Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения типов темперамента детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие типов темперамента
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности типов темперамента детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование типов темперамента детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психологической науке большое внимание уделяется процессам развития личности на основе системы индивидуальных личностных характеристик. Темперамент представляет собой определенную совокупность индивидуальных и психологических особенностей личности в рамках оценки динамических и эмоциональных аспектов поведения и деятельности. Темперамент по мнению исследователей является врожденной биологической характеристикой на основе развития показателей учебной и воспитательной работы в целом.
Именно дошкольный возраст представляет собой важный период развития личности ребенка. Необходимо отметить, что каждый ребенок может определяться как индивидуальная м уникальная личность в целом. Темперамент развивается и формируется как конкретная система индивидуально-личностных характеристик, отражающих процессы возбуждения и торможения. Данные особенности играют важную роль в системе развития личности ребенка. Основными исследователями развития темперамента у детей являются такие как В.В. Белоус, Е. Дзятковский, А. Сиротюк, Т. Смирнова и т.д. Данные исследователи указывали на развитие эмоциональной сферы личности в рамках индивидуализации и дифференциации личности ребенка.
Развитие темперамента у детей дошкольного возраста способствует формированию индивидуального подхода к вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Темперамент определяется системой изучения анатомо-физиологических и психических особенностей каждого отдельно взятого ребенка. Именно факторы развития личности на основе темперамента способствуют выбору определенного типа взаимодействия с детьми на основе реализации образовательных программ с опорой на индивидуальные психологические особенности детей дошкольного возраста. Необходимо выделить определенные особенности темперамента и основы его формирования именно в рамках дошкольного возраста.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения типов темперамента детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие типов темпераментаВ словаре темперамент определяется как «совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении» [13, с. 106]. Изучение темперамента как психологической категории основано на трудах Гиппократа, который основывается на основе показателей развития темперамента. По мнению данного исследователя, темперамент зависит от системы биологических жидкостей на основе выделения нескольких типов [19, с. 137].
Основными показателями для развития темперамента является теория И.П. Павлова, что отражает показатели изучения нервной системы в рамках оценки нервной системы отдельного индивида в тех или иных очертаниях. Именно он указывал на необходимость оценки функциональных особенностей нервной системы [9, с. 15]. Необходимо отметить труды Б. Теплова и В. Небылицина. Данные исследователи указывали на то, что в основном, нервная система играет важную роль в рамках определения показателей работоспособности в зависимости от типа нервной системы [17, с. 8].
В работах Б.М. Теплова, темперамент может определяться как наличие конкретных особенностей развития человека, которые включают в себя определенные показатели эмоциональной возбудимости и желании выражать собственные чувства в рамках конкретизации подвижности нервной системы человека [26, с. 174].
Согласно мнению В.Д. Небылицина, темперамент представляет собой определенный тип психического новообразования, отражающий систему компонентов общей психической активности, моторного развития и эмоциональности. Педагоги в данной системе ориентированы на необходимость личности в процессах самовыражения и успешного освоения тех или иных знаний окружающей деятельности. При оценке двигательного компонента необходимо выделить качества, ориентированные на систему двигательного аппарата [17, с. 179].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование типов темперамента детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования – изучить свойства темперамента детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в ГУО «Средняя школа №12» г. Барановичи.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Личностный опросник Г. Айзенка.
Назначение методики: выявление экстраверсии-интроверсии личности, а также на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма). Методика позволяет выявить тип темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Диагностика самооценки темперамента по Г. Айзенку является классической методикой для определения темперамента.
Испытуемым предлагается ответить на 57 вопросов в виде картинок, которые направлены на выявление обычного способа поведения человека.
Обработка результатов осуществляется согласно ключу. Шкалы методики: экстраверсия – интроверсия; нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность); шкала лжи.
Интерпретация результатов осуществляется по «кругу Айзенка»:
Сангвиник = стабильный + экстравертированный.
Флегматик = стабильный + интровертированный.
Меланхолик = нестабильный + интровертированный.
Холерик = нестабильный + экстравертированный.
2. Методика диагностики темперамента Яна Стреляу направлена на изучение особенностей развития нервной системы ребенка на основе определения уровня возбуждения, силы процессов торможения и уровнем гибкости мыслительных процессов в целом. Данная методика была разработана еще во времена 1974 года на понимании системы того, что темперамент играет важную роль в рамках адаптации человека к окружающей среде.
[...]
Заключение Темперамент представляет собой важный тип индивидуальных психологических качеств человека, что отражается на основе работоспособности и оптимальном уровне развития психических процессов в рамках психической деятельности. Свойства темперамента обладают устойчивым характером, независимостью от содержания деятельности, формальным аспектом. Основными свойствами темперамента являются: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, экстраверсия, интроверсия, активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Старший дошкольный возраст представляет собой важный этап развития мыслительной деятельности детей. Одним из основных способов деятельности является именно игра. Данные показатели ориентированы на развитие как познавательных процессов, так и умения самоконтроля. Процессы обучения детей в последующем основаны на показателях игровой, творческой, конструктивной деятельности.
В основном, для детей старшего дошкольного возраста характерными являются такие показатели как влияние типа темперамента на особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо отметит, что сангвиник представляет собой инициативность в общении, для меланхоликов смущение и эмоциональность, флегматик не любит общение, а холерик отмечается системой неустойчивости развития эмоционального состояния.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики: личностный опросник Г. Айзенка, методика диагностики темперамента Яна Стреляу, «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.
[...]
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2008. – 251 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
4. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: Смысл, 2001. – 346 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2011. – 270 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 541 с.
7. Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У.Б. Гаджиева // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 2. – С. 109-103.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2012. – 480 с.
9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 563 с.
10. Ильина, А. И. Общительность и темперамент у школьников / А. И. Ильина. – Пермь, 2011. – С.67.
11. Ковалев, А.Г. Темперамент и характер / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Издание 2-е. – М.: ЧеРо, 2006. – 766 c.
12. Кречмер, Э. Теория темпераментов / Э. Кречмер. – М.: Дело, 2012. – 212 с.
13. Кривцова, М.А. Темперамент личности и его свойства / М.А. Кривцова, А.В. Авраменко, А.А. Клименко // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 5 (5). – С. 105-111
14. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А. И. Крупнов. – М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2013. – 78 с.
15. Манолова, О.Н. Темпераментальные основы характера: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.Н. Манолова. – М.: Академия, 2005. – 24 с.
16. Михайлова, В.П. Зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит / В.П. Михайлов, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2009. – Выпуск 1 (37). – С. 77–86.
17. Небылицин, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. – 688 с.
18. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2014. – С.145.
19. Ноздрина, Н.А. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента / Н.А. Ноздрина, Р.Р. Дегтярев // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 136-140.
20. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 2010. – 88 с.
21. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 2004. – 244 с.
22. Робер, М. Общие сведения о коммуникации / М. Робер, Ф. Тильман. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 32-34
23. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2012. – 512 с.
24. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
25. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
26. Феоктистова, С.В. Темперамент и механизмы психологической защиты как компоненты системы адаптации личности / С.В. Феоктистова, И.В. Григорьева // Вестник ТвГУ. – 2017. Выпуск 3. – С. 174-178