Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема восприятия взрослого детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Выводы по главе 1
Глава 2 Исследование восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методология исследования
2.2 Исследование восприятия детьми старшего дошкольного возраста воспитателя в учреждении дошкольного образования
2.3 Содержание работы по адекватному восприятию педагога детьми старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ эффективности работы по формированию адекватного восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социаль¬ной потребности – потребности в общении. В то же время именно в процессе общения со взрослым интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения со взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик окружающих людей, но и вос¬принимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции.
Восприятие шестилетним ребенком окружающих людей находит выражение в его оценочных суждениях. Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают довери¬тельное отношение, привязанность.
Проблема взаимодействия педагога и ребенка является одной из традиционно сложных в образовательном процессе. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительности, эмоциональности, легкой внушаемости) педагогическое воздействие на ребенка оказывается не только посредством передачи самих знаний и воспитания у детей умений, но и тем, каким образом осуществляется это влияние. В этой связи огромное значение имеют то, как личность воспитателя воспринимают дети.
Исследованием проблемы межличностного восприятия в психолого-педагогической науке в разные годы занимались многие ученые: А.А. Бодалев, А.Н. Николаева, Е.А. Панько, Е.И. Комкова, Ю.С. Кондратенко, Е.В. Грачикова и др.
Методические рекомендации по организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях (Минск, 2013) указывают на то, что личность педагога имеет значительное влияние на воспитанников. Педагог должен обладать высокими профессиональными качествами, уметь создавать условия для развития детей, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и уметь управлять своим поведением.
Цель исследования: раскрыть особенности восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста.
[...]
Глава 1 Теоретический анализ проблемы восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Проблема восприятия взрослого детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Восприятие других людей детьми 5-6 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны [31].
С точки зрения П.П. Блонского, важную роль в развитии социальной перцепции детей 5-6 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут соотносить своё поведение, поведение своих товарищей и поступки персонажей художественных произведений. Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 6 годам дети уже смогут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой [5].
Согласно мнению З.З. Магомедова, развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения [28].
Воспитатель как объект познания детьми вызывает к себе определенное отношение. Исследователи отмечают разнообразие отношений к воспитателю и богатство их оттенков у детей старшего дошкольного возраста. Так, исходя из мнения Т.С. Комаровой, «у дошкольников по отношению к воспитателям в этой гамме чувств присутствуют любовь, и привязанность, и эмпатия, и признательность... Вместе с тем, отмечено и негативное отношение – боязнь, амбивалентность, критичность» [21, с.36].
Особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста имеет поведение воспитателя, в целом. Воспитатель для детей дошкольного возраста – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем.
[...]
Глава 2 Исследование восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методология исследования
Исследование особенностей восприятия педагога детьми старшего дошкольного возраста проходило на базе ГУО «Детский сад № 548» г. Минска. В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. Списочный состав исследуемой группы представлен в приложении А. Диагностика проводилась индивидуально с каждым воспитанником УДО.
С целью выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, испытываемых автором рисунка, использовалась методика «Рисунок воспитателя» (Приложение Б).
2.2 Исследование восприятия детьми старшего дошкольного возраста воспитателя в учреждении дошкольного образования
Для исследования восприятия детьми старшего дошкольного возраста воспитателя в учреждении дошкольного образования предварительно с детьми проводилась беседа на тему «Мой любимый воспитатель, какой он?».
Важно знать, какой образ складывается именно у детей старшей группы, когда они слышат слово «воспитатель», как они его себе представляют. Одни воспитанники видят воспитателя добрым и внимательным, проявляющим исключительную заботу о каждом ребенке, которому можно простить небольшие недочеты. А другие, наоборот, видят требовательного и строгого человека.
