Реферат
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения творчества Чайковского на уроках музыки
1.1 Особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Значение музыки в воспитании детей младшего школьного возраста
1.3 Жизнь и творческий путь П.И. Чайковского
Глава 2 Влияние творческого наследия П. И. Чайковского на младшего школьника
2.1 Музыка П. И. Чайковского для детей
2.2 Особенности симфонического творчества, вторая симфония Чайковского
2.3 Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе анализа музыкальных фрагментов балетов П.И. Чайковского
Заключение
Список использованных источников
Введение
Музыкальное воспитание младших школьников все чаще становится одной из главных задач общественного внимания, что дает простор для полноценного решения нескольких важных аспектов музыкального и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкального и нравственного воспитания младших школьников ставит перед учителями проблему поиска путей наилучшего решения проблемы развития различных склонностей детей. Рост интереса и внимания к моральным и культурным проблемам детей наглядно отражается в расширении сферы морального влияния. Мораль – это уже не просто наука о красоте в искусстве и жизни. Сегодня она фактически вторгается во все сферы жизни, не как внешнее украшение, а как неотъемлемая часть ее внутреннего содержания.
Наследие – это не просто реликвия. Шедевры, созданные композитором, легли в основу русского музыкального репертуара в XIX веке и обрели жизнь за рубежом. Сегодня они являются неотъемлемой частью мировой культуры. Имя Чайковского тесно связано с русским музыкальным образованием и музыкальным просвещением. Произведения Чайковского исполняются на сценах всех музыкальных театров России и за рубежом. Они исполняются всеми оркестрами, ансамблями, хорами и солистами.
Актуальность этой темы заключается в том, что музыка является одним из богатейших и наиболее эффективных средств эстетического воспитания, оказывающим очень мощное эмоциональное воздействие и развивающим чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному и музыкальному наследию, дети усваивают стандарты красоты и перенимают ценный культурный опыт поколений. В процессе восприятия музыкальных образов у ребенка развивается своего рода сострадание, он не возвысится в своей повседневной жизни, да и не возвысится никогда.
Воспитательные возможности музыки заключаются в том факте, что многие выдающиеся идеи прошлого признавались древнейшим видом искусства. Важность влияния музыки на личность отмечали древние философы: Аристотель, Пифагор, Платон.
[...]
Глава 1 Теоретические основы изучения творчества Чайковского на уроках музыки
1.1 Особенности детей младшего школьного возраста
Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психо–физиологических признаков в том или ином возрасте.
В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:
1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности;
2) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.
Определение границ этих периодов является условным, поскольку в этом отношении существует большая вариативность. В то же время следует помнить, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как слабость адаптации к определенному возрасту, поскольку благодаря этой адаптации они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей определенного возраста, при этом учитывается мотивация перехода в следующую возрастную группу.
К 7 годам ребенок достигает уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас мыслей и понятий, уровень развития мышления и речи, желание ходить в школу — все это создает предпосылки для систематического обучения.
[...]
Глава 2 Влияние творческого наследия П. И. Чайковского на младшего школьника
2.1 Музыка П. И. Чайковского для детей
Детская музыка – это музыка, предназначенная для прослушивания или исполнения детьми. Его лучшие образцы характеризуются конкретным, ярким поэтическим содержанием, образностью, простыми и понятными формами. Инструментальная детская музыка характеризуется программированием, образными элементами, звукоподражаниями, танцами, маршами, простыми музыкальными текстурами и зависимостью от фольклора.
Народные сказки, картины природы и образы животного мира часто ложатся в основу детских музыкальных произведений. Существуют различные виды детской музыки – песни, хоры, инструментальные произведения, оркестровые произведения, музыкальные и сценические произведения. Произведения, рассчитанные на выступление детей, соответствуют их исполнительским способностям. В вокальных произведениях учитывается диапазон звучания, особенности звукообразования и дикции, подготовка хора, а в инструментальных произведениях – степень технической сложности.
Спектр музыкальных произведений, с которыми дети могут соприкасаться и исполнять в детской аудитории, гораздо шире, чем сама область детской музыки. Примером классической детской музыки является сборник детских песен, фортепианный «Детский альбом» Чайковского.
Перед созданием «Детского альбома» у него был длительный обмен мнениями с глухонемым учеником Чайковского Колей Конради. Именно с ним и его братом была проведена часть зимы 1877–1878 годов. Они втроем посещали достопримечательности и путешествовали. В прошлом мир ребенка Чайковского был его собственным детским воспоминанием, общением с семьей Давыдовых из Каменки. В Швейцарии и Италии Чайковский провел много времени с Колей, окунулся в мир мальчишеских интересов, наблюдал за его взрослением, был свидетелем его реакции на впечатления, вызванные путешествием, и непосредственно наблюдал за детьми.
