Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования метода проектов в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
1.1 Понятие «проект»
1.2 Особенности обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Основные аспекты использования метода проектов при обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Глава 2 Практическое исследование использования метода проектов в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ программы по учебному предмету «Человек и мир» для учащихся I-V классов специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Методические рекомендации к использованию метода проектов в обучении детей младшего школьного возраста с ТНР на уроках «Человек и мир»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном пространстве большое внимание уделяется процессам изучения особенностей обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой специфическую категорию детей, которая характеризуется процессами отставания в психическом развитии, для которых характерными являются такие особенности как речевые дефекты, наличие низкого уровня развития словарного запаса, а также речевые процессы у детей могут отсутствовать полностью. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как вторичное отставание психического развития, что стимулирует интеллектуальное недоразвитие.
Для работы с данной категорией детей характерными являются такие особенности как применение современных технологий обучения. Сюда могут быть включены такие особенности как методы, ориентированные на методы и задачи, направленные на конкретный тип результативности. Одной из наиболее важных технологий в данной системе является именно применения проектных технологий в целом. Данная технология ориентирована на систему реализации комплексного подхода к вопросам соотнесения определенных технических, материальных и программных средств на основе развития учебного процесса. Для данной технологии характерными являются такие особенности как обеспечение эффективных и нормальных условий в рамках включения детей с нарушениями речи в образовательный процесс.
В работе с младшими школьниками проектный метод является важным инструментом обучения. Наглядность является одним из компонентов интегрированной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику лучше понять изучаемый материал на более высоком уровне. Особенности предмета «Человек и мир» заключаются в формировании показателей оценки средового подхода к вопросам развития системы развития определенных образовательных объектов в рамках оценки совместной коммуникации на основе индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Проектная деятельность во многом определяет особенности различных тематических особенностей в рамках определения показателей изучения той или иной тематики в рамках развития системы ориентации во взаимодействии с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Именно определение особенностей развития и организации проектов способствует формированию показателей развития действий в проектной деятельности на основе развития показателей активности учащихся.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты использования метода проектов в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
1.1 Понятие «проект»
Необходимо отметить, что проектное обучение во многом является конкретным способом и средством развития и организации системы эффективного образовательного пространства в рамках развития у детей младшего школьного возраста на основе творческого развития личности в целом. Проект во многом может определяться именно как средство предоставлений творческого подхода к вопросам развития и планирования той или иной деятельности [3, с.42].
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
- совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
- предварительный текст какого-либо документа;
- какой-либо замысел или план.
В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния) [6].
В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами проектирования, существуют и другие, самостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существуют также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования [19, с.44].
Технология проектного обучения предусматривает поэтапную организацию образовательного проекта. Основной целью технологии проектного обучения является создание эффективных условий обучения [7, с.33].
[...]
Глава 2 Практическое исследование использования метода проектов в обучении учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ программы по учебному предмету «Человек и мир» для учащихся I-V классов специальной общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа по учебному предмету «Человек и мир» (далее - программа) предназначена для обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) и учащихся с трудностями психического развития (трудностями в обучении) (далее - ТНР) на младшей ступени общего среднего образования. При разработке данной программы учитывалась возможность ее использования в классах интегрированного обучения и воспитания в средних общеобразовательных школах. В связи с этим содержание данной программы соотнесено и тематически согласовано, насколько это возможно, с программой по предмету «Человек и мир» для I-IV классов общеобразовательных школ [13, с.44].
Основная цель образования - формирование и развитие у учащихся разносторонней и целостной системы представлений об окружающем мире (природе, человеке, обществе), необходимой для эффективного и безопасного взаимодействия с природной и социальной средой и способствующей подготовке к успешному освоению естественнонаучных и обществоведческих предметов на второй ступени общего среднего образования [14, с.121].
