Введение
Глава 1 Теоретические аспекты склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте
1.1 Суицидальное поведение: основные подходы в психологии
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Склонность к суицидальному поведению у подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте
2.1 Ход проведения исследования и контингент испытуемых
2.2 Характеристика склонности к суицидальному поведению у подростков
2.3 Рекомендации для педагогов по снижению риска суицидального поведения в подростковой среде
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена тем, что подростковый возраст является самым сложным в жизни каждого человека, так как именно в это время начинается формирование личности, ее ценностей и приоритетов. В этот период ребенок поддается своим эмоциям, у него беспричинно меняется настроение, он становится более раздражительным и агрессивным, остро реагирует на незначительные замечания. Подростки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают и теряются. У подростков с низкой стрессоустойчивостью в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде. Кроме того, негативные тенденции в форме деформации моральных устоев, напряженности социальных отношений, конфликтных отношений с родителями приводят к единственному, по их мнению, выходу из сложившейся трудной ситуации, – суициду.
Личностным и характерологическим особенностям часто принадлежит значительная роль в формировании суицидального поведения подростков. Однако, определяющим в плане повышения суицидального риска, являются не определенные характеристики личности, а уровень целостности структуры личности, сбалансированности ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок. Повышенный риск самоубийства среди подростков отмечается у дисгармоничных личностей, где личностная дисгармония может быть обусловлена утрированным развитием отдельных личностных характеристик или их недостаточной выраженностью.
Одной из важнейших задач профилактики суицидального поведения является выделение группы риска. Риск суицидального поведения является комплексной характеристикой психического состояния дезадаптированной личности, сформированной индивидуальным сочетанием особенностей личности и способами ее взаимодействия с социальной средой в экстремальных для нее жизненных ситуациях, что сопровождается негативными аффективными переживаниями и отражает уровень сформированности суицидальных намерений.
Вопрос изучения и профилактики риска суицидального поведения в подростковом возрасте в условиях экономической нестабильности, роста социальных перемен, важен, поскольку на этом возрастном этапе жизни повышается склонность к самоанализу, негативной оценке окружающего мира и своей самооценке. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток является важнейшей задачей психолого-педагогического состава, осуществляющих профилактическую и коррекционную работу с учащимися подросткового возраста группы риска.
Проблемой изучения суицидального поведения у подростков занимались такие ученые как: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко, Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, Э. Шнейдман и многие другие.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте
1.1 Суицидальное поведение: основные подходы в психологииСуицидальная склонность – это предрасположенность индивида к вероятным суицидальным действиям, личностная особенность, отражающая предрасположенность к суицидальному поведению [28, с. 381].
Существуют различные концепции, объясняющие склонность к суицидальному поведению. Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное (направленное на себя) убийство. Современные ученые, стоящие на психоаналитических позициях, не разделяют взгляды З. Фрейда на аутоагрессию. Однако отдают ведущее значение психологическим особенностям личности [24, с. 66].
К. Меннингер придерживается идеи Фрейда о том, что человек в течение всей жизни ведет напряженную борьбу между инстинктами самосохранения и саморазрушения. В результате исследования глубинных мотивов самоубийства, автор выделил три составных части суицидального поведения: иметь желание убить, испытывать желание быть убитым, желание умереть [9, с. 9].
По мнению К. Юнга, у каждого человека отмечается бессознательное стремление к духовному перерождению, что может стать важнейшей причиной суицида. Человек не только желает уйти от невыносимых условий жизни, совершая самоубийств, он стремиться к метафорическому возвращению во чрево матери. Лишь после этого он превратится в ребенка, вновь рожденного, но уже в безопасности [9, с. 7].
В индивидуальной психологии А. Адлера суицид рассматривается в качестве результата кризиса, возникающего в связи с поиском индивидом путей преодоления переживаемого им комплекса неполноценности. В результате индивид попадает в состояние стагнации и регрессии, что не позволяет ему приблизиться к реальности. Суицидальная попытка выступает как крайняя стадия регрессии личности [17, с. 53].
Согласно К. Хорни, суицид представляет собой результат особого сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды, представленный у индивида чувством несоответствия социальным стандартам. По В. Франклу, суицид связан с потерей смысла жизни. Сопутствующая экзистенциальная тревога переживается как страх перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения [17, с. 54].
Представитель бихевиоризма Г.С. Салливан полагал, что каждый индивид сочетает в себе три олицетворения «Я»: когда он чувствует себя в безопасности, когда является «хорошим Я», когда в состоянии тревоги он становится «плохим Я» или вовсе превращается в «не-Я».
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте
2.1 Ход проведения исследования и контингент испытуемыхС целью выявления склонности к суицидальному поведению у подростков было проведено эмпирическое исследование.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между психическими состояниями и склонностью к суицидальному поведению у подростков.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 7-10 классов в возрасте от 13 до 16 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилось исследование склонности к суицидальному поведению в подростковом возрасте;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация результатов, разработка рекомендаций по результатам исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика склонности к суицидальным реакциям» (П.И. Юнацкевич) (Приложение А).
Цель методики: диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Методика содержит 45 утверждений, с которыми респондент либо соглашается, либо не соглашается. Полученные ответы сопоставляются с ключом методики, затем высчитывается оценочный коэффициент, который выражается отношением количества совпадающих ответов с ключом к количеству всех вопросов в методике. Критерии оценки:
1 – это низкий уровень суицидальных реакций.