[...]
Заключение
Поступление детей в начальную школу – это изменение системы повседневной жизни, изменение психологии, вызванное ответственным отношением к процессу школьного обучения, а также изменение морально–воспитательной атмосферы, поскольку дети продолжают на новом уровне осмысливать опыт, накопленный в духовном становлении на протяжении веков.
Невозможно не затронуть специфику музыкальных произведений специалистов и учителей начальных классов, а также младших школьников. Если специалисты–педагоги несут огромную профессиональную музыкальную нагрузку, позволяющую им полностью решить проблему музыкальной педагогики начальной школы, то учителя начальных классов будут обладать глубокими профессиональными знаниями психологии младшего школьника, понимать его личные положительные и отрицательные личностные характеристики и смогут организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли отрицательная сторона сровнена с землей, а положительная укреплена. Симбиотические отношения между музыкальными и педагогическими специальностями могут оказать отличную поддержку в области музыкального образования.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и трансформаций, которые происходят с личностью ребенка. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к социальным факторам, формирующим благоприятные условия для определенных психологических качеств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом воспитания положительных черт личности, включая гражданственность и патриотизм.
Младший школьный возраст – это период, когда личность ребенка позитивно меняется. Он очень чувствителен к развитию положительных личностных качеств. Формирование самостоятельности, нравственности, активности, устойчивых интересов и возникновение познавательных мотиваций предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
[...]
1. Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Я неуч! – 2013. – Режим доступа: https://www.yaneuch.ru/cat_13/vliyanie–muzyki–na–razvitie–detej/177596.1989492.page2.html.
2. Дмитрюкова Л.В. «Детский альбом» в творчестве П.И. Чайковского. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль – «Музыка». Саратов, 2019. 65с.
3. Жизнь и творчество П.И.Чайковского [Электронный ресурс] / ТурбоРеферат. – Окользина С.А. – Нижний Новгород,2011г. – Режим доступа: https://www.turboreferat.ru/culture/zhizn–i–tvorchestvo–pichajkovskogo/58759–300234–page1.html.
4. Значение музыки в воспитании детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Сергин Ю.Д. / Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина – г. Тамбов. – Режим доступа: https://tsutmb.ru/nauka/internet–konferencii/2016/akt–problemi–skd/3/sergin.pdf.
5. Медушевский В.В. Духовно–нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант–педагог»). – 2001.–№6. – С. 12–20.
6. Музыкально 1.3 –педагогическое наследие П.И. Чайковского [Электронный ресурс] / MyUniverCity – 2012. – Режим доступа: https://www.myunivercity.ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE–%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D0%98_%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/65509_1417143_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html.
7. Музыкальное воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Файловый архив студентов. – Финансовый университет при Правительстве РФ, 2014. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/1493250/.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», – 2006.
9. Надеева, М. А. Влияние музыки на духовно–нравственное развитие ребенка / М.А. Надеева, О.А. Лучинина // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 364 – 369.
10. П .И.Чайковский – жизненный и творческий путь [Электронный ресурс] / Студопедия – 2015 – Режим доступа: https://studopedia.ru/8_31463_p–ichaykovskiy––zhiznenniy–i–tvorcheskiy–put.html.
11. Приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И.Чайковского как средство развития познавательных УУД [Электронный ресурс] / Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – Байгузина М. В. – Челябинск, 2019. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1183863/page/kursovaya–rabota.
12. Роль музыкального искусства в воспитании школьников [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – Бабаянц И. Ю., 2021. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/690383.
13. Симфоническое творчество П.И. Чайковского на примере Второй симфонии: сравнительный анализ вариаций финала и симфонической фантазии «Камаринская» М.И. Глинки» [Электронный ресурс] / ИнфоУрок. – Чой Ирина – Якутск, 2015 г. – Режим доступа: https://infourok.ru/kursovaya–rabota–simfonicheskoe–tvorchestvo–p–i–chajkovskogo–na–primere–vtoroj–simfonii–sravnitelnyj–analiz–variacij–finala–i–si–4072650.html.
14. Чайковский, как феномен русской музыкальной культуры второй половины 19 века [Электронный ресурс] / Ершова С.В. – с.Большое Нагаткино, 2016. – Режим доступа: https://bdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217313820/met.razr.er.pdf.
15. Чекина, Е.В. Теория духовно–нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.