Достижение этой цели предполагает решение воспитательных, коррекционных и педагогических задач:
- формирование и обогащение представлений и понятий об окружающих объектах и явлениях, их разнообразии, признаках и свойствах;
- коррекция познавательных процессов, дискурса и эмоциональной сферы учащихся;
- формирование первоначального практического опыта экологически и этически обоснованного поведения на основе знаний о ближайшем природном и социальном окружении;
- овладение практическими навыками и умениями, необходимыми для сохранения и приумножения окружающей среды [15, с.33].
Отбор и систематизация программного материала направлены на реализацию компетентностного подхода. Освоение содержания данной программы обучения позволит приобрести знания и практические навыки, необходимые для формирования позитивного жизненного опыта, социального и личностного развития и социализации.
[...]
Заключение
Анализ научных и методических источников показал, что проект представляет собой определенные действия, которые направлены на процессы создания определенных продуктов и услуг в ситуации конкретных свойств на основе конкретизации тех или иных направлений деятельности. Необходимо отметить, что система проектного обучения во многом является конкретным способом и средством развития и организации системы эффективного образовательного пространства в рамках развития у детей младшего школьного возраста на основе творческого развития личности в целом. Проект во многом может определяться именно как средство предоставлений творческого подхода к вопросам развития и планирования той или иной деятельности.
Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой особую категорию детей, которая характеризуется процессами отставания в психическом развитии, для которых характерными являются такие особенности как речевые дефекты, наличие низкого уровня развития словарного запаса, а также речевые процессы у детей могут отсутствовать полностью. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как вторичное отставание психического развития, что стимулирует интеллектуальное недоразвитие. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как нарушение процессов обучения, что требует более детального подхода.
Необходимо отметить, что в основном, образовательная область «Человек и мир» направлена на развитие творческого подхода к вопросам развития знаний учащихся в системе применения проектного метода обучения. Данные процессы направлены на отличия от традиционных форм обучения в будущем. Данные особенности ориентированы на систему обучения и самообучения в рамках определения конкретных показателей саморазвития. Для детей данной категории характерными являются такие аспекты как развитие познавательного интереса на основе общего устойчивого интереса в целом.
Анализ программы обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи по предметам «Человек и мир» показал, что в основном, программа должна быть соотнесена с основной программой обучения в общеобразовательной школе. Она отражает особенности развития представлений об окружающей предмете в рамках развития системы восприятия мира на основе реализации представлений относительно разнообразия окружающего мира.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2004. – 267 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с
3. Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А. Биржева// Начальная школа. – 2007. – № 3. – С.42–45
4. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 2009. – 320 с.
5. Грищенкова, О.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: пособие / О.В. Грищенкова. – Минск: БГТУ, 2005. – 32 с.
6. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвященных 30- летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2 – Минск: БГПУ, 2006. – 258 с.
7. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э. Загвязинская //Директор школы. – 2004. – № 9. – С.33–40
8. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9. – С.55–59
9. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – № 2. – С.96–101.
10. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С.21–26
11. Любимова, Ю.С. Метод проектов как оригинальная педагогическая технология: исторический опыт и современная практика реализации / Ю.С. Любимова, Е.В. Миранкова // Вестник МГИРО. – 2015. – № 1. – С. 30–35
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2013. – 140 с.
13. Методика преподавания предмета «Человек и мир» [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-03 03 08-02 Олигофренопедагогика. Логопедия / [авт.-сост. Т. С. Кухаренко] ; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П. М. Машерова», Каф. коррекционной работы. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,5 Мб). – Витебск., 2012. – Режим доступа: www.lib.vsu.by. – Дата доступа: 12.02.2024
14. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся : материалы науч.-практ. конф., Минск, 29–30 апреля 2019 г. / редкол. : С. В. Ситникова [и др.] ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образо- вания». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2019. – 154 с.
15. Пахомова, И.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / И.Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с.
16. Поливанова, К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 278 с.
17. Романова, М.В. Управление проектами: учеб. пособие / М.В. Романова. – М. : ИД «ФОРУМ», 2009. – 256 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 2011. – 220 с.
19. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
20. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2016.– 280 с.