2 – ниже среднего. У респондентов может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
3 – средний уровень. Для респондентов «потенциал» склонности не отличается высокой устойчивостью.
4 – выше среднего. Респонденты отнесены к группе суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям.
5 – высокий уровень суицидальных реакций. Эти респонденты обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидальным реакциям.
2. Опросник суицидального риска А.Г. Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой (Приложение А).
[...]
ЗаключениеТеоретический анализ литературы по теме исследования показал, что суицидальное поведение представляет собой феномен человеческого поведения, который представляет собой следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях неразрешенного микросоциального конфликта. Суицидальное поведение является аутодеструктивным набором действий, суицидальной активности, возникающим как результат личных трагедий, разногласий между личностью и социальной средой, уход от субъективно невыносимых переживаний. Суицидальная склонность – это предрасположенность индивида к вероятным суицидальным действиям, личностная особенность, отражающая предрасположенность к суицидальному поведению. К факторам повышенного суицидального риска относятся: 1) экстраперсональные: подростковый возраст, экстремальные условия жизнедеятельности, конфликтная психотравмирующая ситуация, употребление психоактивных веществ, пограничные психические расстройства; 2) интраперсональные: особенности характера, низкая толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам, неадекватная самооценка, отсутствие жизненных ценностей.
Основными задачами развития в подростковом возрасте являются: пубертатное развитие, преобразования социализации, когнитивное развитие, становление идентичности. В этот период происходит интенсивное развитие личности: открытие своего «Я», осознание своей уникальности, возникновение рефлексии, что часто приводит пониманию собственного несовершенства, к психологическому кризису и субъективным тяжелым переживаниям. Подростки постоянно сомневаются в своих способностях и знаниях, тревожны, подвержены частым сменам настроения, у них легко возникают страхи. Подростков в связи с психологическими и возрастными особенностями относят к группе риска.
Психологический смысл подросткового суицидального поведения заключается в крике о помощи, стремлении привлечь внимание к своему страданию. Подростки не имеют настоящего желания умереть, как правило, представление о смерти у них является крайне неотчетливым и инфантильным. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что они, не имея достаточного жизненного опыта, не способны правильно определить цель своей жизни и определить пути ее достижения. Особенности проявления суицидального поведения у подростков обусловлены их индивидуально-психологическими характеристиками, характером протекания подросткового периода. Риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте связан со следующими факторами: личностные и характерологические особенности, психологическая нестабильность на фоне тяжело переживаемого подросткового кризиса, дезадаптация, неприятие подростка в школьном коллективе, конфликты в семье, алкоголизация и наркотизация как основа для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для ее реализации.
[...]
1. Аблам, О. Э. Причины суицидального поведения молодежи / О. Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г. Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
2. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика / Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Амбрумова, А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
4. Визель, Т. Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты / Т. Г. Визель, Л. В. Сенкевич, В.А. Янышева. – М. : ФПКМУ, 2007. – 425 с.
5. Виноградова, Е. В. Суицидальные риски у детей с девиантным поведением / Е. В. Виноградова // Медицина. – 2017. – № 22. – С. 9–10.
6. Григоренко, Е. А. Проблема суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Е. А. Григоренко // Научное обозрение. Медицинские работники. – 2016. – № 5. – С. 40–44.
7. Делейчук, Л. Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема / Л. Э. Делейчук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2 (19). – С. 312–314.
8. Игумнов, С. А. Изучение и профилактика суицидального поведения в Беларуси / С. А. Игумнов, А. П. Гелда, Е. В. Гриневич // Медицинская психология в России. – 2017. – № 3. – С. 1–23.
9. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения: метод. рекомендации / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. – Самара, 2005. – 120 с.
10. Кирпиченко, А. А. Суицидальный риск среди подросткового населения г. Витебска / А. А. Карпиченко, А. Н. Барышев // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2015. – № 1, Т. 14. – С. 44–49.
11. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М .: Эксмо, 2005. – 960 с.
12. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psylist.net/praktikum/00297.htm.
13. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
14. Перфилов, Ю. А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю. А. Перфилов, Н. В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
15. Пичиков, А. А. Половые различия суицидального поведения у подростков : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.01.06 / А. А. Пичиков. – СПб. : СПбГУ, 2015. – 19 с.
16. Поздняков, А. В. Суицидальное поведение подростков : психологические и социально-педагогические основы профилактики / А. В. Поздняков // Научно-методический журнал Педагогический поиск. – 2013. – № 3. – С. 34–40.
17. Руженков, В. А. Концепции суицидального поведения / В. А. Руженков, В. В. Руженкова, А. В. Боева // Суицидология. – 2012. – № 1. – С. 52–60.
18. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Синягин, Ю. В. Детский суицид : психологический взгляд / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина. – СПб. : КАРО, 2016. – 176 с.
20. Скачкова, В. А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста / В. А. Скачкова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 11–17.
21. Старшенбаум, Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2005. – 222 с.
22. Султанов, А. А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А. А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии : сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95–99.
23. Сыроквашина, К. В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте / К. В. Сыроквашкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 3 (97). – С. 60–75.
24. Фрейд, 3. Мы и смерть. Танатология / С. Рязанцев. – СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 242 с.
25. Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2001. – 132 с.