические ударения);
– разработка системы упражнений, способствующей развитию интонации;
– развитие психических функций (память, внимание к своей и чужой речи) [22, с. 84].
[...]
Заключение
Интонационная сторона речи человека – явление сложное и неоднозначное. Под интонацией понимается совокупность средств организации звука, устной речи, таких как мелодика, темп, ритм, тон, логическое ударение, высота и сила голоса. Это не только средство выражения, но и важное средство формирования высказывания и раскрытия его значения.
Интонационными средствами выразительности речи являются: мелодика, темп, паузы, силы и высоты голоса, ритм и тембр, логическое и фразовое ударения. Формирование интонационных средств в онтогенезе осуществляется следующим образом: в первые годы ребенка речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи представляет собой неконтролируемое ребенком отражение отношения к миру. Тембровые дифференциации мелодичности высказываний начинает воспринимать к 1,5 годам. Становление вопросительной интонации происходит на 2 году жизни; фразового ударения заканчивается к 1 году 11 месяцам. Интонация перечисления появляется к 2 годам 3 месяцам. Максимальное использование интонационных средств детьми проявляется к 2,5 годам. Интонационной выразительностью речи дети, как правило, овладевают к 5 годам. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) дети способны воссоздавать разнообразные интонации благодаря умениям изменять высоту голоса и ритм речи.
Дети дошкольного возраста с дизартрией являются непохожей по уровню речевого развития группой, в ее состав входят дети не только с высоким, но и с низким уровнем речевого развития, это нужно учитывать для развития интонационной выразительности речи.
При исследовании интонационной стороны речи было обнаружено, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушается речевое дыхание и связанное с ним слияние речи. В результате происходит потеря звука и мощности голоса, изменение режима работы голосовых связок. У большинства обследованных детей ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно ускоряется, после произнесения определенных слогов или слов ребенок делает неглубокий вдох, а активный выдох укорачивается. Это приводит не только к темпо–ритмическим нарушениям произношения речи, но и к немодуляции голоса по высоте и силе. Проанализировав результаты исследования, мы видим, что уровни сформированности интонационной стороны речи у детей экспериментальной группы и детей контрольной группы различаются. Результаты эксперимента показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с дизартрией недостаточно развиты все компоненты интонационной стороны речи. Проблема формирования интонации у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является одной из центральных, поскольку в структуре дефекта при нарушениях речи нарушается не только произношение звука, но и формирование всех компонентов интонационной стороны речи. Сделан вывод, что интонационная сторона речи детей контрольной группы развивалась в соответствии с возрастной нормой. Развитие интонации речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией намного ниже, чем у детей старшего дошкольного возраста в норме.
[...]
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артёмова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. –216 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2009. – 319 c.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебн. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд., 2009. – 287 с.
5. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие Н. М. Борозинец. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
6. Бородина, О. Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения / О. Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 23-27.
7. Вавилина, Н. Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР / Н. Т. Вавилина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2015. – № 1. – С. 18-21.
8. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. –165 с.
9. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
10. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Метод. пособие / Г. Г. Голубева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2000. – 60 с.
11. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. – М., 1978. – С. 27-37.
12. Давлеткулова, Г. Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе / Г. Ш. Давлеткулова // Вестник Адыгейск. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 1-4.
13. Дружинина, Е. В. Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Е. В. Дружинина // Вестник Майриского гос. ун-а. – 2015. – № 3 (18). – С. 13-15.
14. Емельянова, Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л. Ф. Емельянова // Школьный логопед. – 2. – 2004. – С. 19.
15. Ермакова, М. А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / М. А. Ермакова. – М.: МПГУ, 2013. – 16 с.
16. Зимняя, И. А. Речь как интермодальный процесс / И. А. Зимняя // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1976. – С. 173-178.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 32 с.
18. Кантер, Л. А. Системный анализ речевой интонации : учебное пособие / Л. А. Кантер. – М.: Высшая школа, 1988. – 128 с.
19. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина. – Москва, 2000. – 172 с.
20. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007.
21. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 151 с.
22. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
23. Лукаш, О. Л. Развитие интонационных средств у детей / О. Л. Лукаш // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 19-1. – С. 67-72.
24. Попова, Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. В. Попова. – М., 2009. – 185 с.
25. Пронникова, Н. В. К вопросу о функциях интонации / Н. В. Пронникова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1131-1135.
26. Смаль, В. Н. Словарь терминов и понятий по методике развития речи детей дошкольного возраста / В. Н. Смаль. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 96 с.
27. Спирина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционного формирования интонационных процессов у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью: автореф. дис. … канд. пед. наук: 44.04.03 / Е. А. Спирина. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 17 с.
28. Тебенова, К. С. Условия обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста // К. С. Тебенова, Н. Ш. Ахметова, К. М. Туганбекова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 203-206.
29. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.
30. Учамбрина, В. С. Приемы логопедической работы по формированию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР / В. С. Учамбрина // Успехи науки 2017: сборник материалов X-ой международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 169-170.