ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Сформированность представлений о поведении и качествах мальчиков и девочек
2.2 Содержание работы по формированию представлений об особенностях поведения присущих мальчикам и девочкам
2.3 Анализ изменений и полученных результатов экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Сформированность представлений о поведении и качествах мальчиков и девочек
В исследовании принимали участие воспитанники двух старших групп: «Знайки» - контрольная группа (15 детей) и «Классики» - экспериментальная группа (15 детей) (Приложение А).
Цель экспериментальной работы - рассмотреть возможности игры в процессе формирования качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Подобрать и провести диагностику сформированности представлений о поведении и качествах мальчиков и девочек.
2. Осуществить работу по формированию представлений об особенностях поведений присущих мальчикам и девочкам.
3. Выявить динамику сформированности представлений.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа на базе ГУО «Детский сад № 27 г. Барановичи». В исследовании приняли участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывает по 15 детей в возрасте 5 ‒ 6 лет.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности представлений о поведении и качествах мальчиков и девочек.
2.2 Содержание работы по формированию представлений об особенностях поведения присущих мальчикам и девочкам
Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью. Основная проблема – как воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину.
Важно ещё в дошкольном возрасте подвести детей к понимаю отличий в поведении девочек и мальчиков.
В детском саду часто организовывается развивающая среда, которая реализует специфические интересы мальчиков и девочек. Развивающая среды, создаёт искусственную ситуацию по в которой ребёнок может проявлять различное поведение.
Для мальчиков необходимо установить спортивный комплекс, подобрать различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели».
Для девочек оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды. Можно поместить больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам.
Изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки матери», «Ателье». Выделяется место для театральной деятельности, где размещают костюмы для инсценирования литературных произведений.
В книжном уголке можно сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши - выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе».
2.3 Анализ изменений и полученных результатов экспериментального исследования
Контрольный этап проводился по тем же диагностическим заданиям, использованным в ходе констатирующего эксперимента. В контрольном этапе мы изучали только группу «Звёздочки».
Нами была поставлена цель: определить эффективность реализации системы работы по формированию представлений детей о поведении мальчиков и девочек.
Показатели, полученные нами в результате выполнения дошкольниками диагностических заданий, представлены в таблице (Приложение Ж) и в гистограмме 2.
Результаты экспериментальной группы на контрольном этапе:
1)У 8 детей (53%) высокий уровень. Дети уверенно отвечали на вопросы, исправляли неправильные суждения, давали оценку поступкам и действиям.
2)У 7 детей (37%) средний уровень. Дошкольник отвечали, но не во всех ответах они были уверены. Дети знаю какое поведение присуще мальчикам, а какое девочкам. У Кирилла К. остались те же результаты выполнения заданий, из-за отсутствия ребёнка в детском саду.
Ни один ребёнок не показал низкий уровень сформированности представлений о поведении мальчиков и девочек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Необходимость в исследовании данной проблемы, а также в организации работы по полоролевому воспитанию мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка.
Постепенно с каждым годом требования к полоролевому поведению возрастают, что говорит о важности работы с детьми по формированию представлений о поведении девочек и мальчиков.
В дошкольном возрасте основным средством воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования поведения ребенка. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Игра для дошкольников, это способ примерять на себя социальные роли, и продемонстрировать различное поведение.