Чтобы разобраться в этом вопросе, было проведено экспресс-исследование на базе дошкольного учреждения. Результаты экспресс-тестирования представлены в приложении В. Всего приняли участие 25 человек. Участникам опроса было предложено 2 картинки, представляющие двух совершенно разных женщин: она из которых была одета в деловой костюм, а другая в удобную одежду, более подходящую для работы с детьми. Воспитанникам предлагалось выбрать одну из них по своему желанию.
[...]
Заключение
Педагог, включенный во взаимодействие с воспитанниками, одновременно выступает субъектом и объектом познания. Результативность его труда, общения обусловлена тем, как воспринимают его дети, что отражают в поведении, облике, внутреннем мире его, как относятся к нему.
В связи с тем, что многочисленные исследования показывают взаимосвязь между отношением ребенка к педагогу и его стилем руководства детской группой, с целью коррекции взаимоотношений в системе «ребенок - педагог» и разработки рекомендаций для педагога при построении взаимоотношений с воспитанниками необходимо предварительно собрать информацию о характере восприятия детьми воспитателя, для чего они используют методику «Рисунок воспитателя».
По итогам анализа рисунков на начальном этапе исследования в группе приняли участие 25 воспитанников, можно отметить, что в целом в группе преобладает положительный микроклимат, лишь у 3 детей задание вызвало затруднение, дети отказались рисовать воспитателей сославшись на неумение рисовать людей, но нарисовали для них просто приятные рисунки. Анализируя цветовую гамму рисунков, можно так же отметить, что у 20 из 25 детей наблюдается разнообразие ярких цветов и прорисовывание мелких деталей в образе воспитателя, что говорит о самых приятных эмоциях, которые дети испытывают при виде воспитателя, также эти дети нарисовали воспитателя центре рисунка, а вокруг себя, при этом воспитатель был нарисован первым. Однако, у двоих из 25 детей на рисунке не присутствует четкое прорисовывание деталей воспитателей, а также заштриховывание фигуры педагога, что может сигнализировать о нерешительности и не уверенности в своих действиях в общении с воспитателем, а возможно дети просто не умеют рисовать фигуры людей, при этом эти дети использовали карандаши только двух цветов – коричневый и черный, что может говорить о неприятии и безразличии к воспитателям данной группы.
[...]
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Адаева, Д. Н. Организация работы педагога с одаренными детьми / Д. Н. Адаева // Проблемы преемственности в обучении русскому языку в условиях билингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 апреля 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 8-14.
3. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
5. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
7. Вологдина, И. В. Проблема социализации и социального развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии и педагогике / И. В. Вологдина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – С. 90-98.
8. Вольвач, О. В. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте / О. В. Вольвач // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Электронный ресурс, Бийск, 30 апреля 2020 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2020. – С. 112-116.
9. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
10. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.
11. Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И. Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.
12. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
13. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учебное пособие для вузов / О. М. Газина [и др.]; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 111 с.
14. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.
15. Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования: Сборник научных трудов. – Тверь: Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43.
16. Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
17. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 149 с.
18. К вопросу о формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. А. Яковлева, Т. В. Вишневецкая, М. Н. Сидорчук, Е. И. Жульева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 172-177.
19. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
20. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.
21. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 96 с.
22. Кондратьева, Н. Л. Педагогика Марии Монтессори в отечественном дошкольном образовании / Н. Л. Кондратьева, Е. С. Рычагова // Педагогика Монтессори в современной России: Сборник статей к 150-летию со дня рождения Марии Монтессори / Под общей редакцией К.Е. Сумнительного. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 8-25.
23. Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке : борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.
24. Крежевских, О. В. Интерпрофессиональное образование педагога дошкольного образования: монография / О. В. Крежевских. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.
25. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
26. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
27. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.
28. Магомедова, З. З. Теоретические подходы к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста в психологии и педагогике / З. З. Магомедова, В. М. Миназова // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 348-355.
29. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
30. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. – Минск, 2006.
31. Салахова, Л. Д. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников / Л. Д. Салахова // Теория и практика современной педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 171-173.