Введение
Глава 1 Теоретические аспекты коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1 Сущность и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Направления коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2 Изучение состояния устной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1 Организация и методы исследования состояния устной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2 Анализ результатов исследования состояния устной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.3 Методические рекомендации по организации взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем по вопросам коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования определяется увеличением количества детей, у которых выявлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Данное речевое нарушение может в дальнейшем усугублять обучение ребенка в школе и затруднять овладение чтением и письмом. Дошкольные образовательные учреждения играют важную роль в воспитании и подготовке детей к школе. Поэтому актуальной становится проведение систематической коррекционной работы на логопедическом пункте дошкольной образовательной организации.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это «расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков». В качестве ведущего дефекта является нарушение процесса фонематического восприятия, что приводит к нарушению как восприятия звуков, так и их произношения.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нарушение речи проявляется в дефектах произношения звуков, а также в нарушении фонематического восприятия. В итоге ребенок с подобным речевым нарушением может заменять звуки более упрощенными по артикуляции, в разных формах речи может наблюдаться замена звуков, могут быть явления искаженного произношения разных звуков.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. В литературе нет данных, свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями. На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я. Ларионова, Т.А. Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.
Глава 1 Теоретические аспекты коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1 Сущность и особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного психологического становления на основе условий, которые сформированы в раннем детстве. Данные условия и психологические особенности включают в себя определенные признаки и структурные особенности в рамках оценки психологического развития. Данные особенности возникают на основе различных факторов, которые включают в себя различные формы познания и интеграции в различных видах деятельности. М.М. Алексеева отмечает: «процессы развития психофизиологических функций на основе личностных организации перерастают в сложные психосоциальные формы, такие как личность и структурные элементы личности, такие как характер, общение, способности и склонность. Процессы развития и социализации организации личности в высокой степени выражены на психофизиологическом уровне на основе познавательных функций и психомоторных навыков. Формирование новых уровней психологического функционирования позволяет ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни» [1, с. 44].
По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольное детство – это период, когда ребенок все больше приобщается к реальному миру окружающих его людей; в своей деятельности, прежде всего в игре, которая теперь выходит за узкие рамки манипулирования с предметами ближайшего окружения и общения с людьми ближайшего окружения, ребенок вникает в более широкий мир и осваивает его в практической форме. Шестилетний ребенок может быть вполне способен читать и в некоторых случаях может быть более осведомленным. Однако это само по себе не устраняет и не может устранить детскую, истинно дошкольную природу ребенка; скорее, что-то детское окрашивает все его знания [11, с. 120].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой определенные процессы нарушения процессов формирования артикуляционного аппарата в рамках речевых нарушений, которые включают дефекты восприятия и артикуляции тех или иных фонем.
Глава 2 Изучение состояния устной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1 Организация и методы исследования состояния устной речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Целью эмпирического исследования стало выявление уровня сформированности фонематического анализа и синтеза детей у дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– выявить уровень сформированности восприятия и дифференциации звуков;
– выявить уровень сформированности умений фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
– выявить уровень сформированности умений звуко-слогового анализа и синтеза.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
– подобрать методы и методики для определения уровня фонематического анализа и синтеза в исследуемых выборках;
– определить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
– предложить методические рекомендации по организации взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем по вопросам коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Эмпирическое исследование состояния уровня фонематического анализа и синтеза дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе ГУО ….
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (5 мальчиков и 5 девочек). Возраст учащихся: 5-7 лет. В исследовании принимали участие 10 детей с нормотипичным развитием.
[…]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что фонетико-фонематическое нарушение речи представляет собой нарушение процессов произношения с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Наличие данного нарушения у детей старшего дошкольного возраста формирует представление о недостаточном уровне сформированности мыслительных и познавательных процессов. Основными особенностями с точки зрения психолого-педагогического анализа является несформированность и нестабильность внимания, а также нарушение познавательной и мыслительной деятельности.
В результате логопедической работы в дошкольной образовательной организации к концу периода обучения у детей старшей группы должно быть сформировано правильное произношение всех звуков, фонематическое восприятие и слух. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть умением звуко-буквенного анализа и синтеза. Дети должны уметь использовать в связной речи разные лексико-грамматические конструкции, то есть использовать как простые, так и сложные предложения. Все это обеспечит успешное обучение в школе и освоение чтения и письма. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста проводится в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации. Для логопедического пункта выделяется отдельно оборудованный кабинет. Занятия проводит логопед. Зачисление в логопедический пункт реализуется по итогам психолого-медико-педагогической комиссии. В условиях логопедического пункта предусмотрены индивидуальные и подгрупповые занятия.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: все дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове; при повторении слогов с оппозиционными звуками; при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, а также при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении; произношение свистящих звуков нарушены у детей экспериментальной группы, щипящих звуков; ламбдацизм отмечается у детей, ротацизм – у всех детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
[…]
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / В. И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 278 с.
2. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Детство–пресс, 2001. – 116 с.
3. Богомолова, А. Н. Нарушение произношения у детей / А. Н. Богомолова. – М.: Просвещение, 2011. – 45 с.
4. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб.: Питер, 2013. – 236 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.: / А.Н. Гвоздев – М.: Академия, 2011. – 277 с.
7. Григорьева, О. Ф. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / О. Ф. Григорьева, Л. В. Никифорова, А. В. Черкашина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – № 3. – С. 191-200.
8. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М.: Академия, 2012. – 236 с.
9. Елфимова, Е. М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Е. М. Елфимова // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8. – C. 30-38.
10. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. – 2014. – № 6. – С.17-45
11. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М.: Медгиз, 2012. – 123 с.
12. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева. – Санкт–Петербург: Союз, 2010. – 160 с.
13. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. —2018. – № 1. – С. 120–123
14. Орфинская, В. К. О воспитании фонологически представлений в младшем школьном возрасте // Ученые зап. ЛГПИ им. Герцена. – л., 1946. Т.53. С.44–52
15. Ушаков, Т. Н. речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова, отв. ред. В. Д. Шадриков; АН СССР, Ин–т психологии. – М.: Просвещение, 2009. –210 с.
16. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
17. Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей / Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. : Академия, 2009. – 200 с.
18. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
19. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 1999. – С. 331-344.
20. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: / Д. Б. Эльконин; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 4–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.