Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и значение формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.2 Объем представлений детей дошкольного возраста в рамках основ здорового образа жизни
Глава 2 Методические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.1 Методика формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.2 Система работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Практическая часть
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена повышенным вниманием к сохранению здоровья населения. Она тесно связана с соблюдением правил здорового образа жизни, который является эффективным профилактическим средством различных нарушений здоровья. Воспитание культуры здорового образа жизни начинается с детства, важно научить детей соблюдать правила здорового образа жизни, ценить здоровье. В условиях современной образовательной программы дошкольных образовательных учреждений важно создать оптимальные условия для воспитания культуры здорового образа жизни. Формирование культуры здорового образа жизни не ограничивается способами укрепления физического здоровья и профилактики заболеваний.
Решение этой задачи во многом зависит от нравственного воспитания, которое формирует положительные личностные качества и осознанное принятие принципов здорового образа жизни. Поэтому среди основных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста особое место занимает формирование основ здорового образа жизни. Сюда входит формирование знаний о способах сохранения здоровья, соблюдение правил гигиены, ухода за телом, регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание. При этом важно сформировать не только набор знаний о здоровом образе жизни, но также сформировать внутреннюю мотивацию к соблюдению правил здорового образа жизни.
Такие белорусские ученые как Н.Э. Власенко, Л.Д. Глазырина, В.М. Куликов, Л.В. Назарова, В.А. Шишкина и другие, утверждают, что формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста. Для этого у детей необходимо формировать здоровые стереотипы поведения и предупреждать появление вредных привычек. Взрослые должны подавать детям личный пример, давать знания о влиянии агрессии, гнева, лени, недоедания, а также неправильного питания на организм. Так как ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Поэтому игра как ведущий вид деятельности широко используется в процессе обучения старших дошкольников. Поэтому представляет научный интерес изучение практических возможностей использования игры в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и значение формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Здоровый образ жизни входит в общую категорию понятия «образ жизни» и включает в себя условия, благоприятные для жизнедеятельности человека, предполагает определенный уровень культуры, в том числе поведенческой, сформированные гигиенические навыки, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, способствовать профилактике развития нарушений здоровья и поддерживать оптимальный показатель качества жизни.
Анализ научно-методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе, выявляет многообразие подходов и неоднозначность в определении характера и компонентного состава культуры здорового образа жизни.
Отчасти это связано с тем, что к этому предмету подходят с более высокого уровня культурной теории. Однако в литературе часто встречаются противоречивые взгляды на культуру. «Культура» означает определенные виды человеческой деятельности, а также средства, методы и результаты, созданные в обществе, которые представляют ценность как для отдельных лиц, так и для общества в целом. С точки зрения культуры, человек изображается как носитель, потребитель и создатель [11, c.32].
В нашем опыте мы используем следующий культурный термин. Культура - это особый способ организации и развития жизнедеятельности человека, который выражается в продуктах материального и интеллектуального труда, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, во всей совокупности отношений человека с природой, друг с другом и с самим собой [6, c.23].
Проблемы определения сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни отчасти связаны с неоднозначностью трактовки сущности термина «здоровье», который является основной категорией в проблеме здорового образа жизни. Разнообразие в определении этого термина отражает неоднозначность самого человека, многообразие его природы.
[...]
Глава 2 Методические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
2.1 Методика формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
В процессе формирования у дошкольников основ здорового образа жизни и правильного отношения к собственному здоровью уместны игры; просмотр фильмов, мультфильмов с родителями или самостоятельно; чтение и обсуждение художественной литературы; проведение викторин, прогулок, дней здоровья, спортивных праздников. Это самые интересные занятия для дошкольников, и в этом процессе наиболее эффективно формируется необходимое отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы, а именно во время физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных упражнений, элементов релаксации и т.д., закладываются основы физических, психических и нравственных качеств детей, развивается самостоятельность и творчество.
Необходимо уделять серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта и зубами, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Охарактеризуем основные составляющие здорового образа жизни.
1. Рациональный режим. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При верном и строгом следовании ему формируется четкий ритм жизнедеятельности организма. А это в первую очередь создает наиболее благоприятные условия для работы и восстановления сил, тем самым укрепляя здоровье. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни ребенка. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Во время режимных процессов необходимо придерживаться некоторых правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (это касается сна, питания). Здоровый сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человеческого существа, и особенно личности ребенка. Именно во время сна происходит сложнейшая работа, по результатам которой развивается мозговая деятельность, развивается тело. Необходимо стараться максимально соблюдать режим сна и бодрствования [18, с.94].
[...]
Заключение
Здоровый образ жизни позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья. Здоровье представляет собой важнейшую ценность для любого человека.
