ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие самооценки в психологии
1.2 Особенности развития самооценки младшего школьника
1.3 Факторы, влияющие на самооценку младшего школьника
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к личности. Целостное становление личности включает такие неотъемлемые составляющие как позитивная самооценка, адекватная оценка своих притязаний, стремление к достижению успеха, социальная активность, развитая саморегуляция.
От самооценки как оценки личности самого себя, своих качеств и своих возможностей, во многом зависит социально-психологическая адаптация личности. Она представляет собой регулятор поведения и деятельности, направлена на мобилизацию сил и ресурсов, придает деятельности и поведению «личностный смысл»; выполняет функцию реализации актуальных и потенциальных возможностей, личностного потенциала. Адекватная самооценка является фактором построения благоприятных взаимоотношений субъекта с окружающим миром, другим людьми, с самим собой. В целом, самооценка является важнейшим компонентом самосознания личности.
Развитие самооценки у детей имеет свои особенности. Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте начинает формироваться дифференцированное самосознание, самооценка и уровень притязаний. Младший школьный возраст представляет собой период активного становления самосознания и самооценки, что связано с включением ребенка в новую социальную среду, значимую и оцениваемую другими людьми деятельность.
Формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социализации, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной) следует начинать в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст представляет собой период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Необходимость адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста связана с тем, что с помощью нее ученик способен правильно оценить свои учебные успехи и достижения, свои способности и возможности. Самооценка играет большую роль в саморегуляции учебной деятельности младших школьников.
В самооценке детей младшего школьного возраста отражаются не только представления как об уже достигнутом, но и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё несовершенный, но играющий большую роль в самoрeгуляции его
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие самооценки в психологии
Основные теории к анализу феномена самооценки изложены в работах отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова), а также в зарубежной психологии (У. Джемс, Ч. Кули, А. Маслоу, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон, Х. Хекхаузен).
В отечественной психологии самооценка рассматривается как сложный феномен. Многие авторы под самооценкой понимают самоотношение (А.В. Захарова, М.И. Лисина, М. Розенберг, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин). Самооценка анализируется как центральное личностное образование, которое формируется еще в раннем возрасте под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с аффективными переживаниями, мотивацией, ценностями личности [12; 16].
Во многих исследованиях самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в образе-Я [1; 2; 13].
Самооценку в качестве важного компоненты самосознания рассматривал Б.Г. Ананьев, согласно которому самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, личностных качеств, образа-Я среди окружающих людей. Самооценка рассматривается в качестве фундаментального образования личности, которое определяет ее активность, отношение к самому себе и другим людям [2, с. 120].
Согласно Л.С. Выготскому, самооценка – это обобщенное, устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе, которое вбирает в себя опыт его деятельности, общение с окружающими людьми [9, с. 395].
Самооценка, по определению Г.С. Абрамовой, – это осознание индивидом самого себя, своих качеств, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающим людям и самому себе. Согласно Г.С. Абрамовой, самооценка подразделяется на адекватную и на неадекватную; если адекватная соответствует реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида, то неадекватная далеко от такого соответствия [1, с. 135].
Исследователи Г.К. Велицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер самооценку рассматривают в качестве продукта отражения индивидов информации о себе в соотношении с конкретными
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень и характер самооценки у детей младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование самооценки у младших школьников с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялся обработка и анализ результатов исследования, разработка программы профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Бреста». В исследовании приняли участие 40 учащихся 3-х классов, из них 20 мальчиков и 20 девочек. Возраст испытуемых – 8-9 лет.
Методика исследования:
С целью выявления уровня и характера самооценки у младших школьников применялась методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. С помощью методики можно выявить, как оценивает себя учащихся по определенным качествам личности, среди которых:
– здоровье;
– ум, способности;
– характер;
– авторитет у сверстников;
– умение многое делать своими руками, умелые руки;
– внешность;
– уверенность в себе.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Результаты методики позволяют определить самооценку испытуемых (очень высокая, высокая, средняя, низкая) а также уровень притязаний (завышенный, адекватный, заниженный) (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыто понятие самооценки в психологии. Самооценка представляет собой важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения. Самооценка – это центральная часть личности, через призму которой преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, прежде всего, становление его личности и индивидуальности. Самооценка предполагает умение оценить свои силы и возможности, умение относиться к самому себе критически. Характер самооценки обусловливает формирование определенных качеств личности, формирует различные формы поведения и регулирует их, обязательное условие осуществления эффективного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сенситивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст.
2. Определены особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте. Особенностями развития самооценки младших школьников являются: 1) развитие самооценки на основе учебных оценок учителя, в оценке деятельности самим ребенком, а также в общении с другими детьми; 2) преимущественно положительное оценивание своей учебной деятельности, связывание неудач только с объективными обстоятельствами; 3) возрастание у младшего школьника критичности, требовательности к себе; 4) переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастание самостоятельности самооценки; 5) становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника. Самооценка младшего школьника как личностное образование не остается стабильной, в зависимости от многих причин и факторов она имеет тенденцию изменяться.
3. Рассмотрены факторы, влияющие на самооценку младшего школьника. Основными факторами, влияющими на самооценку младшего школьника, являются: школьная оценка; оценка учителя, чувство собственной компетентности; оценка своих успехов и достижений; оценка одноклассников; появление и влияние рефлексии, школьная тревожность, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в школе и учебных ситуациях. Самооценка младшего школьника складывается под воздействием определенного жизненного
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 1999. – 672 с.
2. Ананьев, Б.Г. Проблемы возрастной психологии / Б.Г .Ананьев. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008. – 463 с.
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания : хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 33-393.
4. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
5. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М. : «Педагогика», 1972. – 352 с.
6. Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
7. Бурамбаева, Д.А. Формирование адекватной самооценки младших школьников как фактор психологической безопасности личности / Д.А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-9.
8. Велицкас, Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г.К. Велицкас, Ю.Б. Гиппернрейтер // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 45-54.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2008. – 452 с.
10. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания : Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7-44.
11. Залевский, Ф.С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф.С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
12. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5-14.
13. Зиновьева, Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников : автореф. дис. канд. психол. наук / Э.В. Зиновьева. – Москва, 2005. – 19 с.
14. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 512 с.
15. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
16. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М. : Академия, 2007. – 243 с.
17. Микляева, А.В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Миикляева, П.В. Румяцева. – СПб. : Речь, 2007. – 248 с.
18. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
19. Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова. – 2015. – № 2. – С. 110-112.
20. Пирожкова, Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н.В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 72-77.
21. Савонько, Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М. : Педагогика, 1972. – С. 158-163.
22. Сергеева, Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. – М., 2016. – С. 9-12.
23. Сергеева, Б.В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. С. 128-132.
24. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224-234.
25. Соколова, Е.Т. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки / Е.Т. Соколова, Е.О. Федотова // Вестник МГУ. – 1986. – № 1. – С. 85-88.
26. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
27. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Сб. материалов научн.-практ. конф. – Новосибирск, 2016. – С. 125-129.
28. Фатуллаева, А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки младших школьников / А.Т. Фатуллаева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 112-116.
29. Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892-894.
30. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М. : Академия, 1990. – 450 с.
31. Шагиева, А.И. Влияние самооценки на ситуативную тревожность младших школьников / А.И. Шагиева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 26-30.
32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
33. Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151-155.