Причем не только отдельного человека, но и в целом всего общества. Здоровье позволяет достичь поставленных целей, продуктивно работать, решать жизненные задачи, преодолевать сложности, а если необходимо, то и выраженные перегрузки.
Обобщив теоретические положения авторов по проблеме развития ребенка старшего дошкольного возраста, следует учитывать следующие особенности при формировании основ здорового образа жизни: особенности развития познавательных процессов и речи, которые связаны с успешностью освоения знаний о здоровом образе жизни; особенности развития эмоциональной сферы, которые позволят сформировать положительное отношение к здоровью; особенности развития личностно-мотивационной сферы, которые будут определять формирование внутренних установок и готовности к соблюдению правил здорового образа жизни.
При выборе методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ здорового образа жизни следует опираться на ведущий тип деятельности в данный период – игру. Поэтому формирование основ здорового образа жизни наиболее органично и доступно будет реализовано именно в процессе игр. В формировании основ здорового образа жизни могут быть эффективны игры-путешествия, игропластика, игровой массаж, которые включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывают определённое воздействие на ребёнка, решает конкретные задачи программы.
Отношение дошкольника к своему собственному здоровью является фундаментом, на котором можно будет построить здание надобности в здоровом образе жизни. Основными компонентами здорового образа жизни являются: правильное питание, рациональный режим, рациональная двигательная активность, сохранение стабильного психоэмоционального состояния, закаливание организма, соблюдение правил личной гигиены. В работе, которая направлена на процесс вырабатывания знаний о здоровом образе жизни у дошкольников все приемы взаимодействия с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Приемы организации процесса обучения также могут быть различными: занятия группе и на природе, экскурсия, занятия в форме путешествий, праздников, игр, викторин и др.
[...]
1. Арсланбекова, Э.М. Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни / Э.М. Арсланбекова // Инновационный потенциал молодежи: спорт, культура, образование. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – С. 80–85.
2. Борисова, Т.С. Валеология: учебное пособие / Т.С. Борисова. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 352с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
5. Гайтян, С.В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения / С.В. Гайтян // Образование и воспитание. – 2018. – № 5 (20). – С. 1-3.
6. Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание и развитие ребенка: учебно-методическое пособие / Л.Д. Глазырина. – Минск: БГПУ, 2009. - 291 с.
7. Дедулевич, М.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.-метод. рекоменд. / М.Н. Дед. улевич, В.А. Шишкина. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2013. – 160 с.
8. Дрибинский, П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П.Л. Дрибинский // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 28-33.
9. Дунец, Е.Л. Образ жизни и здоровье детей / Е.Л. Дунец, Т.И. Аникеева // Здаровы лад жыцця. – 2003. – № 5. – С. 52–55.
10. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
11. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
12. Кобринский, М.Е. Формирование физической культуры личности и культуры здоровья как медико-педагогическая проблема / М.Е. Кобринский // Мир спорта. – 2006. – № 1. – С. 66-69.
13. Куликов, В.М. Здоровый образ жизни: основные термины, понятия и определения / В.М. Куликов. – Гродно: ГГАУ, 2006. – 80 с.
14. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах / Р.И. Купчинов. – Минск: БНТУ, 2006. – 279 с.
15. Науменко, Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования / Ю.В. Науменко // Валеология. – 2006. – № 3. – С. 44-52.
16. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010. – 504 с.
17. Ростовцев, В.Н. Культура здоровья: структура и формирование / В.Н. Ростовцев, С.П. Винокурова. – Здравоохранение. – 2001. – №4. – С.9-12.
18. Сазонов, А.Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А.Н. Сазонов, В.А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2005. – № 3. – С.4 - 8.
19. Саскевич, А.П. Комплекс средств физической культуры, направленный на улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей / А.П. Саскевич, О.В. Хижевский // Весцi БДПУ. – 2017. – Серыя 1. – №4. – С. 22-28.
20. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.08.2022. – Режим доступа: https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf
21. Хижевский, О.В. Закаливание в системе физического воспитания / О.В. Хижевский // Весцi БДПУ. – 2017. – Серыя 1. – №3. – С. 51– 58.
22. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
23. Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респуб. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию социально-педагогического факультета, Брест, 29–30 мая 2009 г. – Брест: БрГУ, 2009. – С. 238 –243.
24. Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин; под ред В.Н. Шебеко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 98 с.
25. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Высшая школа, 2010. – 384 с.
26. Шишкина, В.А. Методика физического воспитания: учеб. пособие / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Минск: Літаратура і Мастацтва, 2011. – 176 с.
27. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шухатович // Энциклопедия социологии. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 330 с.
28. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 416 с.
29. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С.12 - 14.
30. Якуш, Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания / Е.М. Якуш. – Минск: БГУФК, 2010. – 83 с.